У р о к 117. Сочинительные союзы

Ц е л ь у р о к а: познакомить учащихся с группами сочинительных со­ юзов и их назначением; формирование на выка различения сочинитель­ ных союзов, употребленных для связи частей целого текста.

Работа  п о р а з в и т и ю р е ч и: составление сочинения-миниатюры с употреблением союзов для связи целого текста.

1. Выполнен ие домашнего зада ния проверяется учителем  при прове рке тетрадей.

11. Объяснение нового материала. Анализ материалов учебника на с. 125.

111. Закрепление материала.

1. Соста вление схемы:


 

Сочинительные союзы


соединительные: противительные: разделительные:


Схема  заполн яется  по  мере  того,  как  учащиеся  записывают предложения, анализи руют их и выписывают сочинительные союзы.

Москва - столица нашей Родины. На берегу Москвы - реки располо­ жился Кремль, и каждый прибывший в столицу для зна комства с ней обя­ зательно посетит это священное место.

Москвичи покажут гостям не только памятники старины, но и новей­ шие архитектурные сооружени я. Каждый гость столицы может составить себе и культурную программу, а также посетить ряд спортивных соору­ жений. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки!

2. Предупредительный  диктант.

Учащиеся выразительно читают текст и определяют, в каком стиле он написа н, указыва я признаки этого стиля.

Затем за писы ва ют  текст,  подчерки вая  сочинительные  союзы и  указыва я,  где  они  связыва ют  части  сложного  предложен ия, а  где  - однородные  члены.

Сегодня наши учителя воспитывают гражданина XXI века. Этот граж­ данин пока еще учит таблицу умножения, а со временем к нему придут зна ­ ния, о которых ныне и ученые не подозревают. Обогащенный неведомыми нам открытиями, этот гражданин принесет в XXI век все духовные и нра в­ ственные ценности прошлого.


Многие научные, а также технические достижения со временем уста ­ ревают и утрачивают первоначальное значение, но им на смену приходят новые, более совершенные.

Однако никакие технические феномены не отменят даже в самом от­ даленном будущем благороднейшую фигуру учителя.

(Из г а з е т ы.)

Определяется лексическое значение слова феномен по толко­ вому словарю, обращается внимание учащихся на уда рение в дан­ ном слове.

3. Анализ текста (цель - показать роль союзов как средства связи не только отдельных частей предложения, но и частей цело­ го текста).

То оно [море] тихое, светло- голубое, в некоторых местах покрыто поч­ ти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно­ индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса...

...Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(В. К а т а е в.)

- Почему для связи частей данного текста используется имен­ но этот, а не другой союз? (Он связывает две группы законченных предложений, очерчивающих единый круг мыслей, логически и ком ­ позиционно противоположных частей.)

4. Сочинение-миниатюра.

Для сочинения могут быть предложены следующие темы: «Наш парк летом и зимой», «Мой друг дома и в классе», «Наша семья утром и вечером» и пр.

Нужно объяснить учащимся, что сочинение может состоять из двух логически законченных частей. В первой части речь пойдет об одном явлении, в другой - о противоположном ему или сопоста ви­ мом с ним. Эти части будут соединяться противительными союза ми.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 58; упр. 327.

 

У р о к  118. Роль сочинительного  союза и





В простом предложении с однородными членами и в сложном

1. Проверка домашнего задания.

11. Учитель диктует примеры. Учащиеся выписыва ют из них од­ нородные члены или грамматические основы, связанные союзом и.


О б р а з е ц: Шумела река, и по ночам слышался стук перекатываемых водой камней. Лодка рванулась  вперед и с шумом влетела в камыши.

Запись в тетрадях и на доске: Ш умела река, и слышался стук.

Рванулась  и  влетела.

1) Косте р разгорелся быстро, и кругом сразу сгустилась чернильная мгла. (О. Куваев.) 2) Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихи й дождь. 3) Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают. 4) Водя ­ ная пыль и капли покрупнее окутали лес.

111. Объясн ительн ый диктант (соста влен ие схем предложе­ ний - обязательно).

1) Но я совершенно отчетливо помню и крышу, и кирпич, и дым из трубы. (Стругацкие.) 2) А березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дожде. (М. Пришвин.) 3) Обла ка закрыли вершины гор, и яр­ кие краски окружающего быстро потускнели. (И. Ефремов.) 4) Игра ют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (М. Лермонтов.) 5) Тол ­ па окружила кого-то, и кричала, и спорила.

Делается вывод о постановке запятой в предложении с союзом и.

Составляется  схема.

Роль союза и в предложении

о и --О---------О----·1 --О----------- и CJ.

и          и               CJ,

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: составить по три предложени я на каж­ дое положение схемы.

 


У р о к 119. Сочинительные союзы

(продолжение темы)

1. Проверка домашнего задания.

В это время один из учеников за полняет на доске схему.

Сочинительн ые союзы по значению делятся на

 

                                          


(и, ···············-·····-·····-··················

.."."...................................................-...................)


(но ' ·························-····-···-········"·····

.."......................-.........".."-···-··················· ")


(или,............................................... ".."........."

)


11. Работа над табли цей на с. 152.

111. Упр. 328 (письменно).

IV. Знакомство  с теоретическим  материалом  на с.  153.

V. Упр. 330 (выполняется под руководством учителя).

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 58; уп р. 331; подготовиться  к кон­ трольному  словарному  диктанту.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: