В развитии современной науки проявляются две тенденции - дифференциация и интеграция научного познания. Дифференциация означает деление науки на все более частные области и их превращение в самостоятельные дисциплины. Отдельные явления и процессы действительности изучаются все более глубоко. В результате дифференциации ученые обладают узкоспециализированными знаниями и даже те, кто принадлежит к одной науке, перестают понимать друг друга. Как писал К. Прутков, «специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя».
Дифференцированный подход в науке не способствует изучению фундаментальных законов природы и общества и не позволяет раскрыть единство, системность явлений действительности. Его недостатки преодолеваются в процессе интеграции наук, их взаимодействия и взаимопроникновения.
Интегративные процессы проявляются, во-первых, в использовании методов одной науки в других (все науки используют математические методы, методы программирования и информационные технологии). Во-вторых, происходит возникновение новых наук на стыке старых (биофизика, биохимия и т. д.). В-третьих, различные науки используют общие методы и принципы (системный подход, глобальный эволюционизм, принципы синергетики и др.).
|
|
Интеграция и дифференциация научного познания дополняют и обусловливают друг друга. Взятые в единстве, они позволяют более основательно изучить природу и общество и создать современную научную картину мира.
Наука может развиваться экстенсивно и интенсивно. Экстенсивная тенденция - развитие вширь за счет увеличения объема знаний в рамках одной парадигмы, здесь преобладает количественное накопления фактов и их объяснение в пределах единой установки, методологии, стандартов.
Интенсивное развитие ведет к смене парадигмы, качественному преобразованию всей системы знаний.
Методологический инструментарий современной науки