І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Радиационные синдромы.

2. Костный мозг – типичный пример системы клеточного обновления.

3. Изменения в системе обновления желудочно-кишечного тракта.

4. Характер радиационных изменений центральной нервной системы.

5. Радиочувствительность и лучевые реакции отдельных органов и тканей.

6. Относительность понятия тканевой радиочувствительности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Можно ли биологические ткани, органы и системы рассматривать как простую совокупность клеток, например, в условиях облучения?

2. Что называют «критическим органом»?

3. Что Вы знаете о ступенчатом характере отмирания объектов как следствие лучевого поражения жизненно важных систем организма?

4. Чем характеризуются основные радиационные синдромы: костномозговой (кроветворный), желудочно-кишечный, церебральный?

5. Как возникает и чем характеризуется костномозговой синдром: дозовые пределы, динамика изменения состояния костного мозга и периферической крови после облучения?

6. Каковы основные причины опустошения костного мозга при облучении?

7. Когда возникает и как проявляется кишечный синдром: дозовые пределы, динамика изменения состояния эпителия слизистой оболочки, основные клинические проявления?

8. Каковы  основные причины гибели организма при кишечном синдроме и сроки ее наступления?

9. Чем характеризуется церебральный синдром: дозовые пределы, морфологические изменения в ЦНС, патогенез?

10.  Что лежит в основе построения шкалы радиочувствительности органов и тканей?

11.  Что такое  видовая  радиочувствительность? Приведите примеры чувствительности различных биологических видов к облучению?

12.  Как может проявляться  радиочувствительность человека к облучению?

13.  Каковы  основные механизмы, формирующие индивидуальную радиочувствительность?

14.  Почему  понятие тканевой радиочувствительности является относительным?

15.  Какие эффекты облучения относят к детерминированным? Ранние и поздние детерминированные эффекты облучения (привести примеры).

16. Что Вы знаете о радиочувствительности и лучевых реакциях отдельных органов и тканей (кожа и ее производные; семенники; яичники; органы зрения; органы пищеварения; сердечно-сосудистая система; органы дыхания; головной мозг, спинной мозг и периферические нервы; эндокринные железы; органы выделения; кости и сухожилия; мышцы)?

17.  Как изменяется радиочувствительность органа при увеличении его функции?

ІІ. Работа на занятии

План занятия:

1. Вводное слово преподавателя о цели и порядке выполнения работы – 5 мин.

2. Разбор теоретического материала – 40 мин.

3. Знакомство с методикой выполнения практической работы – 10 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 60 мин.

5. Обсуждение полученных результатов – 20 мин.

 

Практическая работа студентов

Работа 1. Зависимость лучевого поражения от вида животного

Работа проводится на интактных и подвергнутых тотальному облучению в дозе 5 Гр кроликах и крысах. Через пять дней после облучения у здоровых и подопытных животных определяется общее количество лейкоцитов в периферической крови. Кровь для анализа берется из прокола краевой вены предварительно обработанного спиртом и эфиром уха кролика и из надреза кончика хвоста крысы (методику подсчета общего количества лейкоцитов смотрите в методической разработке занятие №1, работа № 2). На основании полученных данных делается вывод о зависимости выраженности лучевого поражения от вида животного.

 

Литература

ОСНОВНАЯ:

1.  Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004

2. Цыб А.Ф., Будагов Р.С., Замулаева И.А. и др. Радиация и патология. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цыба. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие / Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

4. Уразова О.И., Новицкий В.В. Лабораторная диагностика гематологических синдромов и болезней. Учебное пособие. – Томск: Изд-во Печатная мануфактура, 2008.

5. Пак В.В., Лысенко Н.П., Рогожина Л.В. и др. Практикум по радиобиологии М., «Колосс» 2007.

 

Занятие 8

Тема: ПАТОГЕНЕЗ И гематологическая диагностика острой лучевой болезни

Цель:

1. Изучить этиологию и патогенез острых лучевых поражений.

2. Рассмотреть механизмы поражения гемопоэза при  острой лучевой болезни.

3. Освоить методы гематологической диагностики острой лучевой болезни в эксперименте на животных.

 

І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Классификация, диагноз и прогноз лучевой болезни.

2. Острая лучевая болезнь (ОЛБ) при относительно равномерном облучении.

3. Картина крови в зависимости от фазы ОЛБ в периоде формирования и степени тяжести.

4. Картина костного мозга в зависимости от фазы ОЛБ в периоде формирования и степени тяжести.

5. Особенности неравномерного облучения организма.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие лучевые поражения организма Вам известны?

2. Что понимают под термином «Острая лучевая болезнь»?

3. Как классифицируется острая лучевая болезнь по степеням тяжести?

4. Какие периоды и фазы острой лучевой болезни Вам известны?

5. Каковы прогностические критерии острой лучевой болезни и прогноз выживаемости (по В. Бонду)?

6. Чем характеризуется фаза первичной реакции на облучение?

7. В чем особенности фазы кажущегося клинического благополучия?

8. Чем характеризуется фаза выраженных клинических проявлений?

9. В чем заключаются особенности фазы раннего восстановления?

10. Каково диагностическое и прогностическое значение выраженности симптомов в фазе первичной общей реакции?

11. Что Вы знаете о механизме развития геморрагического синдрома при острой лучевой болезни?

12. Каков механизм развития инфекционных процессов при острой лучевой болезни?

13.  Что понимают под термином «геометрия облучения»?

14. Как определяется коэффициент неравномерности?

15. В чем состоят особенности неравномерного облучения при остром лучевом воздействии?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: