государственной власти и управления СССР.
Часть первая - Верховный Совет СССР
Существеннейшие нововведения по Верховному Совету.
Предлагается вторую палату Верховного Совета - Совет Национальностей - заменить Советом Территорий. Союзная Территория включает в себя одну или несколько базовых административно-территориальных единиц и выделяется по признаку выраженной экономико-географической или национально-культурной специфики. Базовыми административно-территориальными единицами являются: область, край, автономный округ, автономная область, автономная республика, город союзного подчинения, союзная республика без областного деления.
Союзная территория как таковая не есть самостоятельное административно-территориальное образование. Она выделяется исключительно с целью лучшего учёта особенностей различных регионов страны и их специфических интересов при формировании высших органов государственной власти.
Предлагается также количество депутатов от Союзных территорий квотировать в зависимости от численности их населения.
|
|
Всё это вытекает, опять-таки, из установки на единый Советский народ.
Различные части Советского народа живут в существенно различающихся физико-географических и экономико-географических условиях, у них разное историко-культурное наследие. Эти различия, бесспорно, при формировании властных структур должны быть учтены, но сводить всё дело к дифференциации только по этническому признаку - такая постановка вопроса катастрофически устарела. Должно быть проведено экономическое районирование страны, и во главу угла при выборах во вторую палату Верховного Совета должны быть поставлены именно вот эти экономические зоны, а не национально-территориальные образования.
Впрочем, возможности тут предусматриваются самые обширные, и неволить никто никого не собирается. Если, скажем, Эвенкийский автономный округ не пожелает, ну никак, ни с кем объединяться, он может записаться как Союзная территория Эвенкийский автономный округ, и со своими примерно двадцатью тысячами человек населения быть представленным в Совете Территорий по минимуму - одним депутатом; как, собственно, он и был представлен в Совете Национальностей.
Но вот чего быть не должно и, надеюсь, не будет - это чтобы этническая группа в полтора миллиона человек где-либо и под какими-либо предлогами имела представительство на том же уровне, что и мононациональная общность численностью в сто с лишним миллионов. Ущемление прав национального меньшинства - это, безусловно, недопустимо; но ещё худшая и грубейшая ошибка с воистину непредсказуемыми последствиями - это дискриминация и демонстративное унижение этнического большинства. Мы в этом убедились на собственном драматическом опыте.
|
|
Я отнюдь не принадлежу к числу русских националистов, мне это всё претит, но меня всегда, даже и в советские времена, коробило, что 150--миллионная Россия в Совете Национальностей имела втрое меньше голосов, чем Прибалтика, в которой вместе взятой народу проживает меньше, чем в одной Москве. Уже не говоря о том, что сравнительная роль этих регионов в экономическом и прочем потенциале страны - ну, попросту несопоставима.
Да и внутри самой РСФСР соотношения были не лучше. Этнические русские в России составляют примерно 80% населения, но суммарное число депутатских мест в Совете Национальностей от входящих в состав РСФСР автономий в несколько раз превышало численность депутатов от собственно русских областей. Я ничего не хочу сказать плохого, например, о тувинской национальности, но почему Тува должна во второй палате Верховного Совета иметь 11 депутатов, а такие индустриально-аграрные гиганты, как Ростовская, Свердловская области, Краснодарский край, которые по численности населения в десятки раз превышают Туву, не должны иметь ни одного? Какие же разумные цели этим преследовались, какие здесь блюлись и пестовались особые интересы? Совершенно очевидно, что фактически блюлся и пестовался только один интерес - узкоэтнический, бессмысленно преувеличенный и возведенный в некий абсолют. Так что во многом мы сами мастерили ту бомбу, в которую потом чуждые силы вмонтировали нужный детонатор.
Но мы вовсе не предлагаем взять теперь права у тех же тувинцев и передать русским. Наше решение состоит в том, чтобы вообще отойти от этнического принципа дифференциации народа, как не отвечающего современным условиям, и заменить его принципом экономико-географическим в сочетании с историко-культурным (или этнокультурным).
Ст.74 возводит в конституционную норму обязательную публикацию для свободного обсуждения Советским народом проектов всех без исключения законов, проходящих в данный момент стадию подготовки к вынесению на сессию Верховного Совета СССР.
Ст.76 восстанавливает норму Конституции 1936 года о возможности досрочного роспуска Верховного Совета СССР его Президиумом в случае возникновения не поддающихся устранению разногласий между палатами. В Конституции 1977 года эта норма отсутствует.
В проекте значительно расширены права депутата Верховного Совета.
Право запроса депутата к руководителям исполнительных и распорядительных органов, образуемых Верховным Советом СССР и непосредственно ему подотчётных, в Конституции 1977 года фактически ограничивалось рамками сессии Верховного Совета. В нашем проекте, в ст.78, чётко оговорено, что право депутатского запроса действует как во время сессии, так и в промежутках между сессиями.
Ст.79 проекта предоставляет депутату Верховного Совета СССР право, аналогичное тому, которым пользовались народные трибуны в Древнем Риме. Как вы помните из школьных учебников истории: народный трибун, т.е. выборный защитник интересов плебеев, мог одним словом "veto" (т.е, "запрещаю") остановить исполнение любого акта любого должностного лица в Риме, вплоть до консула. Согласно нашей 79-ой статье, депутат Верховного Совета СССР имеет право приостанавливать действие актов исполнительных и распорядительных органов любого уровня на территории СССР, с изложением своей мотивировки приостановления и принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового.
В.И.Ленин учил, что слияние законодательной и исполнительной властей при советском государственном строе должно выражаться, в том числе, через предоставление депутатам непосредственных оперативно-управленческих полномочий. Депутаты,- читаем в "Государстве и революции",- должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями.7
|
|
Долгое время у нас эти ленинские положения истолковывали, к сожалению, буквально шиворот-навыворот. А именно, не депутатов наделяли определёнными управленческими полномочиями, но наоборот - управленцев-профессионалов, администраторов разного ранга тянули в депутаты. Пусть он плюс к своему должностному статусу получит ещё и депутатский мандат, и выйдет вроде как "по Ленину": вот, пожалуйста, депутаты у нас "сами исполняют свои законы", они же и депутаты, они же и исполнительная власть. Но в действительности получалась всецело обратная вещь: не "депутаты сами исполняют законы", а профессионалы-управленцы "сами" законодательствуют, в общем-то, вместо депутатов. Ленин же вовсе не имел в виду насажать администраторов в представительные органы; он имел в виду депутатам представительных органов - рабочим, крестьянам - придать, плюс к их депутатскому мандату, ещё и известные оперативные функции.
Вот эту гениальную ленинскую идею,- за годы Советской власти, увы, так и не осуществлённую,- мы стремимся в проекте, наконец, реализовать. Нетрудно убедиться, что депутат, наделённый тем правом, которое мы предлагаем ввести, окажется для всевозможной госхозноменклатуры чем-то вроде Зевса-громовержца, народ же хлынет к нему, как к подлинному выразителю и защитнику массовых, низовых чаяний и интересов.
С другой стороны, можно поручиться, что трусливый и нерешительный депутат, боящийся и не умеющий пользоваться огромной властью, которая ему дана, при такой системе долго в Верховном Совете не удержится. Избиратели увидят, что он мямля и трус, и наверняка его отзовут.
Несомненным дефектом обеих предшествующих Конституций СССР являлось отсутствие в них чёткого определения номинального главы государства. Понятно, что этот туман напускался умышленно,- так сказать, "под Генерального секретаря ЦК КПСС", которому фактически и принадлежала увесистая часть верховной власти в стране. Но совершенно понятно также и то, что дальше в подобном тумане блуждать никоим образом нельзя.
|
|
Поэтому ст.83 проекта со всей определённостью указывает на Председателя Президиума Верховного Совета СССР как на главу государства Союз Советских Социалистических Республик. Председатель Президиума Верховного Совета, хотя и избирается на свой пост Верховным Советом данного созыва, но до окончания срока полномочий не может быть им переизбран. Чехарды в этом вопросе нам не надо. В конституционном порядке закреплены случаи возможного досрочного прекращения полномочий главы государства,- перечислять не буду, вы сможете их прочитать.
Установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы государства его пост последовательно занимают Первый и Второй заместители, которые по ст.82 избираются в состав Президиума Верховного Совета СССР одновременно с Председателем.
Ст.84-ой устанавливается, что Президиум Верховного Совета СССР принимает решения по принципу единогласия (консенсуса). В случае возникновения стойкого расхождения мнений между членами Президиума Верховного Совета окончательное решение выносит единолично глава государства, с принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового.
Предметы ведения Президиума Верховного Совета СССР трактуются в проекте достаточно традиционно; хотя есть и нововведения.
Что здесь заслуживает упоминания; во-первых, введено указание на то, что Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает единство, целостность и системность всех направлений внешней и внутренней политики страны в пределах стратегической линии Советского государства на данном историческом этапе.
Во-вторых, подчёркнуто, что именно Президиум Верховного Совета СССР выступает гарантом беспрепятственного осуществления советскими гражданами их конституционных прав и свобод, держит под контролем всю работу с заявлениями, письмами и жалобами граждан, а также осуществляет высший надзор за соблюдением Конституции и законов СССР. Мы здесь идём навстречу давнишней - ещё со времён "всесоюзного старосты" М.И.Калинина - и очень отчетливо выраженной тенденции советских людей видеть своего главного заступника именно в Верховном Совете.