У р о к 46. Контрольный диктант

1 в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеян но­ му галькой, отшл ифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странны м покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волна м, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинна я степна я дорога, тя нувша яся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ш ирь расстилалось открытое море, не имеющее гра ниц. И ребятам казалось, что они добрал ись до самого кон ца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над н им та кое же бескрайнее небо, кое- где покрытое бледно- розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собра нного ими для будущего костра. (116 слов.)

11 в а р и а н т

Антон восторженны ми глаза ми оглядел отцовскую каюту. Маленька я комнатка, уставленна я л и ш ь необходи мой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным оде­ ялом, висела писа н на я масляны ми краска ми картина, изобража вшая вет­ ряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цвета ми луг. Не обычн ые, а специально прикрепленные к стене полки вмещали м ножество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле не­ го лежала стопка книг в кожа ных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внима ние. На ее обложке была нарисова на бегуща я по волна м шхуна. Ан ­ тон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ра ­ нее волнение охватило мальч ика. Ему захотелось рассп росить отца об ис­ тории шхуны и юнги. (1 17 слов.)

Гр а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одина ковое для обоих ва риа н ­ тов): графически объяснить знаки препи нания при причастных обо­ ротах, написание суффи ксов причасти й (зада ние выполн яется по мере за писи диктанта, а не после его написания).

 

ДЕЕПРИЧАСТИ Е

(1О часов + 2 часа развития речи)

На  изучен ие  дееп ричасти я  в  VII  классе  отводится  9  часов. За это время у учащихся должны быть сформирован ы определен ­ ные орфографические и пунктуационн ые навыки: правописа ние не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выражен ных одиночными дееп ричасти ями и деепричастн ыми оборота ми. Работа по развити ю речи уча щихся в период изучения этой темы направ-


лена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепри­ частными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с об­ разованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы уча ­ щиеся  должны  овладеть  умениями  распознавать  деепричастия

«в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимиче­ скую за мену личных форм гла гола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незна ко­ мыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособле­ нием деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочис­ лен ны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное прави­ ло достаточно простое (в сравнении с правилами обособлени я при­ частных оборотов). Объясняется это тем,  что  школьники  обычно не умеют распознавать деепричасти я, часто смешива ют их с лич ­ ными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Дееп ричастие» важно использовать раз­ личные виды работ, убеждающие школьников в том, что употреб­ ление деепричастий делает речь более точной, дина мичной (выде­ ляет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных дей­ ствий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие)1 •



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: