Отвечает на телефонный звонок

Социальный компонент (УПРАЖНЕНИЯ)

Оглавление

1. УЛЫБАЕТСЯ В ОТВЕТ. 2

2. УЛЫБАЕТСЯ ЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ.. 2

3. ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПРОСТЫХ ИГРАХ.. 3

4. ВМЕСТЕ КАТИТЬ ИГРУШЕЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. 3

5. ПОМОГАЕТ ДРУГИМ.. 4

6. ИГРАТЬ С КУКЛОЙ.. 4

7. ДАВАТЬ И БРАТЬ. 5

8. ОТВЕЧАЕТ НА ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК.. 5

9. ПЕРЕДАЁТ КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ. 6

10. «ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ?». 7

11. ИГРА В «ДА» И «НЕТ». 7

12. ПРИНОСИТ ПО ПРОСЬБЕ ПРЕДМЕТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТОЙ ЖЕ КОМНАТЕ. 8

13. ПОВТОРЯЕТ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ВЫЗВАЛИ СМЕХ У НАБЛЮДАЮЩИХ.. 9

14. ЗОВЕТ ВЗРОСЛОГО ПОИГРАТЬ С НИМ.. 10

15. ДАЕТ ВЕЩИ (ИГРУШКИ) ДРУГИМ ЛЮДЯМ ПО ИХ ПРОСЬБЕ. 10

16. СПОНТАННО ДЕЛИТСЯ СО ВЗРОСЛЫМ.. 11

17. ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛЮБОВЬ (ГЛАДИТ, ЦЕЛУЕТ) 11

18. ПЫТАЕТСЯ ДОСТАВИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ДРУГИМ.. 12

19. ИГРАЕТ РЯДОМ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ИНОГДА МЕНЯЯСЬ С НИМИ ИГРУШКАМИ.. 13

20. ПОМОГАЕТ В ПРОСТЫХ ДОМАШНИХ ДЕЛАХ, ПОДРАЖАЯ ВЗРОСЛЫМ 14

21. ПЫТАЕТСЯ УТЕШИТЬ ДРУГИХ, КОГДА ИМ ПЛОХО.. 14

22. СПОНТАННО ДЕЛИТСЯ СО СВОИМИ СВЕРСТНИКАМИ.. 14

 

 

1. УЛЫБАЕТСЯ В ОТВЕТ

Материалы: Не требуются.

Процедура и использование в повседневной жизни:

Первая улыбка ребенка является реакцией в большей мере на внутренние переживания (такие как «чувство удовлетворения» и т. д.), чем на социальные события. Ваша улыбка, адресованная ребенку, и ваша реакция на его улыбку рождают соци­альное взаимодействие.

Чем бы вы ни занимались с ребенком, очень важно как можно чаще говорить с ним и улыбаться ему. Постарайтесь сохранять контакт «глаза в глаза» и обеспечьте физический контакт (держите ребенка на руках, поглаживайте его).

Когда улыбка появится, заметьте, что вы сделали, что вызвало эту улыбку, иск энтузиазмом ответьте на нее. Сделайте ее более отчетливой для ребенка, изменив тон голоса, обнимая его при этом или слегка подкидывая и т. д.

Понаблюдайте, улыбается ли ребенок, когда смотрит или слушает вас или кого-то другого, прежде чем применить тактильную стимуляцию или взять его на руки.

. Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: ребенок с нарушениями зрения научится реагировать улыбкой на знакомый голос. Обязательно разговаривайте с ребенком почаще.

Критерий: Ответ улыбкой на улыбку другого человека почти всегда означает развитие навыков адаптивного поведения. Старайтесь, чтобы ребенок улыбался при взаимодействии с вами в течение дня.

2. УЛЫБАЕТСЯ ЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Материалы: Не требуются.

Процедура:

Навыки этого пункта довольно трудно привить, однако они являются очень важ­ным признаком прогресса в развитии. Хороший способ развития этих навыков —создать такие условия, чтобы с ребенком постоянно и регулярно взаимодействова­ли несколько значимых для него взрослых, укрепляя его социальные контакты.

Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность встречаться с незнако­мыми людьми (например, в магазине), где это возможно.

Суть этого пункта в том, чтобы ребенок улыбался знакомым людям, и не улы­бался незнакомым. Или когда ребенок улыбается, должны быть заметны четкие раз­личия в манере улыбаться посторонним и знакомым (например, часто ребенок мо­жет улыбаться в равной мере и тем и другим, но улыбке незнакомцу предшествует долгая пауза, во время которой ребенок как бы «изучает» человека, тогда как улыб­ка знакомому человеку возникает более спонтанно). Используйте для развития этой способности естественные случайные ситуации (например, когда родители возвра­щаются после того, как ребенок оставался с няней)

В повседневной жизни:

Родителям и воспитателям следует показывать, что они счастливы снова видеть ребенка после разлуки. Несколько минут после тихого часа или периода разлуки (на­пример, когда забираете его от няни или из детского сада). Поиграйте с ребенком в игру «Привет! Как дела?»

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: при работе с ребенком, имеющим нарушения зрения, важно, чтобы ребенок взаимодействовал с большим количеством тактильных раздра­жителей (например, поглаживание, объятие), помимо того, что взрослый говорит с ним, чтобы увеличить число ассоциаций с данным человеком.

Критерий: Ребенок улыбается знакомому человеку иначе, чем незнакомому.

 

ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ПРОСТЫХ ИГРАХ

Материалы: Не требуются.

Процедура:

В течение дня играйте с ребенком в одну или две игры. Например, играйте в «Идет коза рогатая» или «Ку-ку, где я?», или в «Ладушки, ладушки». Старайтесь, чтобы ребенок как можно активнее участвовал в игре. Когда вы играете в «Ку-ку, где я?», подождите и посмотрите, не пытается ли ребенок сам сдернуть с вашей го­ловы пеленку.

И в других играх устраивайте паузу, чтобы проверить, будет ли ребенок пытаться продолжать играть с вами.

В повседневной жизни:

Эта игра легко включается в обычные ежедневные взаимодействия с ребенком (такие, как переодевание, пробуждение после дневного сна). Играйте в нее почаще!

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями зрения: выбирайте игры, делающие упор на слуховую, ося­зательную и кинестетическую стимуляцию ребенка.

Дети с нарушениями слуха: выбирайте игры, делающие упор на визуальную, осязательную и кинестетическую стимуляцию ребенка.

Критерий: Ребенок смеется во время социального взаимодействия и пытается «поучаствовать» в игре.

ВМЕСТЕ КАТИТЬ ИГРУШЕЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Учебная цель: совершенствование социальных способностей взаимодействия и социального поведения

Задание:          катить игрушечный автомобиль вместе с другим человеком

Материал:       игрушечный грузовик, сладости или что-то другое в качестве поощрения

 

Сядьте с ребёнком на пол на расстоянии 2 м друг от друга. Скажите: «Смотри, автомобиль!» - и катите к нему грузовик, в котором лежит конфета. Следите, чтобы ребенок видел, как Вы кладете конфету. После того, как ребёнок возьмет ее, пусть катит автомобиль назад к Вам. Вероятно, сначала при выполнении этого упражнения понадобится помощь третьего человека, который будет сидеть рядом с ребёнком, поможет ему взять конфету и толкнуть автомо­биль. Когда ребенок это сделает, покажите ему вторую конфету и повторите действие. Каждый раз произносите при этом слово «машина», чтобы ребенок знакомился со звучанием слова. Продолжайте упражняться, пока у ребёнка есть интерес.

 

ПОМОГАЕТ ДРУГИМ

Учебная цель: понять, что хочет сделать другой человек

Задание:          бросить в мусорное ведро клочок бумаги по просьбе другого человека

Материал:       салфетки, мусорное ведро

 

Попросите кого-нибудь из членов семьи помогать Вам при выполнении этого упражнения после каждого приема пищи. Когда обед закончится, дайте ребёнку салфетку и вместе отнеси­те ее к мусорному ведру. Выясните, может ли ребенок дойти и открыть его без помощи. Пусть ребёнок бросит в него салфетку и вернется за стол. Повторите действие с салфеткой еще раз, и пусть в этом участвуют также другие члены семьи. Попросите каждого поднять салфетку вверх, чтобы Максим1 ее видел, затем скажите: «Максим, выброси ее, пожалуйста!» - улыбнитесь и скажите: «Спасибо!», - если ребенок ее возьмет. Пусть все сделают вид, что им очень нравится то, что для них сделал Максим. Очень важно, чтобы Максим смотрел на того, чью салфетку он берет, т.е. каждому члену семьи следует держать салфетку до тех пор, пока Максим не обратит на нее внимание. Обязательно поблагодарите ребенка или погладьте его по голове.

1 здесь и далее имя ребёнка дано условно

Когда этот процесс станет для Максима привычным, сделайте так, чтобы он в течение дня выбрасывал ненужные Вам вещи. Ваши инструкции должны быть понятными и Максим должен знать, где находится емкость для мусора.

 

ИГРАТЬ С КУКЛОЙ

Социальные отношения: взаимодействие

Имитация:       двигательная

Учебная цель: стимулирование социальной способности взаимодействия и фор­мирование интереса к игре с предметами

Задание:          последовательно выполнить три-четыре действия с куклой

Материал:       кукла, щетка для волос, мочалка

 

Наденьте куклу на руку и поиграйте ею с Олегом. Пощекочите мальчика и заговорите с ним измененным голосом, будто это говорит кукла. Побудите ребенка ответить Вам таким же обра­зом. Попытайтесь сделать так, чтобы он смотрел на лицо куклы, а не на Вас. Когда Олег начнет понимать смысл игры, дайте ему другую куклу и покажите, как ее можно использовать. Научите Олега играть своей куклой с Вашей. Пусть, например, Ваша кукла пощекочет куклу Олега, а его кукла на это отреагирует. Следите за тем, чтобы он щекотал Вашу куклу, а не Вас. Сначала занятия должны быть краткими, но удлиняйте их, когда ребенок начнет понимать смысл игры.

ДАВАТЬ И БРАТЬ

Учебная цель: усвоить понятия «брать» и «давать», испытывать положительные эмоции от взаимодействия

Задание:          дать предмет другому человеку, получить взамен что-то и сказать «спасибо»

Материал:       большая коробка, маленькие игрушки, сладости или что-нибудь еще в качестве вознаграждения

 

Для этой игры нужен еще один человек, возможно, сестра Евгения Даша, его отец или со­ученик. Поставьте на пол коробку с игрушками. Сядьте с Женей и Дашей вокруг коробки на пол. Попросите Дашу взять из коробки игрушку и дать ее Вам. Поблагодарите ее. Пусть Даша возь­мет еще один предмет (лучше всего, если это будет любимая игрушка Жени) и подаст ее Жене. Следите, чтобы он взял игрушку и тоже сказал «спасибо». Если ребенок говорит «спасибо» или произносит слово, которое звучит похоже, попросите Дашу улыбнуться и ответить «пожалуйста», погладить брата. Затем помогите Жене взять из коробки игрушку и подать ее Даше. Пусть Даша ответит, как договорились. Продолжайте игру, пока коробка не опустеет.

Когда игра закончится, пусть Женя поиграет с игрушками, которые он получил, а в качестве вознаграждения дайте ему что-нибудь вкусное. Сначала мальчику нужно будет подсказывать, ему будет трудно говорить слово «спасибо». Удовлетворяйтесь любым ответом, но постепенно добивайтесь лучшего звучания слова.

 

ОТВЕЧАЕТ НА ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

Учебная цель: улучшение социальной способности взаимодействия

Задание:          самостоятельно ответить на телефонный звонок и позвать к телефону

Материал:       игрушечный телефон

 

Обучайте Бориса этому действию, прежде чем позволить ему ответить на настоящий телефон­ный звонок. Лучше всего для этой цели подходит игрушечный телефонный аппарат. Сначала научите Бориса поднимать трубку и говорить: «Алло!». При этом весьма полезно наклеить рисунки уха и рта на соответствующие части трубки, чтобы ребенок быстрее понял, как держать трубку. Когда Борис научится поднимать трубку и говорить «Алло!», научите его говорить: «Одну минутку!» - и звать к теле­фону того, кого спрашивают. Обучайте ребенка этому, приглашая к телефону каждого члена семьи.

Когда Борис хорошо овладеет этим действием, начинайте обучать его правильно обращать­ся с настоящим телефоном. Попросите родственника или знакомого позвонить в определенное время, чтобы Борис мог ответить. Оговорите, что должен сказать звонящий, чтобы не запутать ребенка. Повторяйте это многократно, а когда ребенок станет увереннее, попросите звонящего разнообразить поручения, чтобы Борис учился реагировать на множество различных ситуаций. Когда ребенок будет уверенно себя чувствовать при приеме любого звонка, пусть подходит к телефону, когда хочет, но будьте поблизости на случай, если он не справится.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: