Ц е л ь у р о к а: закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование практического умения выделять запятыми причастный оборот.
Работа по р а з в и т и ю р е ч и: выразительное чтение предложений с причастными оборотами; предупреждение ошибок в употреблении при частных оборотов; построение предложений синонимических конструк ций (с обособленными и необособленными причастными оборотами); составление связного рассказа на грамматическую тему; работа над ор фоэпическими нормами.
П о в т о р е н и е: падежные окончания существительных, прилагатель ных, причастий; безударные гласные в корне.
1. Запись в словарь «Говори пра вильно» слов со с. 34 учеб- ника.
С данны ми слова ми уча щиеся устно соста вляют предложени я.
11. Прове рка дома шнего задан ия.
У доски учен ик вып исывает из дома шнего упр. 70 слова со вставленной буквой. Второй учени к за писы вает первое предложе ние из этого упражнени я и графически объясняет знаки препина ния при причастном обороте. Трети й готовит связны й рассказ о ро ли причастия в словосочета нии (при меры ученик может взять из текстов прове роч ных работ).
|
|
В это время по цепочке выполняются задания: найти предло жен ия с причастн ыми оборота ми; найти и прочитать предложения с одиночны ми причастиям и (из домаш него упражнения).
Дополн ительн ые зада ния отвеча ющи м:
1) Назовите призна ки прила гательного у причастия. 2) Назовите призна ки гла гола у причастия.
3) Проч итайте за писа нные на ка рточке слова, обратив внима ние на пра вильность их произношени я: шинель, депо, свитер, стенд, поднявший, понявший.
111. Объяснен ие нового материала.
На основе наблюден ия над материалом § 12 уча щиеся дела ют вывод о том, что причастный оборот может стоять как перед оп редел яем ым словом, та к и после него. В последнем случае он вы деляется за пяты ми. По усмот рению учител я может быть употреб лен термин «обособл яется». От учащихся не требуется его за по мина ния, одна ко употребление учителем, сильн ыми учащимися это го терм ина поможет вхожден ию этого слова в активный словарь и подготовит школьн иков к его усвоен ию в дальнейшем.
IV. Виды упражнений на закрепление.
1. Используя данные словосочетания, составьте предложения с причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Чем отличаются варианты по постановке знаков пре пинания? Графически объясните знаки препинания.
Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамена, сте лющееся по земле растение.
В результате сравнения вариантов предложений учащиеся делают вывод о том, что употребление причастного оборота после определя емого слова усиливает его смысловое значение. Полезно обратить внимание семиклассников на выразительность чтения предложений с причастными оборотами (причастный оборот, стоящий после опреде ляемого слова, выделяется повышением тона, паузами). Это поможет учащимся практически подготовиться к усвоению обособления.
|
|
2. Упр. 69 (устно).
Учащиеся читают предложения вслух, обращают внимание на повышение тона и паузы и делают вывод о том, как выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова, в устной речи и на письме.
3. Подумай!
Учитель вызвал к доске двух учеников и дал им задание: из предложений одному выписать причастный оборот, другому выде лить причастие с зависимыми словами.
Одинаковые или разные по трудности задания получили ученики?
V. Синтаксический разбор предложения Слова, имеющие не сколько значений, называются многозначными.
Анализируя предложение, учащиеся должны определить синтак сическую роль причастного оборота в предложении. Подчеркиваем, что все слова, составляющие причастный оборот, - один член предложения.
VI. Запись предложений с заданием определить синтаксическую роль причастных оборотов (по выбору учителя).
1. Я вышел в уже темнеющий сад, пошел по дорожке, густо усыпан ной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застыв шим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел два почти соединенных
ореха, почему-то не сорванных, забытых нами.
(По Ю. Б о н д а р е в у.)
11. 1) Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на темную землю, сплошь покрытую иглами. 2) Солнце перед са мым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багря ным светом осветило лиловые тучи. 3) Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет со своих омытых дождем листьев капли.
Делается вывод о роли причастных оборотов в предложении. (Следует помнить, что в каждой работе необходимо графически объяснить знаки препинания при причастном обороте.)
Vll. Уп р. 59 (устно).
Цель выполнения упражнения - предуп режден ие ошибок в упо- треблени и причастн ых оборотов в речи.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 12; упр. 73 или выписать из текста художествен ной литературы пять предложени й с причастн ыми оборота ми (зада ние. по выбору).
Индивидуальное задание: рассказать о роли портрета в художест венном произведении.
У р о к 2 1. Развитие речи.