№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | ||||
предметные | УУД | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Повторение (8 часов) | ||||||||
День знаний. Веселый урок. | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога | Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста» | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера
| |||||
Наша речь и наш язык.
Стр. 7-8
| ||||||||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации Стр. 16
| Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлятьпредложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдатьв устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство» | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | |||||
Обращение
Стр. 17-16
| Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлятьпредложения с обращением. Выделятьобращения на письме | Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | |||||
РЕЧЬ Повторение типов текстов. | Чтение и определение типов текста. Поиск изобразительно – выразительных средств. Рассматривание картины И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», написание мини – сочинения по этой картине. | Знать три типа текстов и их особенности. Уметь описывать картину, грамотно оформлять предложения. | Личностные: оцениват ь поступки людей, с точки зрения общепринятых норм. | |||||
Главные и второстепенные члены предложения.
Основа предложения.
Стр. 18-19
| Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма | |||||
Распространённые и нераспространённые предложения. Стр. 20
| Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам | Различать распространённые и нераспространённые предложения | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
Словосочетание. Проверочная работа по теме «Повторение»
| Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделятьв предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения | Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Писать правильно слово «горизонт» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Предложение (8 часов) | ||||||||
Однородные члены предложения (общее понятие) Стр. 28-30
| Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами Анализироватьтаблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||
Связь однородных членов в предложении с помощью союзов Стр. 30-32
| Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. Писать правильно слово «багаж» | Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами | |||||
Речь Знакомство с типом текста-рассуждения. | Чтение, анализ, сравнение текстов. Знакомство с частями текста – рассуждения, моделирование нового знания. Поиск частей в тексте. Написание части текста. | Знать три типа текстов. Умет выделять в тексте - рассуждении его части. | Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |||||
Простые и сложные предложения
Стр. 36-37
| Сравнивать простые и сложные предложения. Выделятьв сложном предложении его основы | Различать простое и сложное предложения | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | |||||
Знаки препинания в сложном предложении
Стр. 37-39
Словарный диктант. | Различатьпростое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Писать правильно слово «прекрасный» | Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма | |||||
Контрольный диктант. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи | |||||
Работа над ошибками. | ||||||||
Речь Чтение и анализ рассказов Л. Толстого «Кристаллы», «Тепло». | Чтение текстов, размышление, высказывание своих мыслей. Определение типа текста. Выделение частей текста, пересказ по частям. | Знать части текста- рассуждения. Уметь выделять в тексте его части, объяснять смысл прочитанного. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. | |||||
Слово в языке и речи (21 час) | ||||||||
|
| Лексическое значение слова. Заимствованные, устаревшие слова, многозначные слова Стр. 44-46
| Анализировать высказывания о русском языке. Выявлятьслова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравниватьпрямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. | Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Писать правильно слово «шофёр» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||||
| Синонимы. Антонимы. Омонимы Стр. 47-48 Фразеологизмы. | Работатьс лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Писать правильно слово «ещё» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||
| Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова Стр. 51-53 | Различатьоднокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Писать правильно слово «корабль» | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| Состав слова. Суффиксы и приставки. Стр. 53-54 | Контролироватьправильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Писать правильно слово «костюм» | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | ||||
| РечьТеоретико – практическое изучение текста-рассуждения без учёта жанровой особенности. | Чтение текстов, анализ, выделение частей текста. Пересказ текста по частям. | Знать части текста- рассуждения. Уметь выделять в тексте его части, объяснять смысл прочитанного | Познавательные : находить ответы на вопросы. | ||||
| Разбор слова по составу Стр. 55-56 | Работатьс памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова | Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||
| Правописание гласных и согласных в корнях слов Стр. 56-58 | Устанавливатьналичие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливатьзависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализироватьразные способы проверки орфограмм. Группироватьслова по месту орфограммы и по типу орфограммы | Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| Правописание гласных и согласных в корнях слов Стр. 58-59 | Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. | Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский» | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | ||||
| Упражнение в написании приставок и суффиксов Стр. 60-61 Словарный диктант Стр. 62-63 | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | Объяснять написание приставок и суффиксов | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| РечьТеоретико – практическое изучение устройства текста-рассуждения в разных стилях. | Чтение текстов, поиск спорной мысли, чтение аргументов, их объяснение. Нахождение слов разговорного стиля. Создание текста – спора в разговорном стиле. | Знать особенности разговорного стиля, устройство текста – спора. Уметь доказывать свою версию, создавать свой текст после изучения нового материала. | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. | ||||
| Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Стр.64-66 | Работать с орфографическим словарём. Контролироватьправильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оцениватьрезультат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | ||||
| Контрольный диктант за 1 четверть. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | ||||
| Работа над ошибками | |||||||
| Повторение и уточнение представлений о частях речи Стр. 67-69 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи | Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Писать правильно слово «двенадцать» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| Речь Изложение с элементами рассуждения «Куда лето прячется». С.31. | Чтение текста, ответы на вопросы, составление плана. Пересказ по плану, письмо изложения. Чтение и анализ готовых текстов. | Уметь составлять план к тексту и передавать письменно содержание текста. Знать орфографические правила и использовать их при письме. | Регулятивные: анализировать, обобщать и координировать свои действия. | ||||
| Части речи: имя сущ., имя прилаг., имя числител., местоимение и глагол Стр. 70-71 | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| Части речи: глагол и имя числительное Стр. 71-72 | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | Писать правильно слова: «одиннадцать», «шестнадцать», «двадцать». Различать части речи по грамматическим признакам | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| Наречие. Признаки наречия Стр. 73-74 | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализироватьграмматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| Наречие. Правописание наречий. Стр. 74-75 | Находитьнаречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | ||||
| РечьАнализ художественного текста. «Плёс». С. 34 | Чтение текста по абзацам, выделение основной мысли. Составление плана текста. Устный пересказ по плану. Запись одной части текста. | Уметь выделять основную мысль, составлять план текста. Уметь грамотно записать текст. | Коммуникативные: слушать и понимать речь, высказывать сои мысли, участвовать в диалоге. | ||||
| Наречие. Образование наречий Проверочная работа по теме «Части речи» Стр. 76 | Классифицироватьнаречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных | Находить в тексте наречия. Образовывать наречия от прилагательных. Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||
Имя существительное (42 часа) | ||||||||
Изменение имён существительных по падежам Стр. 80-81
| Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам | Изменять имена существительные по падежам | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Признаки падежных форм имён существительных
Стр. 82-83
| Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различатьпадежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей
Стр. 84-85
| Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различатьименительный и винительный падежи | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||
Речь Изложение текста. Одуванчик. С.45
| Чтение текста, ответы на вопросы, составление плана. Пересказ по плану, письмо изложения. Чтение и анализ готовых текстов. | Уметь составлять план к тексту и передавать письменно содержание текста. Знать орфографические правила и использовать их при письме. | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |||||
Несклоняемые имена существительные
Словарный диктант Стр. 87-88 | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных | Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. Писать правильно слово «аллея» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | |||||
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных Стр. 89-90
| Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Писать правильно слова: «беседа», «беседовать» | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения
Стр. 91-92
| Анализироватьтаблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
2-е склонение имён существительных
Стр. 93-94
| Определятьпринадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям | Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Речь Анализ готового текста-рассуждения | Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию. Определение типа текста, доказательства. Запись текста – рассуждения. | Знать особенности текста – рассуждения. Уметь выделять в нём части и грамотно записывать. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретной цели. | |||||
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения
Стр. 95-96
| Анализироватьтаблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Писать правильно слово «агроном» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
3-е склонение имён существительных
Стр. 96-97
| Определятьпринадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицироватьимена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Стр. 98-99
| Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Писать правильно слово «пейзаж» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Стр. 102-104 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Речь Изложение текста. «Самолётик». С. 76.
| Чтение текста, ответы на вопросы, составление плана. Пересказ по плану, письмо изложения. Чтение и анализ готовых текстов. | Уметь составлять план к тексту и передавать письменно содержание текста. Знать орфографические правила и использовать их при письме. | Личностные: соотносить уровень своей успешности с требованиями к работе | |||||
Именительный и винительный падежи
Стр. 105-106
| Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа) | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Родительный падеж Словарный диктант Стр. 107-108
| Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. | Определять родительный падеж имени существительного. Писать правильно слово «инженер» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже
| Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже | Определять родительный падеж имени существительного | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
| Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «хлебороб» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Речь Анализ готового текста рассуждения. «Сёстры». С.82 -86.
| Чтение текста, ответы по содержанию и структуре текста. Выделение частей текста - рассуждения. Составление текста – рассуждения по тезису. | Уметь выделять в тексте- рассуждении структурные части. Знать название частей теста – рассуждения. Уметь отличать тексты друг от друга. | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. | |||||
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
| Определять падеж имени существительного. Контролироватьправильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «овца» | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Дательный падеж
| Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Определять дательный падеж имени существительного. Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже
| Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно | Доказывать правильность написания падежного окончания. Писать правильно слово «адрес» | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже
| Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Доказывать правильность написания падежного окончания | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Речь Изложение текста. «Муравьишкин корабль». С. 90-91
| Чтение текста, ответы на вопросы, составление плана. Пересказ по плану, письмо изложения. Чтение и анализ готовых текстов. | Уметь составлять план к тексту и передавать письменно его содержание. Знать орфографические правила и использовать их при письме. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. | |||||
Творительный падеж
| Называтьпризнаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и и | Определять творительный падеж имени существительного. Писать правильно слова: «вчера», «сегодня» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже
| Контролироватьправильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Доказывать правильность написания падежного окончания | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Предложный падеж
| Называтьпризнаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлятьформы имён существительных, имеющих окончания е и и | Определять предложный падеж имени существительного | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже
| Контролироватьправильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Речь Составление рассыпавшегося текста рассуждения.
| Чтение текстов, определение их типа. Восстановление текста по частям. Запись текста. Чтение исправленных текстов. Их анализ. | Знать части текста – рассуждения. Уметь записывать текст – рассуждение. | Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах общения и следовать им. | |||||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
| Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа | Определять падеж имён существительных в единственном числе | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | |||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Указывать падеж и склонение имён существительных | Определять падеж имён существительных в единственном числе | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | |||||
Контрольный диктант за 2 четверть. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
| |||||
Работа над ошибками | ||||||||
Речь Создание текста рассуждения по готовому началу.
| Читать заготовки текста, осмысливать, составлять текст из частей. Записывать его. Читать, анализировать. Высказывать свои версии. | Знать структуру текста – рассуждения. Уметь составлять текст по заготовкам и грамотно записывать его. | Коммуникативные: планировать свои действия по алгоритму в процессе сотрудничества | |||||
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
| Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом | Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
| Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом | Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании. Писать правильно слово «костёр» | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | |||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант
| Объяснятьнаписание пропущенных падежных окончаний имён существительных | Определять падеж имени существительного в единственном числе | Строить сообщения в устной и письменной форме. Формулировать собственное мнение и позицию. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе
| Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных | Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. Писать правильно слова: «путешествие», «путешественник» | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | |||||
Речь Изложение повествовательного текста с элементами описания «Белый гусь». | Чтение текста, ответы на вопросы, составление плана. Пересказ по плану, письмо изложения. Чтение и анализ готовых текстов. | Уметь составлять план к тексту и передавать письменно его содержание. Знать орфографические правила и использовать их при письме. | Личностные: оценивать уровень своей успешности. | |||||
Именительный падеж множественного числа
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролироватьправильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определятьграницы предложений | Писать правильно слово «директор». Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Родительный падеж множественного числа
| Обосновыватьнаписание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета» | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных
| Обосновыватьнаписание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. | Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | |||||
Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа Проверочная работа по теме «Имя существительное».
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролироватьправильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Определять падеж имени существительного во множественном числе | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Имя прилагательное (26 часов) | ||||||||
Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных
| Находитьимена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовыватьимена прилагательные при помощи суффиксов | Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Писать правильно слово «автомобиль» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | |||||
Род и число имён прилагательных
| Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовыватьформу имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» | Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Речь Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». | Знакомство с художником. Рассматривание картины. Выделение микротем. Выяснение композиционного и цветового решения картины. Высказывание мыслей. Участие в обсуждении. Написание сочинения. | Уметь рассматривать картину и высказывать свои мысли. Знать фамилии русских художников и названия их картин. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. . | |||||
Род и число имён прилагательных.
| Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». | Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе
| Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменятьимена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работатьс памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения | Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | |||||
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж
| Сравниватьпадежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Определятьи обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Писать правильно слово «правительство» | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
| Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализироватьразные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Речь Анализ работ. Работа над ошибками. Картина «Богатыри» В. Васнецова. | Слушание сочинений, высказывания по их содержанию и построении. Выполнение работы над своими грамматическими ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. Знать правила проверки орфограмм. | Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке | |||||
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
| Определятьи обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» | Ставить имена прилагательные в нужном падеже | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму | |||||
Речь Единый временной план в текстах-описаниях. | Чтение текстов, поиск глаголов, определении времени глагола. Определение типа текста, озаглавливание. Составление устного текста описания с соблюдением единого временного плана. | Знать понятие единый временной план. Уметь определять время глагола. Уметь составлять тексты в едином временном плане. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |||||
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода Словарный диктант.
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах,проверять правильность написанного | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных | Актуализировать свои знания для решения учебной задачи. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | |||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах. Писать правильно слово «вагон» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | |||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных. Писать правильно слово «кастрюля» | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | |||||
Речь Построение текста- описания по картине В. Поленова «Заросший пруд». | Знакомство с художником. Рассматривание картины. Выделение микротем. Выяснение композиционного и цветового решения картины. Высказывание мыслей. Участие в обсуждении. Написание сочинения. | Уметь определять тип текста. Уметь определять время глаголов. Знать понятие «Единый временной план». | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |||||
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
| Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлятьпод руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменятьимена прилагательные множественного числа по падежам | Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. Составлять текст по репродукции картины. Писать правильно слово «салют» | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | |||||
Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имён прилагательных» | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролироватьправильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | |||||
Работа над ошибками | ||||||||
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями | Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Писать правильно слово «ботинки» | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | |||||
Речь Работа над планом и композицией текстов- рассуждений. | Чтение и анализ текстов. Выяснить особенности текстов – рассуждений, его структуру. Выделение частей в тексте, пересказ по частям. Запись текста с исправл
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|