Го года жизни (Е.А. Стребелева)

Задание

Выполнение задания

1-1,6 года 1,6-2 года
1 2 3 4     5     6     7 8     9     10 Принеси мяч Каталка Игра «Ку-ку» Пирамидки:                из шаров                из колечек Доска Сегена:                две формы                три формы Разложи игрушки:                выбор из двух                выбор из трёх Построй башню Возьми игрушку:                выбор из двух                выбор из трёх Найди картинку:                выбор из двух                выбор из трёх Покатай куклу + + +   + -   + -   + - +   + -   + - + + + +   - +   - +   - + +   - +   - + -

 

 

1. Принеси мяч. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребёнка со взрослым, на понимание ребёнком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.

Оборудование: большой надувной мяч.

Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребёнка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2-3 раза.

Обучение: если ребёнок не идёт за мячом, взрослый берёт мяч сам и подаёт его ребёнку. После того как ребёнок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: «Кати мяч!»

Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание речевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения.

2. Каталка. Задание направлено на выявление уровня сформированности навыка ходьбы, наличия элементарного согласования действий рук и ног, умения двигаться целенаправленно вперёд.

Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки – подвижная игрушка (бабочка или петушок).

Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребёнку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совместно со взрослым.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий, обучаемость, умение ребёнка действовать совместно с новыми взрослыми.

3. Игра «Ку-ку». Задание направлено на выявление психологического новообразования – представления.

  Оборудование: ширма, кукла.

  Проведение обследования: перед ребёнком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: «Ку-ку!», вызывая ребёнка на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: «Ку-ку!». Так повторяется 3 раза. На 4-ый раз взрослый произносит: «Ку-ку!», а появление куклы задерживает. В это время у ребёнка появляется реакция «ожидания» куклы (вытягивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, желание сотрудничать со взрослым, наличие реакции «ожидания».

4. Пирамидка. Задание направлено на проверку умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учётом их свойств, умения подражать взрослому.

Оборудование: две пирамидки из 4-5 шаров (2 пирамидки из 5-6 колец одного размера).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребёнка снимает шары (колечки) со стержня и кладёт их на поднос. Затем предлагает ребёнку собрать пирамидку, надеть шары (колечки) на стержень.

Обучение: взрослый даёт другую пирамидку ребёнку, просит его снимать, а затем надевать шары (колечки) на стержень, выполняя все действия по подражанию, обращая внимание на то, что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать на стержень. При затруднениях надо использовать совместные действия взрослого и ребёнка.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, умение подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определённой ситуации.

5. Доска Сегена. Задание направлено на выявление уровня развития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики.

  Оборудование: 2 доски с прорезями: одна – с двумя (круг, квадрат), другая – с тремя (круг, квадрат, треугольник).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребёнка вынимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит ребёнка вставить фигурки в свои прорези.

Обучение: взрослый подносит круглую фигурку к квадратной прорези и говорит: «Попробуем сюда. Нет не подходит. Попробуем в другую прорезь, подходит.» Затем предлагаете действовать ребёнку самостоятельно. В случаях затруднения используют совместные действия.

6. Разложи игрушки. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия, а именно умения устанавливать идентичность предметов.

Оборудование: коробка с мелкими игрушками (ёлочки, грибочки, матрёшки), по шесть штук каждой.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребёнком два подноса, кладёт на один матрёшку, а на другой - ёлочку. Затем просит ребёнка разложить игрушки в таком же порядке. В случаях затруднения взрослый показывает и объясняет: «Сюда надо класть матрёшки, а сюда – ёлочки».

 

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий.

7. Построй башню. Задание направлено на выявление у ребёнка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности.

  Оборудование: 8 кубиков одного цвета.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку 4 кубика и просит его по подражанию строить башню. В случая затруднений взрослый использует сначала совместные действия,а затем предлагает снова выполнить задание по подражанию.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение подражать действиям взрослого и действовать целенаправленно.

8. Возьми игрушку. Задание направлено на выявление уровня понимания речевой инструкции, наличия указательного жеста.

Оборудование: неваляшка (озвученная), паровоз.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку по очереди неваляшку, показывая, как она звучит при лёгком толкании, и произнося: «Это ляля», а затем – паровозик,показывая, как он едет, и гудит: «Ту-ту». Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребёнка и друг от друга и просит взять одну из игрушек: «Покажи лялю, возьми лялю». После того как ребёнок поиграл с неваляшкой, взрослый просит взять паровозик и сказать, как он гудит. В случаях затруднения взрослый повторяет обучение 2-3 раза.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение ребёнка отражённо повторить звукоподражание. 

9. Найди картину. Задание направлено на выявление поведение ребёнка в определённой ситуации, умения соотносить игрушку с её изображением.

Оборудование: две игрушки (кошка, собачка) и соответствующие картинки.

  Проведение обследования: взрослый показывает игрушку (собачку) и говорит: «Это собачка, гав-гав». Ставит недалеко от ребёнка. Показывает кошку: «Это киса, мяу-мяу». Ставит кошку рядом с собачкой. Затем показывает ребёнку картинку с изображением кошки и спрашивает: «Кто это? Положи картинку к игрушке». Если ребёнок задание выполнил верно, эту картинку убирают и дают картинку с изображением собачки, спрашивая: «Кто это?». В случаях затруднения взрослый подносит картинку к игрушке, показывает указательным жестом и говорит: «Это собачка и это собачка. Это кошечка и это кошечка». Соотнесение проводится не более 2-3 раз.

  Оценка действий ребёнка: принятие и понимание обращённой речи, уровень восприятия предметного изображения, обучаемость.

10. Покатай куклу. Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ребёнка в определённой ситуации, заданной взрослым.

Оборудование: тележка, кукла, тесьма

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку тележку и сажает в неё куклу (или матрёшку). Везёт тележку и говорит: «Покатаем лялю. Теперь привяжем тесёмку к тележке и покатаем куклу» (катает по столу). Затем просит ребёнка взять за тесёмку и покатать куклу. В случаях затруднения взрослый обучает ребёнка, используя совместные действия.

Оценка в баллах

1. Принеси мяч.

1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведёт себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идёт в другую сторону от мяча и т.д.);

2 балла – ребёнок идёт вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать его сам не может;

3 балла – ребёнок идёт к мячу, берёт его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идёт с мячом и роняет его;

4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать.

2. Каталка.

1 балл – ребёнок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;

2 балла – ребёнок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;

3 балла – ребёнок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях;

4 балла – ребёнок задание принимает и самостоятельно его выполняет.

3. Игра «Ку-ку».

1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения, ведёт себя неадекватно (машет руками, хватает экран и т.д.);

2 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие, но нет ещё психологического новообразования - представления;

3 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при 6-ом предъявлении игрушки;

4 балла – ребёнок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с 4-го предъявления.

4. Пирамидка.

1 балл – ребёнок не берёт в руки колечки и ведёт себя неадекватно после обучения;

2 балла – ребёнок выполняет действия совместно со взрослым;

3 балла – ребёнок подражает действиям взрослого;

4 балла – ребёнок понимает и принимает задание, действуя по показу.

5. Доска Сегена.

1 балл – ребёнок действует неадекватно, не готов к совместным действиям со взрослым;

2 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослым;

3 балла – ребёнок принимает задание, действует правильно только после показа или объяснения взрослого;

4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание самостоятельно.

6. Разложи игрушки.

1 балл – ребёнок не принимает задание, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учёта их свойств; 3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;

4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.

7. Построй башню.

1 балл – ребёнок действует неадекватно;

2 балла – ребёнок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, т.е. не может подражать;

3 балла – ребёнок принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;

4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание по показу взрослого.

8. Возьми игрушку.

1 балл – ребёнок действует неадекватно даже после обучения;

2 балла – ребёнок тянется к любой игрушке;

3 балла – ребёнок хорошо дифференцирует две игрушки после обучении;

4 балла – ребёнок сразу выполняет инструкцию и может повторить: «Ляля», «Ту-ту» - соответственно игрушками.

9. Найди картину.

1 балл – ребёнок не понимает задание и действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладёт одну на другую), после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;

3 балла – ребёнок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучение задание выполняет верно, но звукоподражания нет;

4 балла – ребёнок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.

10. Покатай куклу.

1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но не может действовать с помощью тесёмки, после обучения катает тележку, не используя тесемку;

 

3 балла – ребёнок принимает задание, может действовать по подражанию, но действия с тесёмкой одноразовые, нецеленаправленные;

4 балла – ребёнок принимает задание, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесёмку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: