Ц е л ь у р о к а: ознакомление уча щихся со склонением причастий; формирование умения определять условия выбора гласных в окончани- ях причастий и прилагательных. ·
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: обогащение словарного запаса школь ников; роль причастий в речи; составление связного рассказа на грам матическую тему.
1. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 47.
Один ученик составляет схему последнего предложения, второй выписывает из второго предложен ия основу и словосочета ния
х
«глаг. +сущ. в вин. пад.». Тем временем уча щиеся по цепочке вы-
бирают из текста причастия, указывают их время, вид.
2. Связный рассказ о причастии.
Класс получает задание оценить ответ това рища.
11. Запись слов в словари:
в раздел «Пиши пра вильно» - гирлянда, калитка; в «Сло варь корней» - поразительный, отразить, отражать, сра зить (з// ж).
Пора зительный - поразить (перен.- «сильно уда рить») - ра зи ть (первоначально резать, рубить). Раз - в общесла вян ском языке «удар», «случай». Слово зара за восходит к да нному корн ю.
|
|
С да нными слова ми уча щиеся устно составляют предложения.
111. Объяснение нового материала.
Уча щиеся читают § 1 1 и делают самостоятельный вывод о том, что окончан ия причастий, как и прила гательных, определяются по вопроса м.
IV. Закрепление материала.
При за креплении материала необходимо обратить внима ние уча щихся на графическое объяснение данной орфограммы:
к а к ? о к а к ?
приближ t
ающ ся ура * ганом
o приближ t
ающ ся ура * гане
1.. Образуйте однокорен ные прила гательн ые и причасти я от
да н ных гла голов. Соста вьте словосочета н ия «прил. + х
х
сущ.»,
«прич.+ сущ.», используя гла голы белеть, висеть, сыпаться (бе-
лый, белеющий; висячий, висящий; сыпучий, сыплющийся).
х
Уча щиеся склоняют по две па ры словосочета ний: «прич. + сущ.»
х
и «прил.+сущ.». Выделение оконча ний прилагательных и причас-
ти й подтвердит вывод об их идентич ности. Обра щаем внима ние уча щихся на то, что безуда рн ые оконча ния прила гательных и при части й - одна и та же орфогра мма.
В слабом классе можно потрени рова ться в склонени и причас ти й (с обязательным графическим объяснением оконча ний): таю щий снег, расстилавшийся туман.
2. За пись с объяснен ием оконча ний причастий и прила гатель ных, орфогра ммы в корне '.
П ропада ющие вдал и голоса; отчетли во раздаваться в посветлевшем воздухе; развева ющиеся на ветру зна мена; извива юща яся по лугу синяя лента реки; порха юща я с ветки на ветку птичка; по усыпа нной пожелтев шими листьями аллее; видневшийся сквозь ограду сад; блистающие искор ки на серебристом инее; блеснуть на потем невшем горизонте; шепчущего камыша; в разбушева вшейся метели; разгоревшегося костра.
|
|
3. За пись под диктовку с зада нием найти прила гательн ые и причасти я, графически объяснить выбор гласной в их оконча ниях.
Поздняя осень наступает вскоре после осени золотой. Ка кое- то врем я после пышного шумного листопада лес стоит унылый, притихш ий, опусто- шенн ы й.
(Н. С л а д к о в.)
- Какие средства выразительности языка, помогающие «увидеть», как постепенно преображается осенний лес, использует писатель?
- Подберите синони мы к слову опустошенный (голый, об наженный).
V. Роль причастий в реч и.
Сообщаем учащимся, что, несмотря на достоинства причастий, совмеща ющих в себе «силу имен и и гла гола», в устной речи они встречаются редко. А. С. Пушкин писал об этом та к: «Причастия... обыкновенно избега ются в разговоре. Мы не говорим: карета, ска чущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: кото рая скачет, который метет и пр., - замен яя краткость причас тия вялым оборотом». Одна ко в письменной речи, литературно- ху дожественной, общественно- публицистической, там, где нужны па фос, торжественность, краткость, причастия особенно необходимы.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 1 1; уп р. 65. Один из учеников полу чает зада ние выполнить упражнен ие на пленке графоп роектора.
1 Дополнительный материал по теме см.: Б о r д а н о в а Г. А. Рабоча я тетрадь. Русский язык. 7 класс.- М., 2002.- Ч. 1.