Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

 2 Б класс Учитель Львова А.В.

№ п/п

Дата,

сроки изучения темы, раздела

Тема (раздел)

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля

Примечание

Предметные знания УУД
 

Раздел 1. Каким бывает слово (21 час)

1 1.09 Правила безопасного поведения на уроках литературного чтения. Урок Мира. Урок Знаний.

В результате изучения темы обучающийся научится

понимать:

функции слова в речи человека;

жанровые особенности пословицы;

получит возможность научиться:

пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке;

выразительно читать текст в предлагаемом жанре;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

В результате изучения раздела обучающиеся будут: Познавательн.: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Личностные:

У обучающихся формируется положительная мотивация к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

получают представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому

Коммуникативные:

получают представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

Личностные:

Формируется представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

Моделирование типа речи «рассуждение» на примере дидактических текстов (на каждом уроке).

Чтение произведения в жанре послания.

Применение способа синтагматического чтения
на текстах в жанре послания. Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стихотворении
о значении слова. Освоение способов анализа. Парная и групповая работа по составлению партитуры лирического произведения. Выразительное чтение
с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Анализ дидактических текстов о роли слова в жизни человека. Вычленение основной мысли, определение темы. Составление партитуры для чтения пословицы.

Наблюдение за текстами в жанрах пословицы, рассказа, притчи, лирического и шуточного стихотворений, притчи-сказки. Анализ произведений.

Сочинение-рассуждение «Объяснение смысла пословицы о слове».

Сочинение-прогнозирование авторской истории.

Презентация сочинений.

Моделирование жанра притчи. Парная, групповая работа, связанная с прогнозированием, интерпретацией притч.

Наблюдение за текстами в жанрах пословицы, рассказа, притчи, лирического и шуточного стихотворений, притчи-сказки. Анализ произведений.

Сочинение-рассуждение «Объяснение смысла пословицы о слове». Создание посланий (записок, открыток, телеграмм) с целью передачи информации.

Подготовка материалов литературно-иллюстративного журнала. Сбор материалов для портфолио учащегося.

Наблюдение за текстами в жанре послания, различение и сходство их по разным признакам (художественное и риторическое послание).

Выявление авторского отношения к адресату.

Наблюдение за интонацией и ритмом стихотворения, поиск мест, где ритм и интонация меняются.

Определение роли строфы в стихотворении.

Наблюдение за употреблением фразеологических оборотов в художественном тексте и определение их роли.

Наблюдение за употреблением слов и выражений
в переносном значении в рассказе, сказке, притче

Наблюдение за художественным описанием в разных литературных жанрах (рассказе, лирическом стихотворении, сказке). Моделирование развернутого ответа на вопрос. Сочинение-прогнозирование «О чем шептал каждому из нас хозяин лесов».

   
2 2.09 Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С. Пушкина.    
3 3.09 Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С. Пушкина. Стихотворение наизусть (на выбор)  
4 7.09 Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А. Тарковский «Слово только оболочка…»   Выразительное чтение (наизусть по желанию)       
5 8.09 Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?» Развернутый ответ на вопрос  
6 9.09 Стартовая (входная) комплексная работа. Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова.

 

Подбор пословиц на заданную тему

 
7 10.09 Пословицы о значении слова в жизни человека.  
8 14.09 Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В. Суслов «Как работает слово» Выразительное чтение (наизусть по желанию  
9 15.09 Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски». Творческая работа  
10 16.09 Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А. Пермяк «Пастух и Скрипка» Творческая работа  
11 17.09 Притча. Прямое и переносное значение слова в притче.  В.В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». «взрослое» чтение  
12 21.09 Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А. Меню. «взрослое» чтение  
13 22.09 Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А. Ахматова «Тайны ремесла». Выразительное чтение (наизусть по желанию  
14 23.09 Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К. Сологуб «Глаза». «взрослое» чтение  
15 24.09 Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М. Пришвин «Летний дождь» «взрослое» чтение  
16 28.09 Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М. Пришвин «Летний дождь» Творческая работа  
17 29.09 Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) «взрослое» чтение  
18 30.09 Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) Стихотворение наизусть  
19 1.10 Способы передачи настроения героя Описание «ощущения» героя В.В. Лунин «Музыка»    
20 5.10 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
21 6.10. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении    
 

Раздел 2. Волшебные превращения слова (25 часов)

22 7.10 Спор в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения   А.К. Дитрих «Говорила туча туче»    
23 8.10 Спор в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения   Э. Мошковская    
24 12.10 Волшебные превращения слова

В результате изучения темы обучающийся научится

понимать: 

способы передачи настроения этих героев;

особенности игрового, юмористического текста;

получит возможность научиться:

определять отношение автора к предмету описания; составлять портрет героя;

раскрывать смысл названия текста;

формулировать особенности художественного образа поэтического текста с целью передачи настроения автора, героя произведения;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

В результате изучения литературного чтения обучающийся 2 класса:

Познавательные научится

считать книгу источником информации;

читать текст целыми словами;

отвечать на вопрос по содержанию прочитанного;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

иметь представление о понятиях «текст», «раздел»;

выделять в тексте абзац;

контролировать правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

находить страницу книги по номеру;

пользоваться оглавлением и пиктограммами в учебнике;

уметь соотносить текст и иллюстрацию;

участвовать в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Личностные:

У обучающихся формируется положительная мотивация к процессу чтения, проявляется интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

Формируется мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимое отношение к мнению других читателей,

представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому

Коммуникативные:

Получают представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями,

о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

Анализ дидактических текстов о поведении человека, его речи, умении спорить.

Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни и лингвистической сказки.

Моделирование развернутого ответа на вопрос
об основном смысле произведения.

Сочинение-прогнозирование шуточного стихотворения.

Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Работа с орфографическим, толковым словарями и сносками в учебнике.

Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении

Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте.

Определение смысла заглавия разных произведений.

Наблюдение за развитием сюжета в русской народной сказке и басне.

Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни. Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке.

Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического стихотворения.

Чтение произведений по ролям.

Дискуссия о речевом поведении персонажа.

Определение жанровых особенностей притчи: поучения, ситуации из жизни и иносказания.

Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте.

Определение основной мысли в разных произведениях. 

Составление характеристики персонажа, определение авторского отношения к нему. Роль диалога в художественном произведении: речь как характеристика перс

 

 

   
25 13.10 Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля» Творческая работа  
26 14.10 Тон чтения Диалог героев Ю. Тувим «Словечки-калечки» Выразительное чтение (наизусть по желанию  
27 15.10 Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах. «Заяц-хвастун» русская народная сказка Выразительное чтение (наизусть по желанию  
28 19.10 Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям.  И.А. Крылов «Кукушка и Петух» Чтение по ролям  
29 20.10 Слова-поучения в сказке и басне Чтение по ролям  
30 21.10 Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М. Подгаецкая «Ударение».    
31 22.10 Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М. Подгаецкая «Ударение» «взрослое» чтение  
32 26.10  Необычные слова. Образ героя. Способы его создания С. Чёрный «Воробей» Развернутый ответ на вопрос  
33 27.10 Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И. Белов «Как воробья ворона обидела» Стихотворение наизусть  
34 28.10 Необычные герои. Неживые предметы – герои стихотворений. Интонация. Настроение. Я.Л. Аким «Что говорят двери» «взрослое» чтение  
35 29.10 Перемена интонации при чтении по ролям. Н. Демыкина «Капризный день» Чтение по ролям  
36 10.11 Речевой этикет. О.Е. Григорьев «Гостеприимство» Выразительное чтение (наизусть по желанию  
37 11.11 Интонационное выражение характера и чувств героя. И. Шевчук «Подарок» Стихотворение наизусть  
38 12.11 Речевой этикет О.И. Выготская «Мягкий знак» Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э. Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки» Стихотворение наизусть  
39 16.11 Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Притча о Эзопе.  Значение слова. Ошибки в речи. Дж.Родари «Страна без ошибок».   Выразительное чтение (наизусть по желанию  
40 17.11 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении Чтение по ролям  
41 18.11 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении Выразительное чтение (наизусть по желаниюпересказ  
 

Раздел 3. Волшебники слова (15 часов)

42 19.11 Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ Дж. Родари «Чем писать».

В результате изучения темы обучающийся научится

понимать: 

жанровые особенности литературной притчи;

композиционные особенности притчи;

получит возможность научиться:

 подбирать заголовок к тексту;

выделять содержательные особенности литературной притчи;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

терпимое отношение к мнению других читателей, мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению

Познавательные

Получат представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому

Коммуникативные: получат

представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

Анализ дидактических текстов о роли читателя.

Анализ произведений в жанрах юмористического стихотворения, притчи, рассказа, колыбельной, авторской сказки, миниатюры.

Моделирование жанра миниатюры.

Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Рассказ притчи близко к тексту с последующим оцениванием.

Сочинение-рассуждение «О чем мечтал кораблик». Презентация сочинений. Оценивание.

Парная и групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам, их поведению.

Сочинение-рассуждение «Какое доброе дело придумали медвежонок и ежик?».

Сочинение-миниатюра «Что мне известно о слове?».

Интерпретация в выразительном чтении текстов разных жанров.

Пропедевтика изобразительных средств
в стихотворении о временах суток.

Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры.

Выразительное чтение (наизусть по желанию  
43 23.11 Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н. Толстой «Веник». пересказ  
44 24.11 Интонация. Ритм. И. Мазнин «Давайте дружить» пересказ  
45 25.11 Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н. Матвеева «Кораблик» Стихотворение наизусть  
46 26.11 «Житейская» история в небольшом рассказе. Е. Пермяк «Как Маша стала большой» Творческая работа  
47 30.11 «Житейская» история в небольшом рассказе. Э. Шим «Жук на ниточке»    
48 1.12 Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С. Шефнер «Колыбельная» Выразительное чтение (наизусть по желанию  
49 2.12 Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г. Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» Выразительное чтение (наизусть по желанию  
50 3.12 Образ героя. Авторское воплощение. Г.М. Кружков «Утро-весёлый маляр»  Творческая работа  
51 7.12 Образ героя. Авторское воплощение. Г.М. Кружков «Утро-весёлый маляр»    
52 8.12 Рассказ – миниатюра. М.М. Пришвин «Слово - звезда» Выразительное чтение (наизусть по желанию  
53 9.12 Рассказ – миниатюра. М.М. Пришвин «Слово - звезда» Творческая работа  
54 10.12 Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю. Шим «Цветной венок» «взрослое» чтение  
55 14.12 События в рассказе. В.И. Белов «Радуга». Развернутый ответ на вопрос  
56 15.12 События в рассказе. В.А. Бахревский «Хозяева лета». «взрослое» чтение  
 

КНИГА II. Введение в мир сказочного слова (5 часов)

57 16.12 Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С. Соколов - Микитов «Звезда».  

Обучающие получат возможность:

Познавательные

контролировать правильность чтения других учеников, фиксировать ошибки в процессе чтения;

пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию;

Регулятивные:

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

«взрослое» чтение  
58 17.12 Проверка техники чтения.      
59 21.12 Тема текста. В.Д. Берестов «Недаром сказку любят дети»   Выразительное чтение (наизусть по желанию  
60 22.12 Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А. Черченко «Как рождается сказка   Развернутый ответ на вопрос  
61 23.12 Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)      
 

Раздел 1. Слово в русской народной сказке. (21 часов)

62 24.12 Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь».

В результате изучения темы обучающийся научится

понимать:

виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, социально-бытовые) и авторские;

жанровые особенности сказки; композиционные особенности сказки;

особенности сюжета русских народных сказок;

особенности построения русской народной волшебной сказки;

получит возможность научиться:

выделять содержательные особенности русской народной сказки, сказки-притчи, авторской сказки;

выделять особенности сюжета русских народных сказок;

выделять композиционные особенности народной волшебной и авторской сказок;

рассказывать сказку близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

 

Личностные

У обучающихся формируется: понятие жизни, родины, доброты, семьи, любви  как ценности;

   терпимое отношение к мнению других читателей, мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению,

Коммуникативные:

Получают представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

 

Анализ дидактического текста, чтение миниатюры в соответствии с критериями выразительного чтения. Сопоставление «партитуры» чтения.

Наблюдение за разными сказками, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение
за сюжетом. Выразительное чтение отрывков сказки
с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Выявление трудностей во время чтения русской народной сказки и их преодоление.

Сочинение-прогнозирование по заглавию сказки.

Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ русских народных сказок: волшебных, бытовых, о животных.

Инсценирование сказок.

Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Определение ритмического рисунка в процессе чтения миниатюры. Подбор однокоренных слов к слову «сказка». Определение этимологии этого слова. Первичное определение особенностей бытовой сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Определение особенностей волшебной сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Моделирование сюжета волшебной сказки.

Определение особенностей сказки о животных. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

Конкурс на лучшего рассказчика русской народной сказки.

Развернутый ответ на вопрос  
63 28.12 Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь» пересказ  
64 29.12 Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер» «взрослое» чтение  
65   Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер»    
66 11.01 Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему. Спор героев. Инсценировка сказки «Мороз, Солнце и Ветер» Чтение по ролям  
67 12.01 Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя «Кулик»    
68 13.01 Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик» «взрослое» чтение  
69 14.01 Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик»

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-воспринимать книгу как  источник информации;

 - получат представление о многообразии книг;  

-правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями,

-обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

 -получат представление о понятиях «текст», «раздел»;

- научатся давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме;

 

Развернутый ответ на вопрос  
70 18.01 Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна» «взрослое» чтение  
71 19.01 Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.  Ответы на вопросы  
72 20.01 Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна»    
73 21.01 Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна - царевна» пересказ  
74 25.01 Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный»    
75 26.01 Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля».    
76 27.01 Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля» «взрослое» чтение  
77 28.01 Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля» пересказ  
78 1.02 Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка»    
79 2.02 Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка». Чтение по ролям  
80 3.02 Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка».    
81 4.02 Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды    
82 8.02 Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)    
 

Раздел 2. Притчевое слово в сказке (7 часов)

83 9.02 Притча. Сказка-притча Обращение автора к читателю.

В результате изучения темы обучающийся научится

понимать:

жанровые и композиционные особенности притчи;

по получит возможность научиться:

выделять композиционные особенности притчи;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Личностные

будут сформированы:

 положительная мотивация к процессу чтения,

 интерес и желание познавать новое во время чтения и слушания произведений разных жанров;

 

Наблюдение за разными сказками-притчами, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы

в тексте произведения. Наблюдение за повествованием

в сказке-притче. Парная и групповая работа 

по составлению плана к сказке-притче. Наблюдение

за сюжетом и поведением персонажей. Моделирование характеристики персонажа. Выразительное чтение отрывков сказки-притчи с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Сочинение-прогнозирование сказки-притчи. Сопоставление бытовой сказки и сказки-притчи.

Определение особенностей сказки-притчи. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче. Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче.

 
84 10.02 Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце»   Выборочное чтение
85 11.02 Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д. Ушинский «Два плуга» пересказ  
86 15.02 Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д. Ушинский «Ветер и солнце» пересказ  
87 16.02 Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного  Чтения. Н.Г. Гарин - Михайловский «Знаем!» «взрослое» чтение
88 17.02 Урок – рефлексия: что такое притча?  
89

18.02

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

 
   
 

Раздел 3. Мир природы в авторских сказках. (10 часов)

90 22.02 Авторская литературная сказка Обращение автора к читателю Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»

В результате изучения темы обучающийся научится различать:

виды сказок: русские народные и авторские;

композиционные особенности авторской сказки;

способы изображения особенностей персонажа;

получит возможность научиться:

выделять композиционные особенности авторской сказки;

выделять способы изображения особенностей персонажа;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

 

  Познавательные

Научатся

  воспринимать книгу как источник информации;

получат представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

научатся правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями, научатся обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

 получат представление о понятиях «текст», «раздел»;

научатся давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме; научатся

 находить страницу книги по номеру;

 сумеют соотносить текст и иллюстрацию;

 выбирать заглавие к тексту из нескольких предложений

Наблюдение за авторскими сказками о природе, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в авторской сказке. Парная и групповая работа по составлению плана к авторской сказке. Наблюдение за сюжетом и поведением персонажей. Моделирование характеристики персонажа. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» по модели. Наблюдение за стилем автора-сказочника.

Сочинение отзыва-впечатления о персонаже сказки.

Презентации сказок (по выбору учащихся), иллюстрирование, драматизация.

Пропедевтика изучения изобразительных средств (эпитета, олицетворения) на примере авторской сказки
о зиме. Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке. Слияние прозаического и стихотворного стиля в произведении.

Выявление особенностей авторского стиля в сказках
о природе.

   
91 24.02 Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»    
92 25.02 Обучение пересказу текста описания. И.С. Соколов - Микитов «Зимняя ночь» Выборочное чтение  
93 1.03 Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А. Чарская «Зимняя сказка» иллюстрирование
94 2.03 Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов) Л.А. Чарская «Зимняя сказка» Выразительное чтение (наизусть по желанию
95 3.03 Сказочные события Структура сказки О.О. Дриз «Как родилась Зима»    
96 4.03 Чтение сказки по ролям О.О. Дриз «Как родилась Зима» Творческая работа  
97 9.03 Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча    
98 10.03 Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных  сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам Чтение по ролям
99 11.03 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении «диафильм»
 

Раздел 4. Герой в авторских сказках о животных. (9 часов)

100 15.03 Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И. Даль «Ворона»

В результате изучения темы обучающийся научится:

различать

виды сказок: русские народные и авторские;

выделять композиционные особенности авторской сказки;

способы изображения особенностей персонажа;

отличать авторские сказки от русских народных сказок;

выделять способы изображения особенностей персонажа;

подготовить рассказ о герое сказки;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Личностные

Обучающиеся получат возможность сформировать:

 -представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении;

- интерес к пониманию замысла художественно

го произведения в определенном жанре

Наблюдение за авторскими сказками о животных, различение и сходство их по разным признакам (содержание и форма). Наблюдение за повествованием
в сказке, подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за изображением героя-животного, поступками персонажей. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «рассуждения» и текста, приближенного к художественному. Презентация работы. Дискуссия по презентациям.

Выявление способов изображения животных в авторских сказках. Особенности построения авторской сказки
о животных (пропедевтика изучения композиции). Составление характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи. Выявление отличий авторских сказок от русских народных сказок
о животных.

«взрослое» чтение  
101 16.03 Структура сказки, схожесть её с народной В.И. Даль «Ворона» Деление текста на части
102 17.03 Чтение сказки по ролям В.И. Даль «Ворона» Чтение по ролям
103 18.03 Поучение в сказке о животных. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей» «взрослое» чтение  
101 29.03 Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д. Телешов «Покровитель мышей» Чтение по ролям  
105 30.03 Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н. Толстой «Картина» Чтение по ролям  
106 31.03 Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И. Хармс «Про собаку Бубу»    
107 1.04 Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И. Хармс «Про собаку Бубу»

драматизация

109 5.04 Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.    
 

Раздел 5. Герой в авторских сказках о волшебстве. (8часов)

110 6.04 Волшебные авторские сказки Герой сказки, его описание Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!»

В результате изучения темы обучающийся научится: понимать способы изображения внешнего вида и характера героев;

приемы создания образа животного;

отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных; отличать авторские сказки от русских народных сказок о животных;

будет иметь возможность оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

подготовить рассказ о герое сказки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Регулятивные:

Обучающие получат возможность:

контролировать правильность чтения других учеников,

фиксировать ошибки в процессе чтения;

Познавательные

Научатся пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

 

Личностные

Обучающиеся получат возможность: принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, сострадание, взаимопомощь и т. д.

Коммуникативные: научатся

   терпимо относится к мнению других читателей, принимать мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению

Личностные:

будет сформировано

 представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому Коммуникативные:

получат представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

Наблюдение за авторскими сказками о волшебстве. Моделирование развернутого ответа по теме: «Характеристика персонажа». Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей. Рассказывание отрывков сказки с последующим оцениванием.

Сочинение – развернутый ответ на вопрос.

Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке. Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики.

«взрослое» чтение  
111 7.04 Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!»    
112 8.04 Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. Творческая работа  
113 12.04 Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки.    
114 13.04 Герой сказки. Речь героя. Т.И. Александрова «Кузька» «взрослое» чтение  
115 14.04 Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И. Александрова «Кузька» пересказ  
116 15.04 Герой сказки. Речь героя. Т.И. Александрова «Кузька» Деление текста на части  

117

19.04

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

   
   
   
   
   
   
 

Раздел 6. Поэтическая сказка. (11 часов)

118 20.04 Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я. Маршак «Вчера и сегодня»

В результате изучения темы обучающийся научится

понимать: 

особенности построения и содержания поэтической сказки;

особенности языка поэтической сказки;

получит возможность научиться:

выделять особенности построения и содержания поэтической сказки;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Познавательные Обучающиеся получат возможность :

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

 определять микротемы в сказках;

 выделять в тексте абзац;

 контролировать правильность чтения других учеников, фиксировать ошибки в процессе чтения;

 пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

 участвовать в диалоге по прочитанному тексту, выражать читательскую позицию;

 оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

Наблюдение за авторскими сказками в стихах. Парная и групповая работа по составлению чтецкой партитуры
к сказке. Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей. Выразительное чтение отрывков сказки
с последующим оцениванием.

Сочинение-прогнозирование финала сказки. Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной. Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей

«взрослое» чтение  
119 21.04 Образ главного героя, его речь С.Я. Маршак «Вчера и сегодня»    
120 22.04 Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я. Маршак «Вчера и сегодня»   Чтение по ролям  
121 26.04 Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П. Ершов «Конёк-горбунок»      
122 27.04 Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П. Ершов «Конёк-горбунок»   «взрослое» чтение  
123 28.04 Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П. Ершов «Конёк-горбунок»      
124 29.04 Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П. Ершов «Конёк-горбунок»  

Личностные

В результате изучения литературного чтенияу обучающихся будут сформированы:

- положительная мотивация к процессу чтения,

- интерес и желание познавать новое во время чтения и слушания произведений разных жанров;

   
125 6.05 Урок-рефлексия: синтагма, виды сказок   Ответы на вопросы  
126 10.05 Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении Сказочный образ. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку» Ответы на вопросы  
127 11.05 Сказочный образ. Н.К.Абрамцева «Лужица»

Ответы на вопросы

128 12.05 Сказочный образ. Е.А.Пермяк. «Пастух и Скрипка»
 

Раздел 7. Когда рождается сказочник. (7 часов)

130 13.05 Замысел автора Герои сказки А. Черепанова «Бесконечная сказка»  

В результате изучения темы обучающийся научится:

 Различать виды сказок: русские народные и авторские; способы изображения особенностей персонажа;

получит возможность научиться:

выделять композиционные особенности авторской сказки;

выделять особенности построения волшебной сказки и сочинять сказку;

оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для

самостоятельного чтения как источника получения знаний;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), книге;

самостоятельного выбора и чтения книги.

Познавательные научатся

   воспринимать книгу как источник информации;

 получат представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

научатся правильно читать текст целыми словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

 получат представление о понятиях «текст», «раздел»; научатся

давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в устной и письменной форме;

     сумеют находить страницу книги по номеру;

научатся соотносить текст и иллюстрацию;

 выбирать заглавие к тексту из нескольких предложений

Инсценирование выбранного отрывка изученных сказок.

Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов. Определение роли авторства в создании сказки.

«взрослое» чтение  
131 17.05 Промежуточная аттестация. Проверка техники чтения.    
132 18.05 Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А. Черепанова «Бесконечная сказка»   «взрослое» чтение  
133 19.05 Комплексная контрольная работа «взрослое» чтение  
134 20.05 Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» Творческая работа  
135 24.05      
136 25.05      
         
         
         
         
             
                 

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: