У р о к 139. Отрицательные частицы

(продолжение темы)

Ц е л ь у р о к а: расши рить сведения об отрицательных частицах; по­ знаком ить школьников со значением частицы ни; формирова ние уме­ ния осозна вать значение и употребление частицы ни.

Работа п о р а з в и т и ю  р е ч и: конструи рова ние предложений.

П о в т о р е н и е: не с причастиями, прилагательными, наречиями.

1. Запись в словари: во что бы то ни стало, как ни в чем не  бывало.


ни  жив  ни мертв ни  стать  ни  сесть ни  свет· ни  заря

ни рыба  ни мясо ни пуха ни пера


устойчивые сочетани я, которые пи ­ шутся с ни и не разделяются запя­ тыми


11. Проверка домашнего задания.

Учащиеся чита ют предложения упр. 385, в которых не придает отрицательное значение всему предложению или отдельн ым его члена м; объясняют условия выбора слитного и раздельного написа ния на месте скобок.

111. Словарно-орфографическая диктовка.

Вовсе не интересный фильм; неинтересный рассказ; отнюдь не весело; было невесело; далеко не случайный ответ; неслучайный ответ; нераспеча ­ танный пакет; еще не оттаявша я земля; необдума нное решение.

 

IV. Объяснение нового материала.

Работа с правилом о значени и частицы ни (с. 140). Анализ предложений параграфа дает возможность выявить функции этой частицы - выражает отрицание в предложениях без подлежа щего с дополнением в родительном падеже (Кругом ни деревца); уси­ ливает отрицание (Я не слышал ни звука); придает обобщающее значение местоимениям и наречиям, с помощью которых простое предложение присоединяется к другому в сложном.

Говоря об усилении отрицани я частицей ни, школьникам мож­ но дать правило- помощник: если опустить частицу ни, смысл предложени я не изменяется, пропадает лишь оттенок усилен ия (в отлич ие от частицы не, которую нельзя опустить, та к ка к получ ится обратный смысл). Ср.: У меня не было ни минуты свободного времени.- У меня  не  было  минуты  свободного времени.

При анализе примеров параграфа надо обратить внима ние уча ­ щихся на то, что в предложениях может отсутствовать слово-отри ­ цание, но оно ясно подразумевается. Ср.: Кругом нет ни дерев ­ ца. - Кругом  ни  деревца.

Частицу ни можно опустить в предложении, если она придает обобща ющее значение относительным местоимениям и наречиям (где ни, куда ни, кто ни, что ни, сколько ни и т. д.). С их по­ мощью простое предложение присоединяется к сложному. Ср.: Кто ни  читал  эту  книгу,  всем  она  нравилась.  (Книга  нравилась всем, кто ее читал.) - Кто не читал эту книгу, должен ее прочитать.

V. Закрепление материала.

1. Устно выполняется упр. 388. Указывается значение частицы

ни, объясняется ее написание.

2. Комменти рова нное письмо.

1. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К. Паус­ товский.) 2. Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уро­ нив ни крошки. (Н. Рыленков.) 3. Беспредельный морской шум не прекра ­ щался ни на минуту. (К. Паустовский.) 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица.) 5. Сколько бы ни пришлось жить на свете,  никогда  не  переста нешь  удивл яться  Росси и.  (К. Паустовский.)


6. Путешествен ники не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и от­ ступить перед преградами.

3. Законч ите предложени я.

1. l. Кто ни прочитает эту книгу,

2. Кто не проч итает эту книгу,

11.  l. Когда н и придешь к подруге (другу),

2. Когда не придешь к подруге (другу),

4. Составьте предложения. (Куда ни...),

(Куда не...),

, (чтобы не...).

, (что бы ни...).

, (ка к ни трудна...).

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 390; § 67.

У р о к 140. Различение не - ни

Ц е л ь у р о к а: за крепить сведения об употреблении и на писании ча ­ стиц не - ни; отработка умения различать и употреблять отрицатель­ ные частицы.

Работа п о р а з в и т и ю  р е ч и: конст руи рова ние предложений; опреде­ ление основной м ысл и высказы вания.

П о в т о р е н и е: на писа ние частицы не с различ ными частями речи.

1. Проверка домаш него задания.

11. За пись слов в слова ри к.


что ни кто ни куда ни где ни

сколько  ни


пиши ни в усилительных оборотах, имеющих обобща ющи й ха ра ктер, входящих в состав сложного  предложен ия


111. Придума йте предложени я с сочета ниям и где только не бывал, где ни бывал; кто не читал, кто ни читал; кто не смотрел,  кто  ни  смотрел.

IV. Объясн ительный дикта нт.

В сорок втором году, несмотря на жестокие обстрел ы Ленинграда, от­ крыли школу. В окнах не было ни одного стекла: они были выбиты при бомбежке. Одно окно было затянуто одеялом, и в класс едва проникал не­ ярки й свет. Ребята, не имеющие возможности ни обогреться, ни поесть досыта, выводили формулы, писали диктанты.

Ка к ни ста рались фашисты, они не смогли сломить духа ленинградцев.

(«Комсомольская  пра вда».)

V. Дикта нт «Прове рь себя».

Учител ь читает текст. Определ яется его основна я мысль. Школьн ики называ ют известные им словари, говорят об их назна ­ чен ии. Затем текст за писывается.


О СЛОВАРЯХ

Какую бы профессию в своей жизни вы ни избрали, словари во что бы то ни стало должны стать вашими постоянными помощниками. Ведь ни одна книга не несет в себе столько новых сведений, как словари. Они не только помогают пра вильно писать слова, определять их значение, проис­ хождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы, искусства. Словари не могут не оказать влияния на расширение ва шего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами.

А какие слова ри вам известны?

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 392; выучить слова из словарика.

У р о к 14 1. Различение не - ни

(продолжение темы)

Ц е л ь у р о к а: закрепление сведений об отрицательных частицах; формирование умения правильно писать не - ни.

Работа п о р а з в и т и ю  р е ч и: конструирование предложений. П о в т о р е н и е: написание не с различными частями речи.

1. Проверка домашнего задания с помощью дикта нта. В него включаются словосочетания из упр. 392, а также ряд слов из уче­ нического словарика, записанных на предыдущих уроках: во что бы то ни стало, как ни  в  чем  не  бывало, не раз  там  бывал, ни ра зу  не спросил, ни рыба  ни мясо, ни свет ни заря.

С любыми двумя словосочетаниями учащиеся должны приду­ мать и зап исать предложения.

11. Запишите предложения, объяснив, почему наличие союзов

а, но не обеспечивает  раздельного  написания   не.

1) Материал недорогой, но красивый. 2) Пруд неглубокий, а рыбный.

3) Река неширока я, но глубокая. 4) Книга небольшая, а интересная.

Приведите и запишите два примера, когда указанные союзы обеспечивают раздельное написание не с именами прилагательными.

111. Запишите предложения, объяснив написание не и ни.

1) Не раз говорил мне отец о своем желании поехать в город. 2) Я ни разу не был в горах. 3) Что бы вы ни делали, делайте добросовестно.

IV. Дикта нт «Проверь себя».

Где только не бывали наши спортсмены, завоевывая трудные медали победы! В каких только широтах не звучал наш гимн в честь победителей! Но сколько бы мы ни узнавали новых имен, имя неоднократной чемпион­ ки мира и Европы Ирины Родниной не может не вызывать у нас чувства уважения и восхищения. Никто другой не смог завоевать столько олимпий­ ских медалей. Сколько бы ни писали о ней журналисты, каждый раз хо­ чется узнать что-то новое из спортивной биографии Ирины. Не можем не верить, что скоро мы узнаем новых чемпионов фигурного катания, а сре­ ди них - воспитанников тренера Родниной.


 

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 391.


(Из газет.)


У р о к  142.  Приставка   не-   и частица   не













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: