Методика использования изобразительно-выразительных средств на занятиях в художественной школе

 

Знакомство с миром изобразительно-выразительных средств в художественной школе начинается с первого класса. На предметах «Рисунок», «Живопись», «Композиция» дети изучают основные понятия графических, живописных, композиционных изобразительных средств, учатся пользоваться графическими и живописными материалами, осваивают разные техники работы ими и выполняют закрепляющие упражнения.

Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В 1 – 2 классах учащиеся получают начальные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приёмах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов. В 3 – 4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Уже в первом классе дети получают представление о том, что такое линия, тон, силуэт и цвет, осваивают основные правила и законы композиции.

Приобщение к линии совместно с понятиями «штрих» и «пятно» начинается с правильной постановки руки и овладения приемами пользования карандашом. Работа с линией полна неожиданностей ввиду разнообразия её характера. Линия может быть длинной или короткой; имеет угол наклона или расположение – вертикальное, горизонтальное, диагональное. Она может быть прямой, плавной, изгибающейся, неровной, прерывистой [22, С. 39]. Интересное задание, выполняющееся линией, предлагает художница и методист Карла Сонхайм.в своей книге «Художественная мастерская: графика». Оно называется «слепой контур». Рисунок слепым контуром – классическое упражнение, нацеленное в первую очередь на тренировку внимательного наблюдения, а не на конечный результат. В Интернете или библиотеке необходимо найти несколько фотографий животных. Ребенку предлагается, смотря на изображение и сосредоточившись на контуре животного, начать рисовать его карандашом, ручкой или фломастером на бумаге, очерчивая все неровности и детали, не смотря при этом на получающийся рисунок. Работа выполняется непрерывной линией. Ребенок, таким образом, тренирует внимание и способность видеть изображение обобщенно [20, С. 19].

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

В заключение важно подчеркнуть, что несмотря на то, что задачи освоения художественных средств раскрываются в каждом задании последовательно и отдельно друг от друга, они взаимосвязаны между собой. Если на одном уроке дети занимаются поиском композиции и делают соответствующие наброски, то это не значит, что это только задача урока, определенный этап, и больше такие зарисовки делать не придется. «Наоборот, – заявляют авторы практического руководства по рисунку и живописи Ю. Аксенов и М. Левидова, – от рисунка к рисунку, от этюда к этюду, развивая свои композиционные способности. вы сами должны чувствовать, как возрастает необходимость этих набросков».

 



Разработка серии из семи уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе»

В целях более подробного раскрытия темы предусмотрена разработка серии уроков для детской художественной школы. На каждом уроке выявляются особенности того или иного изобразительно-выразительного средства. Для практического задания выбрано рисование тематической композиции в анималистическом жанре. На уроках предусмотрено ознакомление детей с основными понятиями, способами изображения, техникой овладения определенным художественным средством. Каждое занятие сопровождается наглядными материалами (таблицами, репродукциями известных русских художников).

 



Выводы по второй главе

 

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть важность освоения изобразительно-выразительных средств на ранних этапах обучения в художественной школе. С этой целью разрабатываются технологии овладения художественными средствами. Одним педагогам удобнее знакомить детей сначала с основами цветоведения, выработать у учащихся первоначальные навыки работы красками, смешивания цветов. Другим кажется рациональней приступать к основам художественной грамоты с рисунка, как основы всякого произведения. Бесспорно, важно выполнять задания и упражнения по мере их постепенного усложнения, постоянно закрепляя пройденный материал в ходе всего процесса обучения.

Важно подчеркнуть, что только путем собственных проб и ошибок, через знакомство с новыми техниками и материалами для работы, анализ сюжета и выразительных средств картин известных художников, иначе говоря, только через собственное переживание можно осознать и охватить эмоционально-ценностный, чувственный опыт, содержащийся в искусстве. Нужно проживать художественный образ, уметь выразить свое отношение к изображаемому. Постигая основы изобразительной грамоты, ребенок развивает эстетические чувства и потребности (смотреть искусство, общаться с ним, творчески подходить к решению любой задачи, уметь самостоятельно организовать и оценить творческую деятельность), пропуская через себя полученные знания, ребенок становится более внимательным, понимающим и сопереживающим чувствам других людей. Таким образом, содержание искусства ребенок должен усвоить через собственный опыт, что станет важным шагом на пути к освоению художественного опыта поколений и базовых эмоционально-ценностных критериев жизни.



Заключение

 

На наш взгляд, нам удалось справиться с поставленными задачами. Мы достаточно подробно остановились на проблеме понимания термина «изобразительно-выразительные средства» в изобразительном искусстве, раскрыли различные аспекты его понимания. Нами было установлено, что «изобразительно-выразительные средства» – это система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства, материальных средств и приемов создания художественного образа. Мы обозначили весь спектр применения изобразительно-выразительных средств в графике и живописи. Нами было определено, что обучение способам работы этими средствами должно начинаться с ранних классов обучения в художественной школе, постепенно усложняясь. Правильная организация занятий, проведение бесед об искусстве с наблюдением картин художников, использование в качестве вспомогательных средств на уроках наглядных пособий – это приведет к тому, что восприятие у детей станет более сложным и целенаправленным. Здесь очень важна, незаменима роль учителя, который сможет направить этот процесс, благодаря чему у детей постепенно, от освоения одного правила изобразительной грамоты к другому будет расширяться кругозор, появятся общие связи между явлениями, фактами, правилами, образуется системность, соединяющая в себе приобретенные знания и жизненный опыт.

Нами были проанализированы работы известных отечественных и омских художников, выполненные в анималистическом жанре, с точки зрения проявления в них изобразительно-выразительных средств. Художники вырабатывают свои техники работы художественными материалами и по-своему используют художественные средства.

Предоставление нами мнений различных авторов об изобразительно-выразительных средствах в графике и живописи, а также предложенная классификация данных приемов позволит более полно понять данный аспект. На наш взгляд, проделанная нами попытка рассмотрения тенденций проявления изобразительно-выразительных средств в творчестве русских художников может составить научный интерес.



Список литературы

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. – 2-е исправленное и дополненное изд. – М.: Советский художник, 1986. – 326 с., ил.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 391 с., ил.

4. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с., ил.

5. Качалова А.А. Методы и приемы, используемые в создании образа декоративной живописи [Электронный ресурс]; URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-29.pdf (дата обращения: 17.03.2016).

6. Нечаева А.Н., Седова И.Г. Декоративность как прием художественно-образного мышления [Электронный ресурс]; URL: http://www.scienceforum.ru/2013/152/1954 (дата обращения: 11.03.2016).

7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 321 с.

8. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 190 с., ил.

9. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004. – 121 с., ил.

10. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. – Л.: Искусство, 1986. – 199 с., ил.

11. Дережанова В.Д. Основы графики: Учебное пособие. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. – 60 с.

12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 190 с.

13. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с., ил.

14. Котляров А.С. Композиционная структура изображения: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, 2008. – 152 с., ил.

15. Кузин В.С. Психология. Учебник. – Изд. 3-е. – М.: АГАР, 1997. – 304 с., ил.

16. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – Изд. 3-е. – Мн.: Беларусь, 2005. – 151 с., ил.

17. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 144 с., ил.

18. Паранюшкин Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 79, [4] с., ил.

19. Ракитин В.И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.

20. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 320 с.

21. Сонхайм К. Художественная мастерская: графика. – СПб.: Питер, 2015. – 144 с., ил.

22. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988. – 588 с., ил.

23. Чудецкая А.Ю. Как смотреть графику? – М.: Арт-Волхонка, 2010. – 71 с., ил.

24. Школа изобразительного искусства: Вып. 1: Учебное пособие. – Изд. 3-е. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 176 с., ил.

25. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с., ил.

26. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.



Приложение 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: