Ц е л ь у р о к а: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; фор мирование практического умения устанавливать связь причастия с оп ределяемыми и за висимыми слова ми, находить границы причастного оборота.
Работа п о к у л ь т у р е р е ч и: работа над орфоэпическими нормами. П о в т о р е н и е: падежные оконча ния причастий; орфограмма в корне.
1. Домашнее задание контроли руется методом взаимной про- верки.
Одновременно проводится индивидуальна я работа по карточкам, где нужно вставить пропущенные буквы, объяснив графически вы бор орфогра ммы.
К а р т о ч к а № 1
Проснувш..ся дитя; слегка колеблющ..ся тростник; об этом празд ничн..м весенн..м дне; под отяжелевш..ми облака ми; солдат, рассказыва ющ..й о недавнем; исчезнуть в потемневш..м небе; под раскрывш..мся па рашютом; отчетливо раздаваться в посвежевш..м воздухе; по аллее, усы па нн..й пожелтевш..ми листьями; нарядивш..еся по-летнему девчата; в по степенно затухающ..м пла мени костра; блистающ..е искорки серебристо бел..о инея; ночуешь в только что выстроенн.. гостинице.
|
|
К а р т о ч к а № 2
Исчезнуть в потемневш..м небе; ветер, яростно треnлющ..й палатку; в растущ..м по дороге куста рнике; под намокш..ми деревьями; солдат, рас сказыва ющ..й о сражении; прощаемся с угасающ..м летним днем; под рас крывш..мся парашютом; затухающ.. пламя костра.
11. Объяснение нового материала.
Наблюдение по учебни ку (§ 12), в ходе которого учащиеся должны уста новить, что причастие в словосочетании может высту пать как в качестве гла вного, та к и зависимого слова, то есть мо жет подчинять себе другие слова.
111. Закреплен ие.
Уча щиеся расп ределяют данные словосочетания в две группы:
«прич.
х
+сущ.»,
х
«п |
+ сущ.». Записыва я словосочетания, учащие-
ся обозначают в них главное и зависимое слова, гла вное слово за
* |
+ х t
О б р а з е ц: читающая 1 девочка I, 1 читающая 1 книгу.
Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.
Делается вывод о роли причастия в словосочетании.
IV. Проверочна я работа.
Цель проведени я работы: проверка умения школьников выде лять словосочета ния «прич. +определяемое слово», «прич. + зависи мое слово». Время проведения -5-8 минут.
х
На йти словосочетания «прич. +сущ.».
l. Служащие родине;
2. раста явшие льдины;
|
|
3. построенные в городе;
11
l. Рассказанного стариком;
2. скошенные косой;
3. исследованной местностью;
х
4. с обрадованными ребятишками;
5. разбросанные ребенком.
4. прочитавшего книгу;
5. светящиеся окна.
Найти словосочетание «прич. +сущ.».
ш
l . Разведанная геологами; 4. расчищенна я школьника ми;
2. освещенная луной; 5. в написанных словах.
3. обнаруженного противника;
IV
l . Дремлющего старика; 4. колеблющиеся от ветра;
2. замешанные в преступлении; 5. развевающиеся гирлянды.
3. пенящиеся струи;
v
l . Напуганная стуком; 4. привезенный из города;
2. сеявшая зерно; 5. горящего костра.
3. освещавшая комнату;
Контрольный л исток учителя:
1. 2, 4; 11. 3, 5; Ш. 1, 2, 4; IV. 2, 4; V. 1, 2, 3, 4.
Проводится анализ допущенных в работе ошибок.
V. Следует обратить внимание уча щихся на то, что в словосо четании, где причастие выступает в рол и главного слова, может быть не одно, а два и более зависим ых слов. Причем это могут быть слова различных частей речи: существительные, местоиме ния, неоп ределен ная форма гла гола. Словосочетания с причасти ем в роли гла вного слова называ ются причастным оборотом. В связи с тем что школьники часто затрудняются в определении гра ниц причастного оборота, на данном уроке (и на последующих) внима ние уча щихся акценти руется на необходимости графического оформления словосочета ний с причастным оборотом: определяемое слово за ключается в ра мочку, причастн ый оборот подчеркивается
волнистой чертой, обозначается связь причастия с определяемым словом:
t * |
1 зеленеющий вдали 1 1 лес 1
Использование данного приема способствует формирова нию умения школьников четко определ ять границы причастного оборо та и его место по отношению к определяемому слову.
Виды упражнений на закрепление.
1. Упражнение на тренировку в разграничении одиночных при -
частий, входящих в состав словосочетаний «
х прич.+сущ.»,
и прича-
стных оборотов. Увеличение объема причастного оборота нужно показывать постепенно. С этой целью полезно использовать гра фопроектор.
Запись на доске и в тетрадях:
к а к а я х
+
1 написанна
' --..
я1 1 |
t |
1 х
1 написанная художником 1 1 картина 1
к а к?
1 t х
1 написанная маслом 1 1 картина 1
х
1 написанная известным художником прошлого века 1 1 картина 1
Внимание учащихся обращается на то, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина (к а - к а я?) написанная), от причастия к зависимым словам - не сколько:
_...,....... к а к?
х _.......,.... -к о г д а?
1 написанная 1::---
-к е м?
п о к а к о м у п о в о д у? и т. д.
2. К данным причастным оборотам учащиеся подбирают опре деляемые слова.
х г
o б р а з е ц о ф о р м л е н и я з а п и с и: 1 задача 1.! решенна я
----.. 1 t х
учеником!;! сбегавшие с гo p l·I ручьи 1.
Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпан ные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами.
С двум я -тремя причастн ыми оборота ми уча щиеся соста вляют и за писыва ют предложени я.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 12; упр. 70, 72.