Еще не прослушав ни звука, более того, даже не дослав диск-патрон в патронник, я уже почти со 100-процентной уверенностью мог сказать: писать об этом альбоме не буду.
Казалось бы, проще всего писать о своих, в частности о могилевских. Хвали себе – и вся недолга! Недалекий человек так и думает: своих поднимают, чужих опускают! Некоторые могилевские рог-музыканты «второй волны» так и считали: я их не хвалю, поскольку с ними не пью. Вот с музыкантами «первой» пил, они были «свои» - похвал удостоились…
На самом деле, писать о тех, кого в большей или меньшей степени знаешь, труднее всего. Как раз водки выпить можно. А вот писать, нет, не тянет. Дело не в том, что я – не девочка-группи, патоку разливать:) И даже не в том, что славословия – непродуктивны: ни уму музыканта, ни сердцу читателя. А в принципе.
С одной стороны, «нет пророка в своем Назарете» никто не отменял. Я ж его (имярек) знаю! Какой он, к эбеням, Летов (ВПР, Кертис, Олди, Игги эт сетера – нужное подчеркнуть)?! Мало того, что нимба над головой нет, так он еще и ка-ка-ет… Не, не Летов.
|
|
Не складывается миф. И Бог бы с ним! (Хотя многим миф помогает расставлять ударения в дихотомии «гений» - «не гений»:) Не хватает не мифа, отстраненности. А отстраненность очень важна! При первом знакомстве с песнями так, может, и необходима. Чтобы лист был чистым, уши свободными.
Знакомство чуть глубже шапочного мешает вольно воспринимать все, что выдал на гора автор. А надобно, чтобы личность автора, сложившееся мнение о нем (а в случае знакомства оно, несомненно, сложилось!), отношение к нему не мешали сложить мнение о его песнях.
Такой вот принцип. Ничего особенного. Разговор-то все время – кто бы что ни думал! – о песнях, о хм лирическом герое, а вовсе не о реальном человеке, который за ними стоит.
Конечно, песни неотделимы от автора. Конечно, хочется, чтоб автор был – матерый человечище не только в песнях, но и в повседневной жизни. Но в данном контексте – когда речь не о его ближних, а о «дальних», его слушателях - это неважно! Автор, как персонаж, а не как реальный человек; его песни, а не он сам - гораздо важнее.
Зайдем с другой стороны. Допустим, автор тебе знаком и несимпатичен. Ты невольно переносишь накопившийся на него в тебе «компромат» на его песни, заранее полагая их говном. Разубеждаться бывает нелегко и, наверняка, удается не всегда. Пичалька? Пожалуй. Но гораздо хуже противоположный случай:) Когда автор тебе симпатичен.
Отступлю. Какие бывают альбомы?
По сути, их – три категории: для себя, для друзей (urbi), для всех (orbi).
Это не про степень распространенности (дистрибуция – дело наживное:) А про степень «свечения»! Назови это «крутостью» или «надобностью».
|
|
В идеале «крутой» альбом – когда «для себя», «для друзей» и «для всех» совпадают. В смысле, он (может быть) нужен всем трем реципиентам. Но чаще всего альбом получается «для себя». Реже - для друзей. А уж «для всех» - сугубый и трегубый раритет:)
Перефразируем?
— А вам, что же, мой альбом не нравится?
— Ужасно не нравится.
— А вы какие песни слышали?
— Никаких я ваших песен не слышал!
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, как будто я других не слышал?
Альбомов выходит – море морское. При этом большинство их авторов уверено: самое сложное – записать альбом. Поэтому так много говна. Потому что самое сложное – написать Песни.
Ну, бывает, конечно, что и спеть-сыграть… Как пелось в попсовой советской песенке, «у меня – беда со слухом: наступил медведь на ухо, отдавил мне ухо или два. Потому я не ручаюсь, за мотив я не ручаюсь. Я ручаюсь только за слова:)» Да и аранжировки там всякие, саундпродюссирование, никто не отменял. Всем хочется, чтобы все было и - побольше:) Ну, люди, человеческое не чуждо.
Только все это – «кукольные шашни»: не так важно, а то и совсем не важно, когда Песни написаны, когда они ЕСТЬ. Именно что песни с большой буквы «П», нужные, а то и необходимые не только себе, любимому, не только друзьям, но ВСЕМ.
Альбомов выходит – море морское. Ты, хочешь или не хочешь, плаваешь в этом вонючем море: на короткие или длинные дистанции – не суть. Важно, что, чем дольше плаваешь, тем меньше твоя толерантность в отношении консистенции и запаха волн. Это раз.
Два: твое представление о том, что такое «спасительный островок» - те самые песни, тот самый альбом – не только формируется, но сужается.
Три: ты постепенно привыкаешь: наткнуться на островок выпадает редко, тем реже, чем больше и дольше ты плаваешь.
Вот и получается – вернемся к сказанному выше: автор тебе симпатичен, а альбом его, его песни - заранее антипатичны. И не то, чтобы ты не ждал чуда (я, по крайней мере, всегда жду:) Но чудеса – на то и чудеса, что случаются, мягко говоря, далекооооо не каждый раз.
И вот ты собираешься слушать альбом (а тебя никто не заставляет это делать, если ты не работаешь волшебником-экспертом:) – со смешанным чувством смущения и сожаления. Неловкости от того, что вот симпатичный тебе человек поет такую хуй.ю…
Ты, наверняка, понял, к чему это я.
Да, «стержень» проекта Melyazm Саша «Меля» Мельников мне симпатичен. Несмотря на то, что сходимся во мнениях – я, старая крыса с Карабановки, и он, «интеллигент да к тому же молод», как поется в песенке «Город» - далеко не всегда. И в своих симпатиях к Меле я явно не одинок. Иначе полтора десятка могилевских людей разного возраста и пола не стали бы участвовать в проекте. Причем участвовать за редчайшим исключением бесплатно: то есть, считая себя не наемниками, а частью организма Melyazm. И вот тут-то – опа! – рождается неловкость.
Понятно: плох тот директор группы (а Меля сиживал на двух таких креслах – у БезНот и Сердца Дурака), который не мечтает стать автором-певцом. Сам грешен. Поют сегодня все. Рифмуют почти все. А получается, как правило, херня. Потому что поют и рифмуют – тут я купился на название альбома – именно «чтобы было». (Вариант «ради бабла» не рассматриваю. Его уже неплохо рассмотрел г-н Д. Алигьери:)
Конечно, часто так и бывает - по ходу жизни. Ну, есть я (группа), есть песни, играем типа, что ж альбом не записать… Но ведь сказал умный человек: можешь не писать (не петь) – не пиши (не пой)!
Вот мы и добрели до того, чтобы сказать несколько слов об альбоме «Чтобы было».