Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Ц е л ь у р о к а: ознакомление уча щихся со склонением причастий; формирование умения определять условия выбора гласных в окончани- ях причастий и прилагательных. ·

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: обогащение словарного запаса школь­ ников; роль причастий в речи; составление связного рассказа на грам­ матическую тему.

1. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 47.

Один ученик составляет схему последнего предложения, второй выписывает  из  второго  предложен ия  основу  и  словосочета ния

х

«глаг. +сущ. в вин. пад.». Тем временем уча щиеся по цепочке вы-

бирают из текста причастия, указывают их время, вид.

2. Связный рассказ о причастии.

Класс получает задание оценить ответ това рища.

11. Запись слов в словари:

в раздел «Пиши пра вильно» - гирлянда, калитка; в «Сло­ варь корней» - поразительный, отразить, отражать, сра ­ зить  (з// ж).

Пора зительный - поразить (перен.- «сильно уда рить») - ра зи ть (первоначально резать, рубить). Раз - в общесла вян ­ ском языке «удар», «случай». Слово зара за восходит к да нному корн ю.

С да нными слова ми уча щиеся устно составляют предложения.

111. Объяснение нового материала.

Уча щиеся читают § 1 1 и делают самостоятельный вывод о том, что окончан ия причастий, как и прила гательных, определяются по вопроса м.

IV. Закрепление материала.

При за креплении материала необходимо обратить внима ние уча щихся на графическое объяснение данной орфограммы:

к а к    ?                                        о к а к    ?


приближ t


ающ     ся ура * ганом


o приближ t


ающ     ся ура * гане


1.. Образуйте  однокорен ные  прила гательн ые  и  причасти я  от


да н ных гла голов. Соста вьте словосочета н ия «прил. + х


х

сущ.»,


«прич.+ сущ.», используя  гла голы белеть, висеть, сыпаться  (бе-

лый, белеющий; висячий, висящий; сыпучий,  сыплющийся).

х

Уча щиеся склоняют по две па ры словосочета ний: «прич. + сущ.»

х

и «прил.+сущ.». Выделение оконча ний прилагательных и причас-

ти й подтвердит вывод об их идентич ности. Обра щаем внима ние уча щихся на то, что безуда рн ые оконча ния прила гательных и при ­ части й - одна и та же орфогра мма.

В слабом классе можно потрени рова ться в склонени и причас­ ти й (с обязательным графическим объяснением оконча ний): таю­ щий  снег,  расстилавшийся  туман.

2. За пись с объяснен ием оконча ний причастий и прила гатель­ ных, орфогра ммы в корне '.

П ропада ющие вдал и голоса; отчетли во раздаваться в посветлевшем воздухе; развева ющиеся на ветру зна мена; извива юща яся по лугу синяя лента реки; порха юща я с ветки на ветку птичка; по усыпа нной пожелтев­ шими листьями аллее; видневшийся сквозь ограду сад; блистающие искор­ ки на серебристом инее; блеснуть на потем невшем горизонте; шепчущего камыша; в разбушева вшейся метели; разгоревшегося костра.

3. За пись под диктовку  с зада нием  найти  прила гательн ые  и причасти я, графически объяснить выбор гласной в их оконча ниях.

Поздняя осень наступает вскоре после осени золотой. Ка кое- то врем я после пышного шумного листопада лес стоит унылый, притихш ий, опусто- шенн ы й.

(Н. С л а д к о в.)

- Какие средства выразительности языка, помогающие «увидеть», как постепенно преображается осенний лес, использует писатель?

- Подберите синони мы к слову опустошенный (голый, об ­ наженный).

V. Роль причастий в реч и.

Сообщаем учащимся, что, несмотря на достоинства причастий, совмеща ющих в себе «силу имен и и гла гола», в устной речи они встречаются редко. А. С. Пушкин писал об этом та к: «Причастия... обыкновенно избега ются в разговоре. Мы не говорим: карета, ска ­ чущая по мосту, слуга, метущий комнату,   мы  говорим:   кото­ рая скачет, который метет и пр., - замен яя краткость  причас­ тия вялым оборотом». Одна ко в письменной речи, литературно- ху­ дожественной, общественно- публицистической, там, где нужны па ­ фос, торжественность, краткость, причастия особенно необходимы.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 1 1; уп р. 65. Один из учеников полу­ чает зада ние выполнить упражнен ие на пленке графоп роектора.

 

 

1 Дополнительный материал по теме см.: Б о r д а н о в а Г. А. Рабоча я тетрадь. Русский  язык.  7  класс.- М.,  2002.- Ч.  1.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: