1 в а р и а н т
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеян но му галькой, отшл ифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странны м покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волна м, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинна я степна я дорога, тя нувша яся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ш ирь расстилалось открытое море, не имеющее гра ниц. И ребятам казалось, что они добрал ись до самого кон ца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над н им та кое же бескрайнее небо, кое- где покрытое бледно- розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собра нного ими для будущего костра. (116 слов.)
11 в а р и а н т
Антон восторженны ми глаза ми оглядел отцовскую каюту. Маленька я комнатка, уставленна я л и ш ь необходи мой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным оде ялом, висела писа н на я масляны ми краска ми картина, изобража вшая вет ряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цвета ми луг. Не обычн ые, а специально прикрепленные к стене полки вмещали м ножество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле не го лежала стопка книг в кожа ных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внима ние. На ее обложке была нарисова на бегуща я по волна м шхуна. Ан тон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ра нее волнение охватило мальч ика. Ему захотелось рассп росить отца об ис тории шхуны и юнги. (1 17 слов.)
|
|
Гр а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одина ковое для обоих ва риа н тов): графически объяснить знаки препи нания при причастных обо ротах, написание суффи ксов причасти й (зада ние выполн яется по мере за писи диктанта, а не после его написания).
ДЕЕПРИЧАСТИ Е
(1О часов + 2 часа развития речи)
На изучен ие дееп ричасти я в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформирован ы определен ные орфографические и пунктуационн ые навыки: правописа ние не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выражен ных одиночными дееп ричасти ями и деепричастн ыми оборота ми. Работа по развити ю речи уча щихся в период изучения этой темы направ-
лена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепри частными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с об разованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы уча щиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия
|
|
«в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимиче скую за мену личных форм гла гола и причастий деепричастиями.
При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незна ко мыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособле нием деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочис лен ны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное прави ло достаточно простое (в сравнении с правилами обособлени я при частных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричасти я, часто смешива ют их с лич ными формами глагола и причастия.
В ходе изучения темы «Дееп ричастие» важно использовать раз личные виды работ, убеждающие школьников в том, что употреб ление деепричастий делает речь более точной, дина мичной (выде ляет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных дей ствий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие)1 •