Важность понимания особого буддийского взгляда на перерождение

Если рассмотреть прибежище – направление жизни в надёжное русло – это вовсе не первый шаг на пути Дхармы. Это очень, очень продвинутый шаг. Мы начинаем не с него. И развитие начального уровня мотивации на первой из трёх ступеней пути – другими словами, мотивации прилагать усилия ради более благоприятного перерождения – это тоже, безусловно, не тот уровень, с которого начинаем мы, западные люди.

В прошлый раз мы обсуждали четыре размышления, обращающие ум к Дхарме. Что первым приходит на ум, когда мы хотим по достоинству оценить нашу драгоценную человеческую жизнь? Подумайте. Как мы можем осознать ценность драгоценной человеческой жизни, если перерождение в другой форме невозможно? Существует столько различных вариантов перерождений, а мы смогли получить именно это драгоценное человеческое рождение. Оно особенно редкое, и получить его снова будет непросто. Рассмотрим пример, который использует Шантидева, чтобы это объяснить: слепая морская черепаха проводит под водой сотню лет, лишь однажды за это время поднимаясь на поверхность океана, где плавает золотое ярмо, и шансы обрести драгоценную человеческую жизнь так же невелики, как вероятность, что черепаха попадёт головой в ярмо. Поэтому первое размышление, обращающее ум к Дхарме, – осознание ценности драгоценной человеческой жизни – связано с перерождением.

Чтобы обратить свой ум к Дхарме, необходимо определённое начальное состояние ума, для жителей традиционно буддийских регионов само собой разумеющееся. У людей в традиционно буддийских обществах, возможно, нет утончённого понимания концепции перерождения, но вера в перерождение естественна для их мировоззрения и им интересно узнавать о нём больше. Нам нужно развить в себе такое же отношение. Я уверен, что нужная для этого предпосылка – признать, что тема перерождения играет в буддийском учении определяющую роль. У нас должен быть интерес и намерение понять буддийское объяснение – не какое-либо другое, а именно буддийское, – потому что есть много разных точек зрения на перерождение и жизнь после смерти, а в буддизме они понимаются совершенно по-особому. Все учения по Дхарме основаны на буддийском объяснении перерождения.

Так как нам нужно понять именно буддийскую точку зрения, исключим всё, что ею не является:

● В буддизме не говорится, что перерождается постоянная душа, которая покидает одно тело и вселяется в другое. Это не буддийское понимание.

● Также не буддийское понимание – что высшее существо преподаёт нам уроки, как будто сдаёт игральные карты. Как только урок выучен, наступает лучшее перерождение, и перерождение в каждой ситуации будет повторяться, пока мы не выучим урок. В такой теории подразумевается, что перерождения становятся всё лучше и лучше: выучив один урок, вы переходите в более высокое состояние и получаете следующий. Это совсем не буддийское понимание.

● Речь также не о том, что есть всего одна жизнь после смерти: после этой жизни происходит одно перерождение, в котором мы живём вечно (вне зависимости от того, существует ли перед этим чистилище). Это тоже не буддийское понимание.

Потоки как последовательности моментов

Итак, нам нужна большая открытость и интерес к тому, какова на самом деле буддийская точка зрения на перерождение. Вопрос о перерождении в сущности сводится к вопросу о потоках, континуумах. Поток – это протяжённость чего-либо из момента в момент. Есть четыре вида потоков:

1. Поток, имеющий начало и конец. Например, наше нынешнее тело возникло в момент зачатия, закончится со смертью и существует непрерывно от момента к моменту, пока мы живы. Это просто.

2. Потоки, у которых нет начала, но есть конец. К примеру, заблуждение или сансара: у них отсутствует начало, но может быть конец.

3. Потоки с началом, но без конца. Например, разрушение стакана. Когда я разбиваю стакан, у этого разрушения – прекращения существования стакана – есть начало. Оно начинается, когда бьётся стекло. Конца нет: так будет всегда. Этот стакан навсегда останется разбитым. Через миллион лет в будущем он всё ещё будет разбит, он не восстановится. У разрушения есть начало, но нет конца. Начинает звучать странновато, не так ли? Это буддийская логика.

4. Безначальный и бесконечный континуум, и примером здесь служит поток ума.

<...>

Условное «я» лишено плотной идентичности

Индивидуальному субъективному познанию сопутствует чувство плотного «я», которое познаёт и которое отдельно от познания: «У меня хорошее настроение», «У меня плохое настроение», «Я чувствую себя счастливым», «Я чувствую себя несчастным». Но такого «я» не найти. Оно предстаёт перед нами из-за заблуждения. Точнее, из-за заблуждения мы полагаем, что «я действительно существую». Из-за привычки заблуждаться мы ощущаем, что есть плотное познающее «я», обособленное от самого процесса познания. Но раз невозможно найти прочного познающего «меня», отдельного от процесса познания, то у этого «меня» не может быть плотной, постоянной идентичности человека, мужчины, женщины, таракана или кого угодно. Хотя индивидуальность всё же присутствует.

Подведение итогов

Есть разница между тем, чтобы иметь постоянную идентичность и существовать как индивидуум. Я – это не вы. Мой процесс познания – это не процесс познания моих родителей. Он индивидуален. Проходят миллиарды жизней, в которых за индивидуальным познанием не закреплено состояние человека, мужчины, женщины или таракана, но всё же оно индивидуально. В каком теле проходит каждая конкретная жизнь, зависит от кармы, от ваших действий, от того, как вы используете ваше восприятие.

Что же переходит в следующую жизнь, если говорить о буддийском понимании перерождения? Из жизни в жизнь продолжается это индивидуальное, субъективное познание, и ему присвоен условный ярлык «я», чтобы упорядочить и обозначить его. Познание связано с кармическими потенциалами, склонностями и привычками. Они также продолжаются.

<...>

Выводы

С точки зрения безначального и бесконечного, индивидуального и субъективного потока познания, если мы не успеем преодолеть все заблуждения за эту короткую жизнь, то, учитывая, что поток ума продолжится, конечно, мы захотим обеспечить себе лучшие условия для продолжения работы в этом направлении. Если мы хотя бы концептуально представим всю последовательность наших многочисленных жизней, смысл всех учений о карме в том, что всё воспринимаемое нами (мир, в которым мы переродились, и прочие условия) индивидуально и обусловлено кармой и нашими прошлыми поступками. Это следствие наших многочисленных прошлых жизней и созданных кармических потенциалов.

Если разобраться с индивидуальным потоком познания, у него нет плотной идентичности, ни у меня, ни у кого-либо ещё. У того живого существа нет плотной идентичности таракана. Это личность, сменившая много форм жизни, и, безусловно, она могла быть моей матерью. Из-за кармы сейчас она связана с телом таракана. Несомненно, и мы тоже в своё время побывали тараканом, так что способны ему сострадать. Мы избавимся от заблуждения и кармических проблем, сопровождающих поток познания, через осознание того, что у индивидуального и субъективного познания нет плотной идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: