Рабочая тетрадь
Латинский язык и медицинская терминология
Раздел «Фонетические основы»
Информационный блок | Тема 1 |
Латинский алфавит и правила произношения гласных букв.
Алфавит (§1,с.17)
Цель изучения темы:
ü Знать, как пишется латинская буква, как называется буква в алфавите, как буква произносится в слове
ü Знать, какие буквы произносятся по-разному в зависимости от позиции
Начертание | Название | Произношение |
| Начертание | Название | Произношение |
Aa | а | [a] | Mm | эм | [м] | |
Bb | бэ | [б] | Nn | эн | [н] | |
Cc | цэ | [к, ц] | Oo | о | [о] | |
Dd | дэ | [д] | Pp | пэ | [п] | |
Ee | э | [э] | ку | [к] | ||
Ff | эф | [ф] | Rr | эр | [р] | |
Gg | гэ | [г] | Ss | эс | [с, з] | |
Hh | ха | [г ͯ] г белорусское | Tt | тэ | [т] | |
Uu | у | [у, в] | ||||
Ii | и | [и] | Vv | вэ | [в] | |
Jj | йота | [й] | Xx | икс | [кс] | |
Kk | ка | [к] | Yy | ипсилён | [и] | |
Ll | эль | [л΄] | Zz | зета | [з] |
Обратите внимание: в приведенных примерах гласные звуки, выделенные жирным шрифтом, являются ударными.
Гласные. Дифтонги. (§3-4,с.18-20)
В латинском языке гласные звуки делятся на долгие и краткие. На письме долгота и краткость обозначается следующим образом:
|
|
ā– а долгий ă – а краткий
Дифтонг – это неделимое сочетание двух гласных.
au [ау]; au ris [ aу рис] ухо
eu [эу]; pneumon í a [пнэумон и а] пневмония
ae [э]; Crat ae gus [крат э гус] боярышник
oe [э]; Foenicŭlum [фэн и кулюм] укроп
NB (Nota bene – «Запомни!»):
1) Дифтонг всегда рассматривается как один гласный звук.
2) Если в сочетаниях ae, oe над вторым гласным стоит знак долготы (ē) или ¨ ( ë ), значит это не дифтонг, а две независимые гласные, которые следует читать раздельно:
a ēr (aër) [ á эр] воздух
A loē (A loё) [ á л΄оэ] алоэ.
NB (Запомни!): 1) у существительных и прилагательных, заканчивающихся на -eus, -eum, конечные слога –us, -um являются окончаниями. Поэтому сочетание eu в таких словах не дифтонг, а две независимые буквы:
calcáneus [калькáнэус] пяточный
Jj(Ii) [й] В некоторых изданиях отсутствует буква Jj. Ее функцию выполняет буква Ii, которая произносится как [й] перед гласной:
ja=ia=[йа=я] Januárius=Ianuárius [януариус] январь jo=io=[йо=ё] májor=máior [майор] большой (сравн.степень) | je=ie=[йэ=е] jejúnum=ieiúnum [еюнум] тощая кишка ju=iu=[йу=ю] Junípĕrus=Iunípĕrus [юнипэрус] можжевельник |
В греческих словах Ii произносится как [и] в любой позиции.
Iódum [иóдум] – йод и производные от этого слова, например, iódĭdum - йодид | -iatría [иатриа] – раздел клинической медицины, посвящённый лечению какого-либо заболевания -iáter – врач |
Проблемный блок | Тема1 |
Выучите теоретическую часть темы и проверьте себя, ответив на Контрольные вопросы:
|
|
1) Назовите буквы латинского алфавита.
2) Сколько гласных в латинском алфавите и как они произносятся?
буква - [звук] | |||||
… - [ … ] |
3) Как обозначается долгота и краткость гласного звука?
долгота | |
краткость |
4) Что такое дифтонг?
5) Из каких букв состоят дифтонги и как они произносятся?
дифтонг - [звук] | |||
… - [ … ] | … |
6) Когда сочетание гласных звуков не является дифтонгом? Как это оформляется на письме?
… - [ … ] … | … … |
7) Какие сочетания гласных рассматриваются как один гласный звук?
8) Как произносится буква Jj? [ ]
9) Какой буквой можно заменить Jj в слове?
10) Как произносится Jj перед гласной?
ja=ia=… | je=ie= | jo=io= | ju=iu= |
Запишите буквы, которые обозначают следующие звуки:
[е] - | [э] - |
Задание 1.1 Запишите буквы, которые дают приведённые звуки.
Цель: запомнить буквы, которые произносятся одинаково
! Количество строк не всегда совпадает с количеством букв, которые соответствуют данному звуку
[и] | … |
|
[к] | … |
|
[з] | … |
|
[в] | … |
Задание 1.2. Распределите слова по двум колонкам, подчеркните дифтонг, если он есть в слове, прочитайте слова.
Цель:
Запомнить, что
-в дифтонгах а е, о е на втором месте должна быть гласная е,
-сочетания a ē, aë, oē, oё – не дифтонги
-сочетание eu в конце сова - не дифтонг
Слова, содержащие дифтонг | Слова, не содержащие дифтонга |
aegrótus, … |
aegrótus, aёrosólum (so = [зо]), aequális (qu = [кв]), línea, meátus, trachéa (ch = [х]), auditórius, páncreas (cr = [кр]), pleurális, fauces (ce = [цэ]), ósseus, óleum, Áloē, glutéum, auris, núcleus (cl = [кл]), aequátor, laesus (su = [зу]), córnea (co = [ко]), praesens (se = [зэ]), áēr, área.
Задание 1.3. Уберите лишнее слово, подчеркните дифтонги в словах
Цель: запомнить дифтонги ae, oe, au, eu и не путать с похожими сочетаниями гласных
Образец:
a) ae grōtus лишнее слово b) are a, здесь нет дифтонга
b) area
c) f au ces
d) pl eu rālis
1 a) Aethazólum (thaz-[таз]) b) amoebíăsis (sis-[зис]) c) leucócўtus (coc-[коц]) d) théa (the-[тэ]) | 2 a) gastroēnterocolítis (co-[ко]) b) oligomenorrhoea (rh-[р]) c) erythrocytopoёsis (th-[т], cy-[ци], sis-[зис]) d) hypothyreósis (th-[т], sis-[зис]) |
3 a) autohaemotherapía (th-[т]) b) traumatísmus (sm-[см]) c) polioēncephalomyelítis (ph-[ф]) d) phytotherapeutísta (ph-[ф], th-[т]) | 4 a) Phosphoestrólum (ph-[ф]) b) osteóma (st-[ст]) c) páncreas (cr-[кр]) d) gastroёsophagéus (so-[зо], ph-[ф]) |
Задание 1.3. Запишите транскрипцию слов:
Цель: запомнить произношение сочетаний ja=ia, je=ie, jo=io, ju=iu
Внимание! Читаем: cu-[ку], cо-[ко], ct-[кт], tiа-[циа], tiо-[цио], st-[ст], аse-[азэ]
1 jun ct ūra (соединение) majus (большое) je cu r (печень трески) juvans (вспомогательный) Juppĭter (Юпитер) ju cū ndus (приятный) juvenālis (юношеский) jugna (возвышение) | 2 jejūnum (тощая кишка) major (большой) conjun ct īvus (соединительный) oleum je cŏ ris A se lli (рыбий жир) jānua (дверь) justi ti a (справедливость) juvēntus (молодость) | 3 jejūnus (голодный) intrajugulāris (внутренний) jungo (соединять) Junipěrus (можжевельник) inje cti o (инъекция) Jānus (бог солнца и начала) juvenīlis (юный, молодой) ju st us (справедливый) |
Проблемный блок Самостоятельная работа | Тема 1 |
Задание 1.4. Уберите лишнее слово, подчеркните дифтонги в словах.
Цель: запомнить дифтонги ae, oe, au, eu и не путать их с похожими сочетаниями гласных.
Образец:
a) ae grōtus лишнее слово b) are a, здесь нет дифтонга
b) area
c) f au ces
d) pl eu rālis
1 a) purpúreus b) Crataegus c) Echinacéa d) Dihydroёrgotamínum .cr-[кр], ch-[х], cе-[цэ] | 2 a) Kalanchóё b) ischaemía c) oesóphăgus d) idaea ch-[х], sch-[сх], so-[зо], ph-[ф] | 3 a) amoeba b) autísmus c) subcutáneus d) aether sm-[см], su-[су], cu-[ку], th-[т] |
4 a) foetor b) gaseósus c) haematuría d) pleurítis se-[зэ], su-[зу], h-[г ͯ] | 5 a) gangraena b) Hippóphaё c) Praegoestrólum d) Foenícŭlum h-[г ͯ], ph-[ф], st-[ст], cu-[ку] | 6 a) inaequális b) Oleandomycínum c) córnea d) óleum . qu-[кв], ci-[ци], co-[ко] |
7 a) propaedeutĭca b) meátus c) pneumonía d) Testoenátum st-[ст] | 8 a) Áloē b) aёrosólum c) dysmenorrhoea d) tachypnóё . so-[зо], sm-[см], rh-[р], ch-[х] | 9 a) félleus b) orthopaedía c) Aethinyloestradiólum d) pneumólysis th-[т], st-[ст], si-[зи] |
10 a) praeparátio b) Oestradiólum c) aneurýsma d) bronchoёctasía ti-[ци], st-[ст], sm-[см], ch-[х], ct-[кт], si-[зи] | 11 a) Eryhaemum b) lymphopoésis c) Rhéum d) hypothyreósis .h-[г ͯ], ph-[ф], si-[зи], rh-[р], th-[т] | 12 a) aether b) clausus c) diarrhoea d) Desoxyribonucleásum th-[т], su-[зу], rh-[р], so-[со], cl-[кл], su-[зу] |
Информационный блок | Тема 2 |
|
|