Цель: Опросник позволяет выявить свои профессиональные предпочтения.
Сам по себе метод достаточно прост, его использование не занимает много времени.
Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой учеников. Предлагается письменно ответить на 20 вопросов. Для этого каждому необходимо по приведенной ниже форме начертить лист ответов. Номера и буквенные обозначения в его клетках соответствуют номерам и вариантам ответов. Отвечать на вопрос следует проставляя знак «+» или «-» (что соответствует ответу «да» или «нет») в той или иной клетке листа. Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых вариантов ответа предпочитаемый отмечать плюсом, отвергаемый минусом.
Инструкция: «Предположим, что после окончания школы вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух, какую бы вы предпочли?»
1а. Ухаживать за животными. | 1б. Работать с машинами, приборами; обслуживать, ремонтировать их. |
2а. Лечить больных, помогат пожилым людям. | 2б. Составлять таблицы, схемы, программное обеспечение. |
За. Оценивать качество плакатов, иллюстраций, музыкальных записей. | 3б. Наблюдать за жизнью растений, определять их состояние. |
4а. Обрабатывать дерево, металл, ткань и другие материалы. | 4б. Рекламировать, продавать, распределять товары. |
5а. Обсуждать, анализировать научно-популярные книги. | 5б. Обсуждать, анализировать художественную литературу. |
6а. Выхаживать молодняк (животных различных пород). | 6б. Обучать детей трудовым, учебным, спортивным действиям. |
7а. Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты. | 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом. |
8а. Сообщать нужные сведения, давать пояснения. | 8б. Оформлять выставки, витрины, готовить пьесы, концерты. |
9а. Ремонтировать предметы домашнего обихода, жилище. | 9б. Отыскивать ошибки в текстах, таблицах, графиках. |
10а. Лечить животных. | 10б. Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. Выводить новые сорта растений. | 11б. Конструировать новые виды машин, зданий, одежды. |
12а. Разбирать споры, улаживать ссоры, убеждать, советовать. | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах. |
13а. Наблюдать, оценивать художественную самодеятельность. | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов. |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы. | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о явлениях, событиях. | 15б. Красочно описывать, рассказывать, изображать события. |
16а. Производить анализы, исследования в клинике. | 16б. Осматривать больных, назначать лечение. |
17а. Красить, расписывать поверхность изделий, стены. | 17б. Осуществлять монтаж здания, приборов, сборку машин. |
18а. Организовывать экскурсии, походы в театры, музеи. | 18б. Играть на сцене, участвовать в спектаклях. |
19а. Строить по чертежам, изготовлять машины. | 19б. Чертить, рисовать, копировать карты, чертежи, схемы. |
20а. Защищать лесные, садовые растения от вредителей. | 20б. Работать на пишущей машинке, телетайпе, компьютере и др. |
|
|
|
|
Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессии типа «человек - природа» (условно обозначим его буквой «П»), во втором «человек- техника» («Т»), в третьем - «человек - человек» («Ч»), в четвертом «человек - знаковая система» («З»), в пятом - «человек - художественный образ» («X»).
Обработка ответов состоит в следующем. Учащиеся сами подсчитывают количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляют полученные суммы в нижних клетках листа. Максимальная сумма в одном из столбцов указывает на преобладание интересов, а возможно и склонностей к той или иной сфере деятельности.
ДДО (Лист ответов)
Ч – Ч | Ч - Т | Ч - П | Ч - 3 | Ч – ХО |
2а | 1 б | 1а | 2 б | За |
4 б | 4а | 3 б | 5а | 5 б |
6б | 7 б | 6а | 9 б | 7а |
8а | 9а | 10а | 10 б | 8 б |
12 б | 11 б | 11а | 12 б | 13а |
14 б | 14а | 13 б | 15а | 15 б |
16 б | 17 б | 16а | 19 б | 17а |
18а | 19а | 20а | 20 б | 18 б |
Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру
Тип профессий | Примеры профессий |
Человек - природа (П) | Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д. |
Человек - техника (Т) | Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д. |
Человек - человек (Ч) | Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, преподаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д. |
Человек - знаковая система (3) | Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д. |
Человек - художественный образ (Х) | Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д. |