У р о к 138. Отрицательные частицы

Ц е л ь у р о к а: дать понятие о роли отрицательной частицы не; фор­ мирование умения определять смысловое значение частицы не, писать не с различными частями речи.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструирование предложений, обога ­ щение речи учащихся  слова ми-синонимами.

П о в т о р е н и е: на писание не с прилагательными, местоимениями, глаголами, деепричастиями; знаки препинания при прямой речи.

1. Запись  в  словарик  слов   дисциплина,  не раз  (много  ра з), ни раз у  (никогда), не один  (много), ни один  (никто).


далеко  не... вовсе не... отнюдь не...


в  этих  сочетаниях   не   пишется  раздельно  с прилагательными, причастиями, наречиями


11. Проверка домашнего задания. Упр. 384 проверяется фронтально.

Отвеча ющим даются дополнительные вопросы:

- Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница? Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразу­ ющие частицы? В каких стилях речи они употребляются? Приведи­ те примеры.

111. Словарно-орфографическая диктовка.

Не знал ничего, ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; нена ­ вистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был.

IV. Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается сравнить предложения: Я был в школе. Я не был в школе. Я был не в школе. Не бывать этому! Ана ­ лизируя их, семиклассники делают вывод о том, что частица не мо­ жет прида вать отрицательное значение как отдельным его члена м, так и всему предложению.

Сообщаем школьника м, что частица не может придавать пред­ ложению  и утвердительный  смысл. Наприме р: Я не мог не быть в школе (учащиеся записывают его в тетради). В нем две частицы не. Одна из них стоит перед глаголом мочь, втора я - перед неопреде ­ ленной формой глагола. Двойное отрицание делает все предложе­ ние утвердительным.


V. Закрепление материала проводится путем выполнения сле­ дующих упражнений.

1. Замените личные формы гла гола синон имами с частицей   не.

Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.

l) Я забыл (не помню) его фамилию. 2) Дождь шел (не переставал) всю ночь.

(Школьники дела ют вывод о том, что частица не придает пред­ ложению отрицательн ый смысл.)

2. Измен ите предложение, включив в него деепричастный обо­ рот. Например: Я не дождался брата и ушел. - Не дождавшись брата,  я  ушел.

l) Оля не на шла нужную книгу и взяла другую. 2) Степа не застал това рища и возвратился к себе.

Объясните графически пунктуа цию предложений.

3. Упр. 386 (устно).

4. Учитель сообщает учащимся, что в восклицательных и во­ просительных предложениях обобщающе го хара ктера пишется час­ тица   не.

Часто в та ких предложениях употребляется слово только: Кто не знает  русского  балета!  (Все  знают.)  Кто  только  не  бывал у  Толстого!  (Все  бывали.)

5. Предуп редительный  диктант.

l) В ка ких только углах  не побы вал я за  эти  годы! (Г. Федосеев.) 2) Широта его интересов не могла не изумлять меня. 3) Собеседник не мог не согласиться с моим мнением. 4) С кем только не состязались на ­ ши спортсмены! 5) Кто не знает стихов Пушкина! 6) И какой же русский не любит быстрой езды. (Н. Гоголь.) 7) Кто не зна ком с вестником теп ­ ла - деревенской ласточкой! (Е. Спангенберг.) 8) Где наша не пропадала! (Поговорка.)

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 67 (с.  175- 176); упр.  385; соста ­ вить с за писа нными в словарик словами словосочетания.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: