Описание внешности человека

Ц е л ь у р о к а: позна комить учащихся с особенностями текста -описа ­ ния внеш ности человека.

Беседа с классом.

- На уроках литера туры мы знакомились с понятием «портрет литературного героя». Что вы помните о литературном портрете? Для чего он вводится в произведение?

Учащиеся должны вспом нить, что писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героев, поэтому он рисует (опи ­ сывает) их портреты.

- Какие элементы внешней ха ракте ристики может дать автор? (Описывает внешность: ли цо, фигуру, одежду, жесты.)

- Вспомните, портрет какого литературного героя описа н в от­ рывке.

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худоща вый и тонкий, ка к тростинка. Одет он был в грязной руба шонке, руки держал в ка рма нах уз­ ких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задум ­ чивыми глазами.

(Это портрет Валека из повести В. Г. Короленко «В дурном об­ ществе».)

- Ка кие элемен ты внешней  ха ра ктеристи ки  использова н ы В. Г. Короленко?

(Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика.)

- Только ли предста вление о внеш нем облике героя может дать описание его внешности? Узнаём ли мы что- нибудь из него, скажем, о жизни мальчика?

(Да, мы узнали, что это бедны й мальч ик, у него обездоленное детство, чувствуется, что за ним нет материнского ухода.)

-Докажите это. (Писатель через элементы внешней характери­ стики: худощавый, тонкий, как тростинка; грязная рубашонка, узкие и короткие штанишки - и показывает внутренний мир героя, и говорит о егq жизни. Он обращает наше внима ние на задумчивые глаза маль­ чика (говорят, что глаза - зеркало души), а ему всего лишь 9 лет.)

- Можем ли мы по этому описанию судить об отношен ии ав­ тора  к своему герою?  (Сравнен ие тонкий, как  тростинка,   эпи -


тет задумчивые глаза, использование слов с ласкательными суф­ фиксами рубашонка, штанишки - все это выражает глубокое сочувствие автора к своему герою.)

Делается вывод о том, что портрет мальчика помогает не толь­ ко увидеть внешность героя, но и понять его переживания, пред­ ставить его положение в обществе. В портрете  может проявлять­ ся и отношение автора к своему герою.

Учащиеся еще раз убеждаются в этом, анализируя текст упр. 79.

- Выражение отношени я к своему герою мы видим и в произ­ ведениях живописи. (Можно продемонстри ровать реп родукции кар­ тин В. А. Тропинина «Портрет сына», К. П. Брюллова «Портрет Крылова», Н. Я. Я рошенко «Кочега р», В. Г. Перова «Портрет куп ­ ца И. С. Камынина».)1

- Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина  «Дубров­ ский» (упр. 81, 2- я часть). Чем остался недоволен Троекуров? Ка ­ ким требованиям должно отвечать деловое описание внешности че­ ловека? Тексты каких стилей мы создаем в таких случа ях?

Общий вывод: в описании внешности человека необходимо от­ метить самое яркое, особен ное, индивидуальное. Это может прояв­ ляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т. д., в выра­ жении его глаз, улыбке и пр.

- Прочитайте текст упр. 78. Какие особенности внешности героя отмечает Ю. Нагибин? Какие детали в описании героя позволяют пи­ сателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»? (Ю.  Нагибин  описывает  в герое то, что невозможно  было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо яр­ ко- рыж и очень конопат». Именно эти особенности внешности об­ лика героя и раскрыва ются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылоч но­ го цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. В тек­ сте  много  слов,  обозначающих  золотисто- рыжий  цвет:   огненньtе, немыслимо  ярко- рыж,  по золотистом у  фону  веснушек,  глаза  с

рыжеватым отливом, рыжие ресницы.)

- Потерялся мальчи к. Дежурный милиционе р попросил опи­ сать внешность малыша. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщенных о маль­ чике и доба вив недоста ющие.

Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нем надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «эс­ кимо». Когда он говорит, то немного ка ртавит букву р.

- Вы, конеч но, знаете, что самая «говорящая» деталь на ли­ це человека - это его глаза. Вот ряд слов, часто используемых в реч и при описании глаз. Выпишите из них те, которые ха рактери­ зуют не сами глаза, их цвет, форму и т. д., а взгляд. Запишите их, согласуя  со  словом   взгляд.

 

1 См. также: З е л ь м а н о в а Л. М., К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи. Рус­ ский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М., 1997.


Бесцветные, быстрые, блестя щие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лука вые, заспа нные, озорные, п ра вдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изуча ющие, васильковые, ясные, гневные, беспо­ койные, беззаботные, бол ьшие, внимательные, добрые.

- Перед ва ми ряд определен ий к слову лицо. Выпишите из них те, которые позвол яют отразить состоян ие человека. Прокоммен ­ тируйте (устно), о ка ком состояни и они могут свидетельствовать.

Круглое, худоща вое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, за ­ спанное, испуга нное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доб­ рое, обиженное, порозовевшее, кумачовое, ·хмурое, злое, виноватое.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: соста вить две миниатюры, описа в внешность кого-либо из зна комых, родн ых, друзей: а) в минуту радости, огорчен ия, гнева и п р.; б) за каким - нибудь занятием, работой. Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко рассказать о том, чем вызва но это состояние героя.

 

У р о к   22. Действительные  и страдательные  причастия

Ц е л ь у р о к а: зна комство с действител ьными и страдательными при ­ частиями; отработка умени я смыслового различения действительных и страдательных причасти й.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: предуп режден ие ошибок в употребле­ нии причастий; упражнен ия в конструирова нии предложений. с прича ­ стным оборотом.

П о в т о р е н и е: пра вописа н ие гласных в оконча ниях причастий; орфо­ грамма в корне; зна ки преп ина ния в предложениях с причасным обо­ ротом.

1. Проверочна я работа.

Найдите ошибки в употреблени и причастий.

1 в а р и а н т

1.. Изумител ьно краси в был возвыша ющи й холм.

2. Загрими рова вшийся актер ждал своего выхода на сцену.

3. Охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца.

4. Организация, строяща яся школу, ассигновала на это крупные сред­ ства.

11 в а р и а н т

1. Солдаты собрались у развева ющего на ветру знамени.

2. На далеко расстила ющих полях не было видно тракторов.

3. Многие выдающие люди вышли из Орловской земли.

4. В темноте слабо сверкали светя щие стрелки.

11. Слова рна я работа.

Запись в раздел слова ря «Пиши пра вильно».

Как - нибудь, исказить, копошиться, подлинный.

Уча щиеся устно составл я ют с да нными слова ми словосочета ния и предложен ия.


111. Разбор предложения По узкой тропинке, которая изви ­ вается  между  скал,  мы  поднимаемся  на  площадку.

Уча щиеся дают ха ракте ристику предложения (без его предва ри­ тельной записи), заменяют придаточное предложение причастным оборотом, затем записывают и объясняют графически знаки пре ­ пинания.

IV. Фронтальный опрос.

1. Что называется причастным оборотом? Его место в пред­ ложен ии, пунктуация при причастном обороте.

2. Как определить границы причастного оборота? (Напоминаем учащимся, что от определяемого слова к причастию можно поста ­ вить один вопрос, от причастия к зависимым - несколько.) При ­ ведите примеры.

3. Распространите зависимыми словами данные словосочета ния и зап ишите.

Скошенная  рожь  (скошенная  комбайном  рожь),  показавшееся  солнце (солнце, показа вшееся из-за туч), усыпанные  дорожки  (усыпанные  листь­ ями дорожки), начерченная  схема (начерченная  учеником  схема).

V. Объяснение  нового материала.

Анализ за писа нного.                        действ.

Дети  прочитали  книгу. Дети,  прочитавшие  книгу.  Книга,

страд.

прочитанная  детьми.

Учащиеся делают вывод о том, что действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам производит дейст­ вие; страдательное - признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета. В словосочетание со страдатель­ ным причастием можно подставить слово, обозначающее, кем про­ изводится действие. Скошенная (к е м?) работниками трава; на ­ рисованна я   (к е м?) художником  картина.

Объяснение материала  можно провести по с. 38 учебника.

VI. Закрепление  материала.

1. В да нные словосочетания вставьте слова, обозначающие то­ го, кто производит действие. Какие это будут причастия?

Засеянное (крестьянами) поле, освещаемое (лампой) помещение, за ­ держанный нарушитель, выра щенный урожай, управляемая модель, изго­ товленна я  деталь,  разлитое  молоко,  разбитое  стекло.

2. Упр. 83 (устно).

В  слабом  классе  данное  упражнение  можно  заменить  следу­ ющей работой: определить, признак какого предмета (который сам производит действие  или  который  испытывает  на  себе действие) обозначает                    причастие;· указать,   какое  это   причастие:   прово­ жающий (кто провожает), провожаемый   (кого провожают), ува ­ жаемый,  уважающий,  любящий,  любимый,  ожидающий,  ожи ­ даемый.


3. Выборочн ый дикта нт (по выбору уч ителя).

1)) Уча щиеся выписыва ют в два столби ка словосочета ния: а)  со страдател ьным и причастиями; б) с действительн ым и причасти ям и.

Колеблемый ветром; колеблющийся тростник; ожидаемый пасса жира ­ ми; ожида ющий пасса жир; ороша ющие дожди; орошенн ые водой; уважае­ мый всеми; уважа ющи й старших; провожаем ый взглядом; провожа ющий маму; строящийся стадион; вырастивший урожа й; выра щенный лес; спаса ­ ющее спокойствие; спасенн ый юнната м и лес; объедин ившиеся в борьбе; объединенные общим делом; освобожденны й на род; освободиншийся на род.

2)) Текст читается цели ком. Затем уча щиеся выписыва ют в  два столби ка словосочета н ия с действительн ы ми и страда тел ьными причастия ми.

Где-то за моей спиной глухо и весомо падали яблоки, где-то в аллее шиповника звенел голос моего внука, а над затихшим садом плыли и плы ­ л и на запад угаса ющие обла ка.

Я стал ходить по тропи нке в темнеющую глубину деревьев, погружа ­ ясь в сырую ноч ь, дыша щую в л ицо холодной прел ью никогда не росших в на шем саду па поротников. Орешник темнел в сумерках, и стра нно беле­ ли два соединенных, пока еще не сорва н н ых ореха, обра мленные малень­ кими зелен ыми корона ми.

(По Ю. Б о н д а р е в у.)

4. Работа по кул ьтуре речи: упр. 86 (устно). Vll. Прове рочна я работа.

Ц е л ь  р а б о т ы: выясн ить степен ь овладен ия уча щимися уме-

н ием различать действител ьные и страдательн ые причасти я.

1. На йдите словосочета ния со страдател ьным причастием.

1.. На пестреющем лугу;      4. отнята я игрушка;

2. о движущемся п редмете;    5. разл и вшаяся по небу.

3. опа вшие с тополя;


11. На йдите словосочета ния

1. На писа нна я учен иком;

2. расп илен ная плотни ком;

3. ведуща я в па рк;


с действительн ым причастием.

4. посаженные  весной;

5. опроки нутый котенком.


III. На йдите словосочета ния с действительн ыми причастиям и.

1. Проверен ная учителем;           4. покра шен н ые краской;

2. плеска вшиеся волн ы;             5. летя щи м самолетом.

3. построенны й дом;

IV. На йдите словосочета ния со страдательн ыми причасти ями.

1. Сидяща я девочка;                  4. рассказыва ющие о путешествии;

2. засыпа нные аллеи;             5. борющи йся за свободу.

3. у потревоженных птиц;

Контрольн ый листок учител я: 1. 4; 11. 3; 111. 2, 5; IV. 2, 3.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 14; упр. 85.


У р о к 23. Краткие страдательные причастия

Ц е л ь у р о к а: дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; формирование умения различать полные и крат­ кие причастия.

Р а з в и т и е  р е ч и: работа над орфоэпическими нормами.

П о в т о р е н и е: краткие прила гательные; написание н, нн в суффик­ сах прилагательных.

1. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 85 проверяется  «по цепочке».

2. У доски  морфологически  разби раются  слова   далекого   (го­ ризонта), тиха (ночь). (Схема разбора  на с. 207 учебника.)

3. Индивидуальна я работа по карточке.

Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют графи ­ чески их выбор.

В  чернеющ..м  лесу,  шумящ..м  потоком,  устремляющ..ся  потока, о льющ..мся дожде, задымивш..ся речку, закрасневш..йся зари, у волну­ ющ..ся озера, колеблющ..мся ветерком, встречающ..ся льдинами.

Дополнительные вопросы отвечающим:

- Все ли прилагательные  имеют краткие формы? (Нет, толь­ ко качественные.)

Ка к изменяются краткие прилагательные?  (По рода м, чис-


ла м.)


 

Ка кова синтаксическа я  роль кратких прилагательных


в предложении? (В предложении являются сказуемыми.)

11. Наблюдения  на с. 40 (§ 15).

- Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие страдательные причастия? Какова их -синтак­ сическа я роль в предложении?

- Что общего и в чем разница между краткими страдательны ­ ми причастиями и краткими прила гательными? Что общего между полными и краткими причастиями? Какая между ними разница?

В ходе  ответов  на  вопросы  учащиеся  должны  отметить,  что в полных прилагательных и причастиях окончания могут состоять

из двух  или даже трех букв (чистl ый 1   стол - чистl ого 1   сто-

ла, покрашеннl ый 1 забор - покрашеннl ого 1 забора), а в крат­ ких - из одной буквы или быть нулевым (чист О - чист[о:], покрыт О - покрыт Ш); полные прила гательные и причастия

склоняются, краткие изменяются по числам и родам; полные при ­ ла гательные отвечают на вопросы к а к а я? к а к о й?, краткие при ­ ла гательные - к а к о в? к а к о в а? к а к о в о? Краткие причастия - к а к о в? и ч т о  сд е л а н о с предметом?   (Трава скошена, дуб спи­ лен,  стаканы  вымыты.)   Общее  между  кратки м  прилагательным и  причастием - в  предложении выступают  в  роли  сказуемого.


111. Закреплен ие проводится в ходе выполнен ия уп ражнен ий. 1. Заполнен ие табли цы.

 

Полные страдательные причастия

прошедшего

времен и

Краткие страдательные  причасти я п рошедшего времени

мужской род женский ·род средний род   м н. ч.
за пертый за перт за перта за перто за перты
поднятый ПОДНЯТ подн ята поднято подняты
отняты й отнят отнята отнято отняты
пролиты й п ролит пролита пролито пролиты
взятый взят взята взято взяты
согнутый согнут согнута согнуто согнуты

 

Делается вывод о месте уда рен ия в кратких страдательных при ­ части ях: большинство кратких страдательн ых причасти й, ка к и при­ ла гательных, имеют уда рение на основе в формах мужского, сред­ него рода и множествен ного числа и на оконча нии в форме жен ­ ского рода.

- Ка кое причастие из за писа нных выше произносится  не по п ра вилу?

2. Выборочн ый ди ктант.

Вначале читается текст. Уча щиеся должн ы определить, в ка ком стиле написа н текст, на йти элементы этого стиля. Затем выписы ­ ваются краткие причасти я прошедшего времен и, рядом - полная форма, окончани я причастий выделяются.

На южной оконечности острова Кижи на высоту одиннадцати этажного дома поднимается П реображенска я церковь. Ка к говорят ста ринные пре­ да ния, строительство ее связа но с именем Петра 1.

Срублена церковь из дерева. Только чешуйчата я одежда куполов при ­ бита коваными гвоздям и. Все прочие части церкви выполнены без едино­ го гвоздя, как того требовала традиция плотницкого масте рства. Сооруже­ на она с помощью только топора и долота, без малейшего вмешател ьства даже пилы, хотя она да вно была уже в ходу. Топор в руках северного плот­ ни ка - поисти не униве рсал ьное орудие.

(По Н. И о н и н о й.)

Одно из предложен ий (по выбору учителя) зап исывается на до- ске, определяется синтаксическа я роль кратких причастий в нем.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: подготовиться  к слова рному дикта нту на слова, за писанные  в школьном  словарике в V-VI классах;

§ 15; упр. 88.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: