Уточнение значения слов – существительных

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция (как используется)).

Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжёлая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная ….

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда она пользовалась этим предметом.

 

Объяснить значение слов – глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти движения, например, ШИТЬ – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

  в) с целью актуализации припоминания событий ребёнок может вспомнить мысленно («по себя»), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

 

Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

ШИТЬ – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

ПРЫГАТЬ – желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

 

Объяснить значения слов в словосочетаниях.

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зелёный лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; большая ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, деревянная ручка.

 

 

Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса!» бегут минуты и часы. Им точный счёт ведут часы (В. Кремнев). Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко)

 

Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?»

Например: Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у ребёнка, у двери. Горлышко – у ребёнка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребёнка, у гриба.

 

Найти в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

                       

б) Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.                           

                                        (Д.Лукич)

в) Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.    (В. Лившиц)

Добавить общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?

Кошка, собака – что делают?

Тарелка, кружка – что делают?

Дождь, снег – что делают?

Фрукты, овощи – что делают?

Мяч, яблоко – какие?

Сахар, мёд – какие?

Снег, лёд – какие?

Вода, молоко – какие?

Сидит, стоит – кто?

Льётся, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растёт, зеленеет – что?

Круглое, сочное – что?

Жёлтый, кислый – что?

Высокое, зелёное – что?

Длинный, деревянный – что?

Яркое, тёплое – что?

 

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).

Идёт: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растёт: кто? (ребёнок, собака); что? (дерево, цветок).

 

Можно дать задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом (глаголом).

 

Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

 

Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

Игра «Кто как ест».

 

Кошка лакает молоко.

Корова жуёт сено.

Собака грызёт кость.

Курица клюёт зерно.

 

Игра «Кто как голос подаёт?»

 

Голубь воркует,  ворона каркает,

воробей чирикает, сорока стрекочет,

петух кукарекает, сова ухает,

курица кудахчет, лягушка квакает,

гусь гогочет,       волк воет,

утка крякает,       медведь рычит,

 

           лиса тявкает,

   кошка мяукает,

свинья хрюкает,

овца блеет,

корова мычит,

лошадь ржёт,

собака лает.

 

 

Игра «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днём? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.)

 

Игра «Кто что умеет делать?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей разных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижёт, чертёжник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофёр водит машину, продавец продаёт, покупатель покупает, портной шьет.

 

Игра «Кто какие звуки издаёт?»

Дверь скрипит,       ветер свистит,

машина гудит,        дождь шумит,

листья шелестят,    ручеёк журчит,

гром грохочет,         бумага шуршит.

град стучит,

 

Игра «Кто или что может это делать?»

Бегать - …,              скакать - …,

летать - …,               плавать - …,

ползать - …,            катиться - …,

стоять - …,              лежать - …,

               прыгать - ….

 

 

Игра в лото «Кто что делает?»

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

 Например, логопед называет слово СКАЧЕТ, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и др.

 

 

Отгадать названия животных.

Мычит (кто?) …,       хрюкает …,

лает …,                       ржёт …,

мяукает …,                  блеет ….

 

Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «Что делает?»

Курица кудахчет, квохчет, клюёт, кормит, созывает, несётся.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызёт.

Кошка мяукает, мурлычет, лакает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадётся.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: