Ключевые понятия, термины

ББК 74.204

Словарь содержит около 400 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении исследовательской деятельности.

Включает понятия из нескольких дисциплин — педагогики, психологии, философии, социологии и др.

Словарь адресован студентам средних и высших образовательных учреждений, аспирантам, учителям, преподавателям, а также лицам, интересующимися проблемами организации и осуществления исследовательской деятельности.

ISBN 978-5-98594-242-2             © Шашенкова Е.А., 2010

УЦ «Перспектива». 2010

Шашенкова Е.А.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЛОВАРЬ

Москва, 2010

С благодарностью моему Учителю Ирине Алексеевне Зимней

ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ

В последние десятилетия важность исследовательской деятельности признается как во всем мире, так и в России. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственных образовательных стандартах профессионального образования нового поколе­ния, Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учеб­ном заведении) Российской Федерации, городской целевой программе развития образования «Столичное образование — 5» на 2009-2011 годы, «Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях» Департа­мента образования города Москвы, сборнике нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования и других норматив­ных документах отмечается, что особое внимание образова­тельными учреждениями должно быть уделено развитию научных исследований и разработок, формированию иссле­довательского поведения, формированию исследователь­ской компетентности обучающихся. В целом исследова­тельская деятельность обучающихся должна способствовать достижению нового качества общего и профессионального образования.

Это, прежде всего, связано с высоким уровнем производ­ства, техники и технологий. Современный специалист дол­жен владеть исследовательскими умениями и навыками (анализировать, обобщать, рефлексировать, ставить про­блему, теоретически обосновывать гипотезу, выбирать методы исследования и мн. др.), быть способным ориентироваться в потоке научной информации, самостоятельно решать профессиональные задачи, творчески относиться к делу, грамотно использовать термины, ключевые понятия.

Проведенное нами ранее исследование (Е.А. Шашенковой «Задача как средство обучения исследовательской дея­тельности студентов колледжа» (2001г.), И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова «Исследовательская работа как специфи­ческий вид человеческой деятельности» (2001г.) позволило нам выделить и систематизировать, необходимые для орга­низации и проведения студентами научного исследования, основные понятия.

Словарные статьи определяют систему, этапы, теорети­ческие и эмпирические направления, подходы, принципы и методы проведения исследования.

Представленные в словаре толкования терминов являют­ся как авторскими, так и заимствованными из наиболее авторитетных источников и нормативных документов (энциклопедий, словарей, монографий, методических пособий, научных сборников). Значительное усилие было направлено на то, чтобы сделать словарь более доходчивым для студентов и аспирантов, начинающих научно-исследо­вательскую деятельность. Основные источники указаны в списке литературы. Очевидно, что при составлении словар­ного состава невозможно было охватить все понятия и све­сти их в единую, непротиворечивую целостность.

Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. В конце словаря приведен список использованной литерату­ры. Общепринятые сокращения произведены на основе нормативных стандартов.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

А

 Абстрагирование — прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изу­чаемого явления с одновременным выделением интересую­щих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирую­щей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые поня­тия и категории, так и их схемы.

Абстракция — процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

Абстракция отождествления - отвлечение от свойств, индивидуализирующих объекты, что позволяет обобщать или объединять их в некоторые классы (множе­ства) и исследовать такой идеальный объект, который ста­новится представителем классов и позволяет переносить полученные данные на весь класс.

Аббревиатура — 1) условное сокращение слов в нот­ном и буквенном письме. 2) сложносокращенное слово, образованное первыми буквами, частями слов или целыми словами.

Автореферат — это особый вид научного произведения, представляющий собой, как бы, информационную модель реферируемой диссертации. Автореферат служит средством информирования широкой научной обществен­ности о полученных научных результатах и введении их в научный оборот. В нем излагаются основные идеи и выводы диссертации, показывается вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.

Авторская программа — документ, в котором опреде­лен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания.

Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) — форма общения педагогов, когда учитель, преподаватель, мастер или руководитель учебного заведения — автор пере­дового педагогического опыта подробно рассказывает участникам школы-семинара о своем опыте и демонстриру­ет его в процессе проведения открытых уроков, других заня­тий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона или всей страны.

Авторский ЛИСТ - единица измерения текста и изо­бразительного материала, которая выражается в печатных знаках, строках или квадратных сантиметрах. В авторских листах устанавливается объем произведений в издательских договорах. Обычно авторский лист (а.л.) в научно-педагоги­ческих и других работах равен 40 000 печатных знаков.

Адекватный (от лат. adaequatus — приравненный) — соответствующий, равный, эквивалентный. В теории поз­нания адекватными считаются образ, знание, которые соот­ветствуют своему оригиналу-объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин.

Академик — действительный член Академии наук. Избирается Общим собранием Академии.

Академия (от гр. — akademia) — высшее учебное заве­дение, деятельность которого направлена на развитие обра­зования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего послеву­зовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры.

Академизм (от фр. academisme) — 1) чисто теоретиче­ское направление, традиционализм в науке и образовании. 2) оторванность науки, искусства, образования от жизни общества, практики.

Академическое издание — содержит научно выве­ренный текст и его различные варианты, комментарии и другой справочный аппарат. Так же называются и другие издания, публикуемые академиями.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение) — 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике, кото­рая исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии — уче­ние о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Аксиома — утверждение, доказательство истинности которого не требуется. Логический вывод позволяет перено­сить истинность аксиом на выводимые из них следствия.

Аксиоматический метод - способ организации научного знания, при которой ряд утверждений принимает­ся без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.

Активизация (от лат. activus — деятельный) — 1) усиление, оживление деятельности, побуждение к решительным действиям; 2) пед. мобилизация интеллекта, воли, нрав­ственных сил учащегося.

Актуальность исследования - указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризу­ет противоречия, которые возникают между общественны­ми потребностями (спросом на научные идеи и практиче­ские рекомендации) и наличными средствами их удовлетво­рения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Алфавитно-предметный указатель - указывает, где и что можно найти на страницах диссертации, существенно облегчает ориентировку в ее содержании.

Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отноше­ния) с целью их всестороннего изучения.

Анализ ПРОДУКТОВ деятельности - метод непосредственного эмпирического изучения человека через распред­мечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеаль­ных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельно­сти.

Анализ результатов — один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты профессиональной деятельно­сти.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогатель­ных методов познания используется для выдвижения гипо­тез, доказательной силой не обладает.

Аннотация (от лат. annotation - примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.

Анкета - опросный лист для получения ответов на ^ заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также — при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.

Анкетирование - эмпирический социально-психоло­гический метод получения информации на основании отве­тов на, специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования, вопросы.

Антитезис (от гр. antithesis - противопоставление) -логическое суждение, противопоставляемое тезису.

Апория (от гр. непроходимость) - неразрешимая с точки зрения логики проблема, в основе которой обычно лежит парадокс.

Аппроксимация (от фр. - приблизительная оценка, лат. - приближаться) - приближенное выражение сложной величины объекта через другие, более простые величины, объекты.

Апробация — одобрение, утверждение после провер­ки, испытания.

Аргумент - 1) в логике - суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (или системы суждений); посылка дока­зательства, иначе называется основанием или доводом доказательства; иногда аргументом называют все доказа­тельство в целом; 2) в математике и математической логике — независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции или предиката.

Аргументирование — это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргумен­тов или, как их проще называют, доводов).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Аспирант (от лат. aspirans — стремящийся к чему-ли­бо) — лицо, готовящееся к педагогической и научной дея­тельности в образовательных учреждениях высшего про­фессионального образования и научно-исследовательских институтах.

Аспирантура — форма планомерной подготовки науч­но-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов. Аспирантура орга­низуется в тех образовательных учреждениях и научно-ис­следовательских институтах, которые обеспечены высоко­квалифицированными научными кадрами и обладают соот­ветствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах.

Б

Бакалавр (от лат. baccalaureus — вассальный землевла­делец) — в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего профессио­нального образования, присваиваемая по завершении 4-х летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи экзамена и, как правило, защиты выпускной работы.

Бакалавриат — система и форма подготовки бакалавров, 4-х летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего профессионального образова­ния.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: кате­хизическая (репродуктивная), эвристическая, сократиче­ская.

Библиография (от гр. Biblion — книга и...графия) — научно-практическая деятельность по подготовке и переда­че информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определен­ным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др.

Библиографическая запись - библиографическое сообщение, состоящее из библиографического описания, которое может быть дополнено заголовком, аннотацией или рефератом, различными классификационными индексами, предметными рубриками, шифрами хранения и др. элемен­тами.

Библиографическая картотека - библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержа­щее библиографическую информацию. Различают алфавит­ные, систематические, предметные и пр. картотеки. В отли­чие от библиотечного каталога картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фондах библиоте­ки.

Библиографическая карточка - карточка, содержа­щая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объем в учетно-издательских листах, тираж, цена), приме­чания (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.). Библиографические карточки позволяют получить опера­тивную информацию о вышедших публикациях, использу­ются для укомплектования справочно-информационных фондов).

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматривае­мом или упоминаемом в тексте документа другом докумен­те (его составной части или группе документов), необходи­мых для его общей характеристики, идентификации и поис­ка.

Библиографические издания - содержат упорядо­ченную совокупность библиографических описаний, кото­рые извещают специалиста о том, что издано по интересую­щему его вопросу. Библиографическое описание оповещает о появлении документов и сообщает необходимые сведения для их отыскания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: