У р о к 19. Причастный оборот

Ц е л ь у р о к а: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; фор­ мирование практического умения устанавливать связь причастия с оп ­ ределяемыми и за висимыми слова ми, находить границы причастного оборота.

Работа п о к у л ь т у р е  р е ч и: работа над орфоэпическими нормами. П о в т о р е н и е: падежные оконча ния причастий; орфограмма в корне.

1. Домашнее задание контроли руется методом взаимной про- верки.

Одновременно проводится индивидуальна я работа по карточкам, где нужно вставить пропущенные буквы, объяснив графически вы ­ бор орфогра ммы.

К а р т о ч к а № 1

Проснувш..ся дитя; слегка колеблющ..ся тростник; об этом празд­ ничн..м весенн..м дне; под отяжелевш..ми облака ми; солдат, рассказыва ­ ющ..й о недавнем; исчезнуть в потемневш..м небе; под раскрывш..мся па ­ рашютом; отчетливо раздаваться в посвежевш..м воздухе; по аллее, усы­ па нн..й пожелтевш..ми листьями; нарядивш..еся по-летнему девчата; в по­ степенно затухающ..м пла мени костра; блистающ..е искорки серебристо­ бел..о инея; ночуешь в только что выстроенн.. гостинице.

К а р т о ч к а № 2

Исчезнуть в потемневш..м небе; ветер, яростно треnлющ..й палатку; в растущ..м по дороге куста рнике; под намокш..ми деревьями; солдат, рас­ сказыва ющ..й о сражении; прощаемся с угасающ..м летним днем; под рас­ крывш..мся парашютом; затухающ.. пламя костра.

11. Объяснение нового материала.

Наблюдение по учебни ку (§ 12), в ходе которого учащиеся должны уста новить, что причастие в словосочетании может высту­ пать как в качестве гла вного, та к и зависимого слова, то есть мо­ жет подчинять себе другие слова.

111. Закреплен ие.

Уча щиеся расп ределяют данные словосочетания в две группы:


«прич.


х

+сущ.»,


х

«п
рич.


+ сущ.». Записыва я словосочетания, учащие-


ся обозначают в них главное и зависимое слова, гла вное слово за­

*
ключают  в  рамочку.

+                     х           t

О б р а з е ц: читающая 1   девочка I, 1   читающая 1   книгу.

Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

Делается вывод о роли причастия  в словосочетании.


IV. Проверочна я  работа.

Цель проведени я работы: проверка умения школьников выде­ лять словосочета ния «прич. +определяемое слово», «прич. + зависи ­ мое слово». Время проведения -5-8 минут.

х

На йти словосочетания «прич. +сущ.».

 


l. Служащие родине;

2. раста явшие льдины;

3. построенные в городе;

11

l. Рассказанного стариком;

2. скошенные косой;

3. исследованной  местностью;

х


4. с обрадованными ребятишками;

5. разбросанные ребенком.

 

 

4. прочитавшего  книгу;

5. светящиеся окна.


Найти  словосочетание  «прич. +сущ.».

ш

l . Разведанная геологами;            4. расчищенна я школьника ми;

2. освещенная луной;                      5. в написанных словах.

3. обнаруженного  противника;

IV

l . Дремлющего старика;                 4. колеблющиеся от ветра;

2. замешанные в преступлении;      5. развевающиеся гирлянды.

3. пенящиеся струи;

v

l . Напуганная стуком;                  4. привезенный из города;

2. сеявшая зерно;                           5. горящего костра.

3. освещавшая комнату;

Контрольный  л исток  учителя:

1. 2,  4;  11.  3,  5;  Ш.  1, 2,  4;  IV.  2,  4;  V.  1,  2,  3,  4.

Проводится  анализ  допущенных  в  работе  ошибок.

V. Следует обратить внимание уча щихся на то, что в словосо­ четании, где причастие выступает в  рол и  главного  слова,  может быть не одно, а два и более  зависим ых  слов.  Причем  это  могут быть слова  различных  частей  речи:  существительные,  местоиме ­ ния, неоп ределен ная  форма  гла гола.  Словосочетания с  причасти ­ ем в роли гла вного слова  называ ются  причастным  оборотом.  В связи с тем что школьники часто затрудняются в определении гра ­ ниц причастного оборота, на данном уроке (и на последующих) внима ние уча щихся акценти руется на необходимости графического оформления словосочета ний с причастным оборотом: определяемое слово  за ключается  в  ра мочку,  причастн ый  оборот  подчеркивается


волнистой чертой, обозначается связь причастия с определяемым словом:

t                 *
к а к о й?

 

1 зеленеющий  вдали 1 1 лес 1

Использование данного приема способствует формирова нию умения школьников четко определ ять границы причастного оборо­ та и его место по отношению к определяемому слову.

Виды упражнений на закрепление.

1. Упражнение на тренировку в разграничении одиночных при -


частий, входящих в состав словосочетаний «


х прич.+сущ.»,


и прича-


стных оборотов. Увеличение объема причастного оборота нужно показывать постепенно. С этой целью полезно использовать гра ­ фопроектор.

Запись на доске и в тетрадях:

к а к а я   х


+

1 написанна


'     --..

я1 1
картина   1


 

t
к е м?

1                                                                                           х

1 написанная  художником 1   1   картина   1

 

к а к?

1                                       t          х

1 написанная  маслом 1   1   картина   1

                                                                                     

х

1 написанная  известным художником  прошлого  века 1   1   картина   1

 

 

 

Внимание учащихся обращается на то, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина (к а - к а я?) написанная), от причастия к зависимым словам - не­ сколько:

_...,....... к а к?

х        _.......,.... -к о г д а?

1 написанная 1::---

-к е м?

п о  к а к о м у п о в о д у? и т. д.

 

2. К данным причастным оборотам учащиеся подбирают опре­ деляемые слова.

х               г­

o б р а з е ц о ф о р м л е н и я з а п и с и: 1 задача 1.! решенна я

----..                                  1                 t   х

учеником!;! сбегавшие  с гo p l·I ручьи   1.


Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпан­ ные  разноцветными  листьями;  много  раз  протоптанная  туристами.

С двум я -тремя причастн ыми оборота ми уча щиеся соста вляют и за писыва ют предложени я.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 12; упр. 70, 72.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: