Метапредметные результаты

 

Метапредметные результаты изучения обществознания в 6–9 классах включают освоение учащимися умений, направленных на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; формирование у обучающихся научного типа мышления; ориентацию учащихся на общекультурные образцы

и нормы взаимодействия с окружающим миром; освоение универсальных учебных действий как основы активной учебно-познавательной деятельности. Содержание курса с учётом воз-

растных особенностей и возможностей учащихся позволяет формировать:

- метапредметные и межпредметные понятия (например, «система», «развитие», «классификация», «закономерность», «анализ», «личность», «общество», «государство», «экономика», «равенство», «социальная справедливость» и пр.);

-òумения работы с социальной информацией (смысловое чтение, преобразование и интерпретация информации / текста на основе её анализа, систематизации и оценки);

- умения представлять информацию в форме развёрнутого монологического высказывания (устного или письменного 0- мини-сочинение, исследование и пр.); в сжатой словесной форме (в виде простого или сложного плана), в наглядно-символической форме (таблица, графическая схема, гистограмма и диаграмма);

- опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации

и эффективности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения обществознания реализуются в таких познавательных универсальных учебных действиях, как:

- определение понятий (в описательной форме и через подве-

дение видового понятия к родовому);

- сравнение с выделением общих признаков и различий;

- классификация по предложенным критериям и на основесамостоятельно выбранных оснований;

- изложение полученной информации в контексте решаемой задачи; объяснение явления, процесса, связей и отношений с заданной точки зрения;

- установление причинно-следственных связей с указанием причин и возможных последствий;

- логическое рассуждение (от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям);

- формулирование вывода (на основе сопоставления разных точек зрения, с подтверждением его собственной аргументацией);

- использование, преобразование и создание схем и таблиц для систематизации информации и решения познавательных задач;

- перевод сложной по составу (многоаспектной) информации из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

- использование информационных ресурсов (текстовых и внетекстовых, включая интернет-ресурсы) для поиска и отбора информации (под руководством учителя, по его указанию или самостоятельного).

 

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, а также рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;

- умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

- умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата;

- умение использовать различные средства самоконтроля.

Познавательные:

- умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности;

- умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий и объектов с реальной действительностью;

- умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках;

- умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- формирование системного мышления;

- формирование объектно-ориентированного мышления;

- формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач;

- формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.

Коммуникативные:

умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива;

умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации;

формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения.

 

1.3. Предметные результаты:

 

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по обществознанию, а также к результатам освоения учебного предмета «Обществознание», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию, должны обес-

печивать:

1) освоение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; о характерных чертах и признаках основных сфер жизни

общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;

2) сформированность умения раскрывать смысл ключевых понятий, базовых для школьного обществознания; сущность общества как формы совместной деятельности людей;

3) сформированность умения описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций;

4) сформированность умения приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явле-ний, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в разных сферах;

5) сформированность умения классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;

6) сформированность умения сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции; выявлять их общие черты и различия;

7) сформированность умения устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

8) овладение приёмами поиска социальной информации по заданной теме в различных её адаптированных источниках (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики); умение составлять на их основе план, таблицу, схему; соотносить содержание несколькихисточников социальной информации;

9) овладение приёмами перевода социальной информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу / диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст / диаграмму),

умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

10) сформированность умения анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников (материалов СМИ,

учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков), умения соотносить её с собственными знаниями; делать выводы;

11) сформированность умения использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действитель-

ности, личного социального опыта; 12) сформированность умения определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания своё отношение к социальным явлениям, процессам;

13) сформированность умения решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных

ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;

14) приобретение опыта использования полученных знаний в практической (включая проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав чело-

века и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

15) приобретение опыта самостоятельного составления простейших документов (заявление, доверенность, бюджет семьи, резюме);

16) сформированность умения оценивать поведение людей с точки зрения моральных, правовых и иных видов социальных норм, экономической рациональности;

осознание неприемлемости антиобщественного поведения;

17) овладение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;

- адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: