У р о к 20. Знаки препинания при причастном обороте

Ц е л ь у р о к а: закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование практического умения выделять запятыми причастный оборот.

Работа по р а з в и т и ю р е ч и: выразительное чтение предложений с причастными оборотами; предупреждение ошибок в употреблении при­ частных оборотов; построение предложений  синонимических  конструк­ ций (с обособленными и необособленными причастными оборотами); составление связного рассказа на грамматическую тему; работа над ор­ фоэпическими  нормами.

П о в т о р е н и е: падежные окончания существительных,  прилагатель­ ных,  причастий;  безударные  гласные  в  корне.

1. Запись в словарь «Говори пра вильно» слов со с. 34 учеб- ника.

С данны ми слова ми уча щиеся устно соста вляют предложени я.

11. Прове рка дома шнего задан ия.

У доски учен ик вып исывает из дома шнего упр. 70 слова со вставленной буквой. Второй учени к за писы вает первое предложе­ ние из этого упражнени я и графически объясняет знаки препина ­ ния при причастном обороте. Трети й готовит связны й рассказ о ро­ ли причастия в словосочета нии (при меры ученик может взять из текстов прове роч ных работ).

В это время по цепочке выполняются задания: найти предло­ жен ия с причастн ыми оборота ми; найти и прочитать предложения с одиночны ми причастиям и (из домаш него упражнения).

Дополн ительн ые зада ния отвеча ющи м:

1) Назовите призна ки прила гательного у причастия. 2) Назовите призна ки гла гола у причастия.

3) Проч итайте за писа нные на ка рточке слова, обратив внима ­ ние на пра вильность их произношени я: шинель, депо, свитер, стенд,  поднявший,  понявший.

111. Объяснен ие нового материала.

На основе наблюден ия над материалом § 12 уча щиеся дела ют вывод о том, что причастный оборот может стоять как перед оп ­ редел яем ым словом, та к и после него. В последнем случае он вы ­ деляется за пяты ми. По усмот рению учител я может быть употреб­ лен термин «обособл яется». От учащихся не требуется его за по­ мина ния, одна ко употребление учителем, сильн ыми учащимися это­ го терм ина поможет вхожден ию этого слова в активный словарь и подготовит школьн иков к его усвоен ию в дальнейшем.


IV. Виды  упражнений  на  закрепление.

1. Используя данные словосочетания, составьте предложения с причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Чем отличаются варианты по постановке знаков пре­ пинания?  Графически  объясните  знаки  препинания.

Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамена, сте­ лющееся  по земле  растение.

В результате сравнения вариантов предложений учащиеся делают вывод о том, что употребление причастного оборота после определя­ емого слова усиливает его смысловое значение. Полезно обратить внимание семиклассников на выразительность чтения предложений с причастными оборотами (причастный оборот, стоящий после опреде­ ляемого слова, выделяется повышением тона, паузами). Это поможет учащимся  практически  подготовиться  к усвоению  обособления.

2. Упр.  69  (устно).

Учащиеся читают предложения вслух, обращают внимание на повышение тона и паузы и делают вывод о том, как выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова, в устной речи  и на  письме.

3. Подумай!

Учитель вызвал к доске двух учеников и дал им задание: из предложений одному выписать причастный оборот, другому  выде ­ лить  причастие  с  зависимыми  словами.

Одинаковые или разные по трудности задания получили ученики?

V. Синтаксический разбор предложения Слова, имеющие не­ сколько  значений, называются  многозначными.

Анализируя предложение, учащиеся должны определить синтак­ сическую роль причастного оборота в предложении. Подчеркиваем, что все слова, составляющие причастный оборот, - один член предложения.

VI. Запись предложений с заданием определить синтаксическую роль причастных оборотов (по выбору учителя).

1. Я вышел в уже темнеющий сад,  пошел  по дорожке,  густо усыпан­ ной шуршащими листьями, потом остановился перед  орешником,  застыв­ шим в холодной  неподвижности  сумерек.  Я увидел два  почти соединенных

ореха,  почему-то  не  сорванных,  забытых  нами.

(По Ю. Б о н д а р е в у.)

11. 1) Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на темную землю, сплошь покрытую иглами. 2)  Солнце  перед са­ мым закатом вышло из-за серых  туч,  покрывающих  небо,  и  вдруг  багря­ ным светом осветило лиловые тучи. 3) Осиновая роща, поросшая кустами, медленно  роняет со своих  омытых дождем  листьев  капли.

Делается  вывод о  роли причастных  оборотов  в предложении. (Следует помнить, что в каждой работе необходимо графически объяснить знаки препинания при причастном обороте.)


Vll. Уп р. 59 (устно).

Цель выполнения упражнения - предуп режден ие ошибок в упо- треблени и причастн ых оборотов в речи.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 12; упр. 73 или выписать из текста художествен ной литературы пять предложени й с причастн ыми оборота ми (зада ние. по выбору).

Индивидуальное задание: рассказать о роли портрета в художест­ венном  произведении.

 



У р о к 2 1. Развитие речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: