1.1. Одномассовая система поступательного типа.
Одномассовый элемент поступательного типа представлен на рисунке 1:
P – внешняя сила;
m – масса элемента;
C – жесткость связи;
h – демпфирование связи,
x – смещение массы.
Рисунок 1. Расчетная схема одномассовой системы поступательного типа.
Порядок моделирования:
- составить топологическое и компонентные уравнения элементов;
- составить математическую модель системы;
- составить граф-связи системы;
- составить структурную модель системы;
- определить передаточные функции элементов структурной модели.
Вначале составляется топологическое уравнение равновесия элемента. Внешней силе P противодействуют сила инерции Fи, диссипативная сила Fд и сила упругости опор Fу:
P – Fи – Fд – Fу = 0.
Далее составляются компонентные уравнения слагаемых:
Fи = m ; Fд = h ; Fу = Cx.
Данные уравнения подставляются в топологическое, внешнее воздействие переносится в правую часть. В результате имеем математическую модель элемента:
m + h + Cx = P.
Для составления структурной модели целесообразно использовать метод графов связей. Построения графа начинают с топологического уравнения, затем используют компонентные для формирования переменных:
1 2 3
P –Fд – Fу = Fи x
4
5
В соответствии с графом связей строится структурная модель системы, при этом алгебраические выражения изображаются суммирующими элементами, стрелки связей заменяются соответствующими передаточными функциями:
Передаточные функции модели, как уже было изложено на лекции, определяются из компонентных уравнений:
W1(p) = / Fи = 1/m;
W2(p) = / = 1/р. Здесь = р ;
W3(p) = x / = 1/р. Здесь = рх;
W4(p) = Fд / = h;
W5(p) = Fу / х = С.
1.2. Одномассовая система вращательного типа.
Одномассовый элемент вращательного типа представлен на рисунке 2:
Рисунок 2. Расчетная схема одномассовой системы вращательного типа.
Для данной системы составить математическую и структурную модели самостоятельно. Разница с одномассовой системой поступательного типа будет заключаться в том, что вместо внешней силы приложен крутящий момент и в уравнениях будут соответствующие упруго-инерционные и диссипативные параметры.