Состав участников внедрения и реализации региональными целевой моделью наставничества
ü Министерство образования Иркутской области;
ü Региональный/ые координатор/ы, наделенный/ые функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития наставнических программ на территории Иркутской области по направлениям реализации мероприятий региональных проектов, входящие в виртуальный Региональный методический центр по наставничеству;
ü органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования;
ü общеобразовательные организации, образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования;
ü организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
|
|
ü промышленные и иные предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, функционирующие на территории региона, имеющие или планирующие реализовать партнерские соглашения с образовательными организациями;
ü общественные организации, осуществляющие свою деятельность по направлениям наставничества, волонтерства и пр.
Функции участников:
Министр образования Иркутской области при участии во внедрении региональной целевой модели наставничества на территории Иркутской области:
ü принимает решение о внедрении целевой модели наставничества;
ü при необходимости обеспечивают организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение наставнических программ, функционирование управленческой и организационно-финансовой структуры в Иркутской области, исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня региона и уровня муниципальных образований.
Министерство образования Иркутской области при внедрении региональной целевой модели наставничества на территории Иркутской области:
ü осуществляет координацию внедрения региональной целевой модели наставничества путем назначения координатора/ов по реализации Модели;
ü обеспечивает деятельность Регионального методического центра по наставничеству;
ü обеспечивает межведомственное взаимодействие по вопросам реализации системы мероприятий, направленных поддержку и сопровождение молодых специалистов;
ü координирует создание сети муниципальных методических центров;
|
|
ü обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала организаций, осуществляющих деятельность по реализации наставнических программ.
Региональный/ые координатор/ы:
ü обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;
ü сопровождает деятельность регионального Методического центра и консультационной площадки;
ü реализует меры по обеспечению доступности наставнических программ для детей и подростков с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ü привлечение к реализации Модели авторов Методологии с целью информационно-методического сопровождения педагогических работников по реализации Модели;
ü привлекает к реализации Модели общественные организации.
Региональный методический центр по наставничеству создается в целях межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе общего и среднего профессионального образования при внедрении региональной целевой модели наставничества в Иркутской области и включает представителей:
ü органов исполнительной власти Иркутской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, спорта, культуры, финансов, экономического развития, органов местного самоуправления,
ü организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования,
ü научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций, региональных кураторов реализации региональной целевой модели наставничества.
Задачи Регионального методического центра по наставничеству:
ü организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников отношений в сфере образования, обеспечивающая согласованное развитие и внедрение целевой модели наставничества;
ü выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях реализации региональной целевой модели наставничества;
ü содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм (и ролевых моделей) для детей и молодежи соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;
ü сопровождение процессов внедрения моделей доступности наставнических программ для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот;
ü обеспечение взаимодействия между участниками отношений в сфере образования, в том числе реализация программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти Иркутской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя Регионального методического центра по наставничеству;
ü разработка предложений по совершенствованию региональной системы реализации региональной целевой модели наставничества;
ü содействие привлечению общеобразовательных организаций, образовательных организаций ля детей с ограниченными возможностями здоровья, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций, учреждений культуры и спорта, организаций реального сектора экономики и других организаций к реализации наставнических программ;
|
|
ü обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию наставников и кураторов в системе наставнических программ, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
ü создание и координация работы информационного ресурса Иркутской области, обеспечивающего свободный доступ к информации о реализуемых в регионе наставнических программах, организациях, реализующих данные программы, партнерах программ, а также поиск наставнических программ и реализующих их организаций, информирование и просвещение родителей (законных представителей) детей в области развития наставнических программ;
ü при необходимости разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения реализации наставнических программ в сетевой форме.
Органы местного самоуправленияпри участии во внедрении целевой модели наставничества на территории соответствующего муниципального образования обеспечивают:
ü создание муниципального методического центра по наставничеству;
ü реализацию мероприятий по внедрению региональной целевой модели наставничества;
ü развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общим, средним профессиональным и дополнительным общеобразовательным программам.
Функции муниципальных методических центров по наставничеству:
ü координация и осуществление организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации целевой модели наставничества;
|
|
ü координация деятельности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ.
Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ, при участии во внедрении региональной целевой модели наставничества:
ü участие в организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы наставнических программ, реализации кадровой политики;
ü участие в осуществлении персонифицированного учета детей и молодежи, участвующих в наставнических программах;
ü обеспечение формирования баз данных наставнических программ и лучших практик;
ü обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
Организация наставничества в образовательной организации предполагает утверждение необходимых документов, а также определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством. Положение о наставничестве в образовательной организации является организационной основой для внедрения наставничества, определяет формы наставничества, ответственность, права и обязанности, а также функции различных участников процесса наставничества. В типовое положение могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие специфику образовательной организации и функций участников, необходимый уровень компетенций кураторов и наставников, влияющих на реализацию наставничества.
Процесс реализации целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает разработку ряда документов и издание ряда распорядительных
● принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации
● заседания Педагогического совета организации
● формирование и утверждение Плана реализации программы наставничества
● разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение распорядительным актом
● приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в образовательной организации
● приказ о закреплении наставнических пар (групп).