Глава 3. Влияние «Арабской весны» на образ Израиля в египетских СМИ

 

Режим Хосни Мубарака, занимавшего к 2011 году пост президента уже 30 лет, был связан как с множеством социально-политических проблем, (политическая стагнация, непотизм, преследование оппозиции) так и с негативными структурно-демографическими факторами[71] (например, «молодежный бугор», образовавшийся в стране), что сыграло решающую роль в усилении протестного потенциала в Египте к началу 2011 года. Тот факт, что Мубарак имел сравнительно тесные политические и военные связи с Израилем, также не пошел ему на пользу: многотысячная толпа на площади Тахрир вместе с антиправительственными лозунгами скандировала и антиизраильские.

 

Еще до свержения режима Мубарака в неправительственных египетских СМИ усилилась антиизраильская риторика. В Аль-Йаум Ас-Саби’ уже в январе 2011 года появляются резко антиизраильские статьи: они затрагивают такие темы, как «сионистский заговор» против Египта,[72] иудаизация Иерусалима[73], и традиционное для арабской пропаганды противопоставление «хороших» евреев «плохим» сионистам.[74] Статья от 7 января 2011 года под заголовком «О, убийцы, убирайтесь из нашего Египта»[75] критикует связи режима Мубарака с Израилем, что свидетельствует о политической слабости египетского президента, уже неспособного держать под контролем неправительственные СМИ. Что характерно, вышеупомянутые статьи используют семантические единицы «сионистское образование» и «сионистский враг», от которых правительственные СМИ воздерживались на протяжении всей «Арабской весны» в силу наличия дипломатических отношений между Египтом и Израилем.

 

После отставки Мубарака 11 февраля 2011 года антиизраильские настроения в СМИ усилились еще больше. Так, мартовские статьи Аль-Йаум ас-Саби посвящены «незаконной оккупацией Израилем арабских земель»[76] и «экономической агрессии сионистов против арабских стран».[77] В силу отсутствия сдерживающего фактора, которым являлся Мубарак, неправительственные издания фактически транслировали настроения радикальной части египетского общества, выражавшую враждебность к Израилю и мирному соглашению с ним. Вместе с критикой Мубарака, как правителя, соблюдавшего мирный договор с Израилем, можно проследить критику Анвара Садата как правителя, его заключившего. В египетских изданиях появляются обвинения Израиля в воздействии на решения египетского правительства посредством «еврейского лобби», действовавшего в Египте при Садате и Мубараке. [78]

 

Кульминация антиизраильских настроений в египетском обществе произошла в сентябре 2011 года, когда в результате израильско-египетского пограничного инцидента погибли 3 египетских солдата. Несмотря на извинения израильского правительства,[79] 9 сентября разгневанная толпа собралась у израильского посольства в Каире, требуя немедленного разрыва дипломатических отношений. Демонстрантам удалось прорваться в посольство, а также сорвать израильский флаг с крыши здания, водрузив на его место египетский. Инцидент был улажен с помощью вмешательства американской администрации и лично президента Барака Обамы, демонстрантов же разогнал египетский спецназ.[80] Неправительственные СМИ встали на сторону протестующих, высказываясь за денонсацию мирного договора с Израилем: газета Аль-Масри Аль-Йаум выразила неприятие нормализации отношений, рассказав о десятках случаях сожжения израильских флагов протестующими по всей республике.[81]

 

Вступление в должность нового президента Мухаммада Мурси в июне 2012 усиливало неопределенность в будущем Кемп-Девидских соглашений: будучи кандидатом от «Братьев-Мусульман», Мурси неоднократно критиковал Израиль[82] и призывал к пересмотру мирного договора. Египетские издания на протяжении 2012 года также продолжали агрессивную риторику в адрес Израиля: на страницах газет сионистов обвиняли в вербовке для своих целей египетской молодежи[83], провокациях столкновений между футбольными болельщиками[84] и даже называли израильский порт Эйлат «оккупированной египетской территорией».[85]

 

На ноябрь 2012 года пришлось обострение противостояния между Израилем и ХАМАС, что привело к израильской военной операции в Секторе Газа, получившей название «Облачный столп». Бомбардировки Израилем сектора вызвали критику и гнев в арабском мире. Хотя президент Мурси участвовал в заключении перемирия между сторонами[86], в египетском общественном дискурсе произошел еще всплеск солидарности с палестинским народом, сопровождавшийся резкой антиизраильской риторикой[87]. Аль-Масри Аль-Йаум даже заявила о намерении организовать собственную «Флотилию Свободы» с целью прорвать морскую блокаду Сектора Газа. [88]В последующие месяцы на страницах издания можно встретить обвинения Израиля в краже египетских древностей[89] и поддержку сотрудничества с Ираном назло Израилю.[90]

 

Таким образом, последние месяцы правления Хосни Мубарака и год нахождения у власти Мухаммада Мурси ознаменовались резким всплеском антиизраильской риторики в неправительственных египетских СМИ, начиная от семантики и заканчивая содержанием. Этот всплеск можно объяснить падением авторитарного режима Мубарака, имевшего сравнительно хорошие отношения с Израилем и увеличением влияния исламистов в на социально-политическую жизнь Египта. Высокое количество враждебных к Израилю публикаций проиллюстрировано на данном графике, построенном на основе анализа газеты Аль-Йаум Ас-Саби’:

 

Исходя из данных графика, можно сделать вывод, о том, что антиизраильская риторика в издании резко упала к 2013 году: упоминания Израиля снизились в количестве, а к откровенно враждебным публикациям добавились нейтральные и даже положительные.[91] Основной причиной данной тенденции, безусловно, стал военный переворот 2013 года.

 

3 июля 2013 года министр обороны Египта Абд аль-Фаттах ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммада Мурси и переходе власти к временному правительству. Действующий президент был помещен под домашний арест и, позже, отдан под суд. В последствии, в Египте вновь установился авторитарный режим во главе с самим ас-Сиси: «Братья-Мусульмане» были объявлены террористической организацией, а свобода слова и публикаций (в том числе неправительственных СМИ) была сильно ограничена в течение последующих лет.[92]

 

Установление режима ас-Сиси в определенном смысле вернуло Египет к дореволюционным порядкам. С точки зрения данного исследования особенно интересны два явления: возобновление сотрудничества с Израилем[93] и усиление контроля над правительственной и неправительственной прессой.[94] Уже в 2013 году внимание к Израилю в египетских изданиях резко снизилось, а его упоминания стали соответствовать интересам нового правительства: так, в статьях от 23 августа[95] и 11 ноября[96] Аль Йаум Ас-Саби’ обвиняет в сотрудничестве с сионистами Аль-Джазиру и Турцию соответственно. Так как катарский телеканал (впоследствии запрещеный ас-Сиси) и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган до самого конца поддерживали Мурси и правительство Братьев-мусульман[97], можно сделать вывод, что неправительственная пресса стала использовать обвинения в сотрудничестве с Израилем как инструмент против идеологических противников ас-Сиси в регионе.

 

Период правления ас-Сиси также можно охарактеризовать усилением контроля над упоминаниями Израиля в правительственной прессе. Правительственное издание Аль-Ахрам стало усиливать градус враждебности к Израилю в зависимости от внешнеполитических факторов и в соответствии с интересами египетского правительства. Наглядная иллюстрация данной тенденции – данный график:

 

 

Всплески внимания к Израилю начиная с 2013 года можно объяснить намерением египетского правительства отвлечь население от внутренних социальных и экономических проблем. В отличие от Аль-Йаум Ас-Саби, Аль-Ахрам усилила внимание к Израилю уже в июле 2013 года, когда произошел военный переворот. Это различие можно объяснить неуверенностью неправительственных СМИ в необходимости нагнетания антиизраильской повестки: редакция Аль-Йаум Ас-Саби не знала, чего ждать от нового правительства, в то время как правительственная Аль-Ахрам практически немедленно начала выполнять государственный заказ. Скачок лета 2014 года связан с выборами, выигранными ас-Сиси, за которыми последовало принятие целого ряда крайне непопулярных законов об отмене субсидий на топливо и электроэнергию.[98] Рост упоминаний Израиля в феврале 2015 года, возможно, обусловлен смертельными столкновениями египетской полиции с футбольными фанатами.[99] Всплески июня 2016 года и января 2017 года связаны с решениями египетского суда о незаконности передачи Саудовской Аравии островов Санафир и Тиран в Красном море, инициированной президентом, что вызвало усиление противоречий в египетском политическом дискурсе.[100]

 

Резкое усиление враждебных статей об Израиле в декабре 2017 года вызвано решением американского президента Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство. Этот шаг был воспринят резко отрицательно во всем мусульманском мире, поэтому для египетского правительства была важна солидарность с мусульманами в данном вопросе. Так, в начале декабря 2017 года, Аль-Ахрам резко усилила антиизраильскую риторику. Среди декабрьских и январских заголовков: «Мечты Израиля о еврейском Иерусалиме»[101], «Долой Трампа и Израиль, Иерусалим – арабский город»[102] и «Треть Израиля живет в бедности»[103].

 

Резкое увеличение антиизраильских публикаций в Аль-Ахрам отражено на отдельном графике, основанном на анализе издания:

 

 

Можно сделать вывод, что с приходом к власти ас-Сиси, враждебность в отношении Израиля стала «управляемой». С одной стороны, градус агрессии в сторону Израиля заметно снизился, особенно в неправительственных изданиях. С другой стороны, противопоставление Египта Израилю, игнорирование сотрудничества с ним, и обвинение в этом сотрудничестве региональных противников режима ас-Сиси (таких как Турция) стали инструментами в информационной войне египетского авторитарного лидера. Более того, если сравнить англоязычные публикации Аль-Ахрам 2019 года о Турции[104] и Израиле[105], можно сделать вывод, что издание относится к турецкой угрозе гораздо серьёзнее, нежели к израильской. Это, в свою очередь, свидетельствует возможной тенденции к уходу от Израиля к Турции роли «врага Египта номер один».

 

 

Таким образом, «Арабская весна», начавшаяся со свержения Мубарака и закончившаяся приходом к власти ас-Сиси оказала значительное влияние на образ Израиля в египетской прессе. Можно говорить о «волнообразной» дихотомии правительственных и неправительственных изданий: в определенные периоды «Арабской весны» их объединяли общие тенденции, в иные периоды их поведение было абсолютно разным. Так или иначе, события 2010-ых годов ХХ века выявили сохраняющийся интерес к Израилю в египетском обществе, берущий корни с самого начала арабо-израильского конфликта в 1948 году, причем как на официальном уровне, так и на народном. Учитывая высокий уровень сотрудничества между режимом ас-Сиси и Израилем, можно сделать осторожный прогноз о возможном снижении враждебности к Израилю в египетских правительственных СМИ, разумеется, не из-за реального потепления между египетским и израильским народами, а из-за прагматичных интересов египетского лидера.

 

Однако наличие связей с Израилем египетское правительство старается не афишировать. Так, вскоре после того, как в интервью канадскому телеканалу CBS в январе 2019 года египетский лидер упомянул о тесном сотрудничестве с израильтянами в борьбе с вооруженными формированиями на Синайском полуострове, египетское правительство потребовало от телеканала отменить публикацию интервью, на что CBS ответил отказом.[106]

Заключение.

 

Кемп-Девидские соглашения 1979 года, положившие начало официальным израильско-египетским отношениям имели как позитивные, так и негативные последствия для Египта. Однако на основе проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что в долгосрочной перспективе Египет выиграл от подписания мирного договора с Израилем. Краткосрочная арабская изоляция, внутриполитические трения и даже убийство Анвара Садата не перевесили огромную экономическую и политическую выгоду, связанную с улучшением отношений с США, получением от них многомилионной экономической помощи в последующие годы, уменьшением оборонного бюджета, мирным возвращением Синайского полуострова и возвращением спокойствия на израильской границе.

В свою очередь, египетско-израильские отношения с 1979 года по настоящее время можно охарактеризовать как «холодный мир». Египетские СМИ, в первую очередь пресса и телевидение, продолжали держаться традиционной антисионистской линии, хоть и смягченной порой наличием дипломатически отношений с Израилем. Литературный обзор публикаций на тему Израиля в египетской прессе с 1950-ых годов не показал заметного смягчения антиизраильской риторики после заключения мирного договора. Египетские СМИ эпохи Садата и Мубарака как и СМИ эпохи Насера продолжали использовать Израиль в качестве главного врага Египта с целью отвлечения населения от внутренних экономических и социальных проблем и смещения общественного дискурса во внешнеполитическое поле.

 

На основе обзора египетского кинематографа, была выявлена следующая тенденция: египетская кинематографическая индустрия, будучи наиболее развитой на фоне остальных арабских стран, использовала и продолжает использовать Израиль в качестве антагониста. Как египетские картины в духе социалистического реализма эпохи Насера, так и «голливудизированные» фильмы «Инфитаха» пропитаны антиизраильской и антисионисткой риторикой. Можно ожидать продолжения данной тенденции: египетский политический режим далек от демократии, а авторитарной власти всегда выгодно использовать кино для пробуждения в зрителе национальной гордости и патриотизма.

 

В ходе контент-анализа современной египетской прессы (в первую очередь, изданий Аль-Йаум Ас-Саби и Аль-Ахрам) была создана база данных в виде нескольких таблиц и построенных на их основе наглядных графиков и диаграмм. Вышеупомянутая база данных позволила отследить на временной шкале как количественные изменения упоминаний Израиля в египетских СМИ, так и изменения риторики и семантики в отношении еврейского государства. Таким образом, построенная база данных помогла осуществить анализ влияния различных социальных, политических и экономических событий на образ Израиля в египетской прессе.

В ходе исследования были выявлены основные смысловые единицы, используемые египетскими СМИ в отношении Израиля. Так, семантические единицы «сионистское образование», «сионисткий враг», или слово «Израиль», взятое в кавычки, дают читателю представление об антиизраильской ангажированности текста, что, в свою очередь, свидетельствует о негосударственном и неофициальном характере издания. (Данные смысловые единицы, например, широко использует Аль-Йаум Ас-Саби). Официальные правительственные египетские издания (как Аль-Ахрам) воздерживаются от их применения в силу наличия дипломатических отношений с Израилем, и даже в антиизраильских статьях не искажают название государства, которое Египет официально признаёт.

 

 В ходе исследование был проведен подробный анализ влияния «Арабской весны» на образ Израиля в египетских СМИ. Она в определенном смысле послужила «проверкой на прочность» прохладному египетско-израильскому миру: в период правления «Братьев-Мусульман» будущее мирного соглашения с Израилем было весьма неопределенным, что и отразилось на образе Израиля в египетских СМИ. Накал агрессии к Израилю в египетской неправительственной прессе 2011-2012 годов можно охарактеризовать как хаотичный и вызванный слабостью государственной власти в конце правления Хосни Мубарака и на всем протяжении нахождения у власти Мухаммада Мурси. В свою очередь, относительное затишье 2013 года главным образом связано с приходом к власти реакционных сил во главе с ас-Сиси.

Египетские СМИ эпохи ас-Сиси, в свою очередь, являются наглядной иллюстрацией «разделения труда». Более стесненную в семантических средствах правительственную прессу можно противопоставить свободной от рамок приличия неправительственной прессе, использующей  пренебрежительные смысловые и семантические единицы наподобие «сионистского образования» и «сионистского врага». Учитывая тот факт, что неправительственные СМИ также как государственные, так или иначе контролируются властями,[107] можно сделать вывод, что данная ситуация соответствует интересам египетского правительства и президента.  

Негативное отношение к Израилю в прессе стало инструментом египетского политического режима, используемым для отвлечения населения от внутренних проблем (например, рост упоминаний Израиля в Аль-Ахрам во время отмены субсидий на топливо) и поддержания имиджа на ближневосточной политической арене (например, увеличение количества негативных статей об Израиле в Аль-Ахрам, связанных с переносом американского посольства в Иерусалим). О сотрудничестве с Израилем в сфере безопасности египетская пресса предпочитает умалчивать, скорее всего, во избежание обвинений режима ас-Сиси со стороны египтян и арабов в «сотрудничестве с сионистами».

Подводя итог, образ Израиля в египетских СМИ оставался преимущественно негативным от создания еврейского государства в 1948 году по настоящий день. Наличие внешнего врага в виде «сионистского образования» позволяло египетским лидерам консолидировать общество и отвлечь его от внутренних проблем. Немного смягченная подписанием мирного договора, риторика в отношении Израиля вновь ужесточилась во время «Арабской весны», главным образом, из-за ослабления государственной власти как сдерживающего фактора, а также из-за усиления влияния исламистских движений на египетское общество. После военного переворота 2013 года агрессия к Израилю в прессе пошла на спад и вновь стала обслуживать интересы правящего режима, не заинтересованного в эскалации отношений с Израилем, однако желающего направить фрустрацию египетского общества, вызванную экономическими и социальными проблемами в нужное русло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: