Выводы об уровне развития

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Возраст: дошкольный

 

Инструкция: "Я Вам дам листок, на котором написаны разные символы. Ваша задача - зачеркивать только вёдра и звёздочки. Вы должны работать как можно быстрее." Время на работу - 4 минуты. По истечении каждой минуты испытатель ставит галочку на том месте, где в данный момент работает испытуемый.

 

Оборудование: бланк, секундомер, карандаш.

 

Ход исследования

Обработка результатов теста

Результаты оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле: К = С2 / П, где

· С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

· П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех символов, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: A = S / t, где

· А - темп выполнения,

 · S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

· t - время выполнения. По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: С = (So / S) * 100, где

· So - количество ошибочно проработанных строк,

· S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные символы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

К=n1-n2-n3/N * 100%

N - общее количество нужных символов.

n1 - количество правильно зачеркнутых символов.  

n2 - количество пропущенных символов.

n3 - количество ошибочно зачеркнутых символов. Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.

0 - 20% - плохое внимание

21 - 40% - плохое внимание

41 - 60% - среднее внимание

61 - 80% - хорошее внимание

81 - 100% - очень хорошее внимание

После вычисления К, строится график. В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак.

Методика «запомни и расставь точки»

 

Цель: оценка объема внимания.

Возраст: дошкольный

Оборудование: бланк, карандаш

 

Инструкция:

«Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Ход исследования

     

Оценка результатов

Объемом внимания считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек матрицы.

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.

Кольца Ландольта

 

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.

Возраст: младший школьный

Инструкция: в этой игре ты должен внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Оборудование: бланк с кольцами Ландольта

 

Ход исследования

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта коман­да, поставить двойную вертикальную черту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: