Воспользуемся графоаналитическим методом расчета (метод отрезков [1. С. 57–61].
Частота вращения холостого хода вала электродвигателя:
, .
Номинальная частота вращения вала электродвигателя:
Допустимый пусковой ток: I1 = Iдоп = (2…2,5)Iн [А],
Ток переключения: I2 = (1,1…1,2)Iн [А],
Порядок построения пусковой диаграммы, рис. 4:
Сначала строится естественная характеристика 1 двигателя и проводится вертикальная линия, соответствующая абсциссе I1 = Iдоп. Через точки с координатами (0; ω0) и (0; I1) проводится искусственная характеристика 3, соответствующая включению в цепь якоря всех ступеней пускового резистора RдN.
Затем строится вертикальная линия соответствующая току I2.
|
|
|
По пусковой диаграмме (рис. 4) определяем число ступеней добавочного резистора m и приводим схему включения пускового резистора (рис. 3).
Определяем масштаб сопротивления резисторов: .
Сопротивление отдельных ступеней резистора:
Общее сопротивление резистора:
Задача №3. Построение характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором
Для металлургических и краново-металлургических механизмов, используется ЭП, в котором асинхронный двигатель имеет фазный ротор (380/220 В, 50 Гц). Рассчитать и построить естественную электромеханическую и механическую характеристики двигательного режима. Технические данные для расчета приведены в табл.3.
Таблица 3.
Шифр | Тип двигателя | Pн, кВт | nн, об/мин | lм | I1н, А | R1, Ом | χ1, Ом | R2, Ом | χ2, Ом | k |
ПВ = 15% | ||||||||||
01 | МТН111 – 6 | 3,5 | 870 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,54 |
02 | МТН112 – 6 | 5,3 | 885 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 3,1 |
03 | МТН211 – 6 | 8,2 | 900 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 2,18 |
04 | МТН311 – 6 | 13 | 925 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 4,2 |
05 | МТН312 – 6 | 17,5 | 945 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 2,66 |
06 | МТН311 – 8 | 9 | 675 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,07 |
07 | МТН312 – 8 | 13 | 690 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,54 |
08 | МТН411 – 6 | 27 | 950 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,37 |
09 | МТН412 – 6 | 36 | 955 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 1,96 |
10 | МТН411 – 8 | 18 | 695 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 2,96 |
ПВ = 25% | ||||||||||
11 | МТН111 – 6 | 3,5 | 870 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,54 |
12 | МТН112 – 6 | 5,3 | 885 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 3,1 |
13 | МТН211 – 6 | 8,2 | 900 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 2,18 |
14 | МТН311 – 6 | 13 | 925 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 4,2 |
15 | МТН312 – 6 | 17,5 | 945 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 2,66 |
Продолжение таблицы 3.
|
|
Шифр | Тип двигателя | Pн, кВт | nн, об/мин | lм | I1н, А | R1, Ом | χ1, Ом | R2, Ом | χ2, Ом | k |
16 | МТН311 – 8 | 9 | 675 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,07 |
17 | МТН312 – 8 | 13 | 690 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,54 |
18 | МТН411 – 6 | 27 | 950 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,37 |
19 | МТН412 – 6 | 36 | 955 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 1,96 |
20 | МТН411 – 8 | 18 | 695 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 2,96 |
ПВ = 40% | ||||||||||
21 | МТН111 – 6 | 3,5 | 870 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,54 |
22 | МТН112 – 6 | 5,3 | 885 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 3,1 |
23 | МТН211 – 6 | 8,2 | 900 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 2,18 |
24 | МТН311 – 6 | 13 | 925 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 4,2 |
25 | МТН312 – 6 | 17,5 | 945 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 2,66 |
26 | МТН311 – 8 | 9 | 675 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,07 |
27 | МТН312 – 8 | 13 | 690 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,54 |
28 | МТН411 – 6 | 27 | 950 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,37 |
29 | МТН412 – 6 | 36 | 955 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 1,96 |
30 | МТН411 – 8 | 18 | 695 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 2,96 |
ПВ = 60% | ||||||||||
31 | МТН111 – 6 | 3,5 | 870 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,54 |
32 | МТН112 – 6 | 5,3 | 885 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 3,1 |
33 | МТН211 – 6 | 8,2 | 900 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 2,18 |
34 | МТН311 – 6 | 13 | 925 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 4,2 |
35 | МТН312 – 6 | 17,5 | 945 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 2,66 |
36 | МТН311 – 8 | 9 | 675 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,07 |
37 | МТН312 – 8 | 13 | 690 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,54 |
38 | МТН411 – 6 | 27 | 950 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,37 |
39 | МТН412 – 6 | 36 | 955 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 1,96 |
40 | МТН411 – 8 | 18 | 695 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 2,96 |
ПВ =15 % | ||||||||||
41 | МТН111 – 6 | 3,5 | 800 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,45 |
42 | МТН112 – 6 | 5,3 | 850 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 4,1 |
43 | МТН211 – 6 | 8,2 | 875 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 3,15 |
44 | МТН311 – 6 | 13 | 875 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 3,85 |
45 | МТН312 – 6 | 17,5 | 845 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 3,15 |
46 | МТН311 – 8 | 9 | 775 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,25 |
47 | МТН312 – 8 | 13 | 700 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,50 |
48 | МТН411 – 6 | 27 | 800 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,50 |
49 | МТН412 – 6 | 36 | 900 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 2,15 |
50 | МТН411 – 8 | 18 | 775 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 3,05 |
Продолжение таблицы 3.
Шифр | Тип двигателя | Pн, кВт | nн, об/мин | lм | I1н, А | R1, Ом | χ1, Ом | R2, Ом | χ2, Ом | k |
ПВ = 25% | ||||||||||
51 | МТН111 – 6 | 3,5 | 800 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,45 |
52 | МТН112 – 6 | 5,3 | 850 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 4,1 |
53 | МТН211 – 6 | 8,2 | 875 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 3,15 |
54 | МТН311 – 6 | 13 | 875 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 3,85 |
55 | МТН312 – 6 | 17,5 | 845 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 3,15 |
56 | МТН311 – 8 | 9 | 775 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,25 |
57 | МТН312 – 8 | 13 | 700 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,50 |
58 | МТН411 – 6 | 27 | 800 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,50 |
59 | МТН412 – 6 | 36 | 900 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 2,15 |
60 | МТН411 – 8 | 18 | 775 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 3,05 |
ПВ = 40 % | ||||||||||
61 | МТН111 – 6 | 3,5 | 800 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,45 |
62 | МТН112 – 6 | 5,3 | 850 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 4,1 |
63 | МТН211 – 6 | 8,2 | 875 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 3,15 |
64 | МТН311 – 6 | 13 | 875 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 3,85 |
65 | МТН312 – 6 | 17,5 | 845 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 3,15 |
66 | МТН311 – 8 | 9 | 775 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,25 |
67 | МТН312 – 8 | 13 | 700 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,50 |
68 | МТН411 – 6 | 27 | 800 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,50 |
69 | МТН412 – 6 | 36 | 900 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 2,15 |
70 | МТН411 – 8 | 18 | 775 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 3,05 |
ПВ = 60 % | ||||||||||
71 | МТН111 – 6 | 3,5 | 800 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 4,45 |
72 | МТН112 – 6 | 5,3 | 850 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 4,1 |
73 | МТН211 – 6 | 8,2 | 875 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 3,15 |
74 | МТН311 – 6 | 13 | 875 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 3,85 |
75 | МТН312 – 6 | 17,5 | 845 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 3,15 |
76 | МТН311 – 8 | 9 | 775 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,25 |
77 | МТН312 – 8 | 13 | 700 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 4,50 |
78 | МТН411 – 6 | 27 | 800 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 2,50 |
79 | МТН412 – 6 | 36 | 900 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 2,15 |
80 | МТН411 – 8 | 18 | 775 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 3,05 |
Окончание таблицы 3.
Шифр | Тип двигателя | Pн, кВт | nн, об/мин | lм | I1н, А | R1, Ом | χ1, Ом | R2, Ом | χ2, Ом | k | ||||||
ПВ = 15 % | ||||||||||||||||
81 | МТН111 – 6 | 3,5 | 785 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 3,95 | ||||||
82 | МТН112 – 6 | 5,3 | 750 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 3,75 | ||||||
83 | МТН211 – 6
| 8,2 | 925 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 2,95 | ||||||
84 | МТН311 – 6 | 13 | 915 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 3,75 | ||||||
85 | МТН312 – 6 | 17,5 | 875 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 2,75 | ||||||
86 | МТН311 – 8 | 9 | 750 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,15 | ||||||
87 | МТН312 – 8 | 13 | 675 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 3,85 | ||||||
88 | МТН411 – 6 | 27 | 815 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 3,15 | ||||||
89 | МТН412 – 6 | 36 | 925 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 2,50 | ||||||
90 | МТН411 – 8 | 18 | 815 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 3,75 | ||||||
ПВ = 25 % | ||||||||||||||||
91 | МТН111 – 6 | 3,5 | 785 | 1,2 | 11,6 | 2,62 | 1,7 | 0,671 | 0,565 | 3,95 | ||||||
92 | МТН112 – 6 | 5,3 | 750 | 2,0 | 15,3 | 1,61 | 1,14 | 0,603 | 0,625 | 3,75 | ||||||
93 | МТН211 – 6 | 8,2 | 925 | 2,0 | 24,6 | 0,835 | 0,88 | 0,466 | 0,666 | 2,95 | ||||||
94 | МТН311 – 6 | 13 | 915 | 2,5 | 35 | 0,51 | 0,645 | 0,124 | 0,241 | 3,75 | ||||||
95 | МТН312 – 6 | 17,5 | 875 | 2,4 | 43 | 0,337 | 0,431 | 0,125 | 0,254 | 2,75 | ||||||
96 | МТН311 – 8 | 9 | 750 | 2,0 | 26,1 | 0,98 | 0,843 | 0,498 | 0,643 | 2,15 | ||||||
97 | МТН312 – 8 | 13 | 675 | 2,5 | 34,7 | 0,534 | 0,529 | 0,13 | 0,182 | 3,85 | ||||||
98 | МТН411 – 6 | 27 | 815 | 3,0 | 65 | 0,219 | 0,271 | 0,08 | 0,233 | 3,15 | ||||||
99 | МТН412 – 6 | 36 | 925 | 3,1 | 87 | 0,133 | 0,197 | 0,059 | 0,173 | 2,50 | ||||||
00 | МТН411 – 8 | 18 | 815 | 2,5 | 48 | 0,352 | 0,507 | 0,125 | 0,245 | 3,75 | ||||||
Здесь: Рн - номинальная мощность двигателя;
nн - номинальная частота вращения вала электродвигателя;
λм = Ммах /Мн – перегрузочная способность двигателя;
I1н - номинальный ток статора;
R1- активное фазное сопротивление обмотки статора;
χ1 - индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора;
R2 - активное фазное сопротивление обмотки ротора;
χ2 - индуктивное сопротивление обмотки ротора;
k - коэффициент трансформации напряжения.