Корректурная проба (Тест Бурдона)
Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Возраст: дошкольный
Инструкция: "Я Вам дам листок, на котором написаны разные символы. Ваша задача - зачеркивать только вёдра и звёздочки. Вы должны работать как можно быстрее." Время на работу - 4 минуты. По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый.
Оборудование: бланк, секундомер, карандаш.
Ход исследования
Обработка результатов теста
Результаты оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле: К = С2 / П, где
· С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
· П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех символов, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
|
|
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: A = S / t, где
· А - темп выполнения,
· S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
· t - время выполнения. По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: С = (So / S) * 100, где
· So - количество ошибочно проработанных строк,
· S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные символы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
К=n1-n2-n3/N * 100%
N - общее количество нужных символов.
n1 - количество правильно зачеркнутых символов.
n2 - количество пропущенных символов.
n3 - количество ошибочно зачеркнутых символов. Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.
0 - 20% - плохое внимание
21 - 40% - плохое внимание
41 - 60% - среднее внимание
61 - 80% - хорошее внимание
81 - 100% - очень хорошее внимание
После вычисления К, строится график. В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак.
Методика «запомни и расставь точки»
|
|
Цель: оценка объема внимания.
Возраст: дошкольный
Оборудование: бланк, карандаш
Инструкция:
«Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Ход исследования
Оценка результатов
Объемом внимания считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек матрицы.
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий. |
Кольца Ландольта
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.
Возраст: младший школьный
Инструкция: в этой игре ты должен внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Оборудование: бланк с кольцами Ландольта
Ход исследования
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.