Русско-Садинский детский дом в деревне Русская Сада

Ленинградцы первое испытание войной получили, когда ехали в эшелонах из Ленинграда и попали под бомбежку.

З.Ушакова, бывшая ученица Русско-Садинской школы вспоминает:

«О себе ребята практически ничего не рассказывали, а если что и вспоминали, то сразу плакали. Однажды Роза вдруг сказала: «Когда нас увозили, началась бомбежка…», - сказала и заплакала. Больше я ее ни о чем не спрашивала».

В деревне Русская Сада для детей интернатов №13 и №15 Кировского района города Ленинграда был создан интернат №120. Это были дети с 1933 по 1948 годы рождения. Детей было очень много, детдом был переполнен, часть воспитанников перевели в другой детский дом в деревню Катаи.

Директором была Леушина Зоя Михайловна.

В 1941 году в Русской Саде находились лишь только ленинградские дети. Большинство из них были сиротами или полусиротами, лишь единицы из них до войны где-то учились. В военные годы в Русскую Саду прибывали дети из других населенных пунктов Фаленского района: из п. Фаленки, д. Солдари, с. Полынка, д. Енусенки, д. Перевоз, из д. Мальшаки. Среди них были не только сироты, но и дети, чьи семьи находились в тяжелом положении. Осиротели в годы войны не только ленинградцы, сиротами становились и в тылу, в связи с увеличением смертности среди мужчин и женщин, которые погибали как на фронте, так и в тылу.

Детей разместили на усадьбе бывших купцов Князевых, которая была огорожена железной оградой, где был разбит еще Князевыми большой красивый парк.

 Один дом двухэтажный деревянный на фундаменте, другой дом двухэтажный кирпичный. Один из домов имел площадь 305 кв.м., в нем не было ни водопровода, ни канализации, отапливались здания шестнадцатью голландскими печами. После войны была построена баня, прачечная, пионерский клуб.

 Государство выделяло деньги на содержание сирот. У детей были валенки, пальто, книги, тетради. Питание в основном было организовано за счет продуктов, покупаемых у колхозов.

 Местные ребятишки завидовали детдомовцам, ведь у деревенских не было ни настоящих тетрадей, ни теплой одежды, учились они вместе, в школе сидели в одном классе.

Вспоминает З. Ушакова:

 «Мы завидовали им, а они завидовали нам. Я сидела за партой с девочкой с необычным именем Роза… Мы с ней устраивали обмен. Кормили их вдоволь. Давали сахар, хлеб с маслом, чего я практически не видела, зато у нас дома было молоко. Я ей 0,5 литра молока, а она мне кусочек или два сахара с маслом: и обе довольны».

Большое внимание уделялось развитию подсобного хозяйства. Детский дом держал скот (свиньи), имел свою конюшню.

В детском доме делали для детей все возможное, чтобы развеять страхи и тревоги воспитанников.

Из воспоминаний З. Ушаковой:

 «На Новый 1945 год в детдоме устроили новогодний праздник с елкой, на который пригласили и нас. Ни о каких праздниках, тем более с наряженной елкой, мы, деревенские, никогда и не слыхали. На елке висели самодельные игрушки. Увидев все это, мы были буквально в шоке, не знали, что делать.

Учительница дала мне задание – выучить «У лукоморья дуб зеленый», научила выразительно рассказывать стихотворение. За него мне подарили шелковую вышитую ленту, которую я долго вплетала в косу и очень берегла. Были Дед Мороз и Снегурочка. В начальных классах работали две молодые учительницы. Один из воспитанников хорошо играл на баяне фокстрот, танго, вальс. Впервые я увидела, как их танцуют. Учительницы сами танцевали и учили танцевать старших. Нам же, малышам, было очень обидно, что нас обошли вниманием и не учили новым танцам. Вручили нам и подарки: по 10 конфет-подушечек и несколько баранок. С каким удовольствием я ела те конфеты, и вкус их запомнился. Всегда вспоминался, даже когда подушечки в магазинах были уже в изобилии».

Государство, колхоз, жители деревни, сотрудники обеспечили достойную жизнь детям-детдомовцам, такую, что даже деревенские дети завидовали. Работа детского дома скрашивала жизнь местным ребятам, а жизнь деревни заметно оживилась.

Война закончилась, но детский дом продолжал работать до 1955 года. Часть детей уехала к родным в Ленинград. Остались полные сироты. В послевоенные годы в детский дом продолжали прибывать дети из Фаленского района, нуждающиеся в государственной поддержке.

В 1945 году интернат №120 был ликвидирован, а на его базе был создан Русско-Садинский детский дом №133. Состав сотрудников изменился еще в 1944 году, это было вызвано отъездом эвакуированных работников в освобожденные области и в г. Ленинград. В связи с этим предположительно директором после Леушиной Зои Михайловны был Катаев Григорий Меркурьевич, который работал до 1954 года. В 1954 году директором был Мочалов Николай Иосифович.

 Количество детей в послевоенные годы составило от 62 до 54 человек. Количество сотрудников детского дома составляло 17 человек.

Жизнь после войны стала легче. Увеличились нормы питания до 10 рублей. Росло подсобное хозяйство, основанное еще в годы войны. Воспитанники и сотрудники, а также работники подсобного хозяйства выращивали картофель, овес, пшеницу, рожь, горох.

Заготавливали сено для животных, которых насчитывалось 7 голов, занимались пчеловодством. Для транспортных целей использовали двух лошадей и быка, предоставляли транспортные услуги школе. В детском доме работали 9 мастерских: игрушечная, портняжная, кружевная, трикотажная, гончарная, слесарная, столярная, корзиночная и сапожная.

 Трудоустройству воспитанников уделялось особое внимание. Еще в 1944 году был утвержден план решения исполкома Кировского областного Совета трудоустройства в ремесленные училища школы ФЗО и на производство. Из детских домов выпускники после войны направились в ремесленные училища и ФЗУ г. Кирова и г. Ленинграда, Зуевского и Вожгальского районов Кировской области, в МТС п. Фаленки, в Ленинградское педучилище.

 В 1946 году группа Ленинградских детей прибыла из Катаевского детского дома, в Ленинград они уехали в 1948 году.

Директором школы в Русской Саде после войны был Абатуров Павел Степанович, бывший директор Катаевского детского дома.

Русско-Садинский детский дом №133 был закрыт в 1955 году. Воспитанники были переведены в Песковский детский дом Омутнинского района и Сезеньский детский дом Зуевского района Кировской области.

Детский дом в Русской Саде существовал 14 лет. Он стал родным домом для десятков воспитанников. Работа детского дома – яркая страница в истории деревни Русская Сада и истории Фаленского района в 40-е и 50-е годы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: