Со слабослышащими обучающимися

Цель специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» со слабослышащими обучающимися является развитие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) речевого слуха, достаточно свободного слухозрительного восприятия устной речи, внятного, членораздельного и естественного произношения, способствующих устной коммуникации обучающихся в различных видах учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности.

Задачи специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» со слабослышащими обучающимися включают:

1. Развитие речевого слуха при использовании индивидуальных слуховых аппаратов (с учетом индивидуальных особенностей развития речевого слуха и слухопротезирования обучающегося):

- восприятие на слух текстов при предъявлении учителем / разными дикторами [9] голосом разговорной громкости, в разных акустических условиях – при увеличении расстояния от обучающегося, на фоне шума. неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, разговора двух и более собеседников, а также коротких монологических высказываний по телефону, в аудиозаписи и др.:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера при постепенном увеличении объема до 15 - 20 предложений, расширении лексического состава и усложнении грамматической структуры, а также коротких монологических высказываний разных стилей - раз­говорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного, а также разных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное, пор­третное);

диалогов и полилогов при постепенном увеличении объема до 15 - 20 предложений, расширении лексического состава и усложнении грамматической структуры, а также микродиалогов, представляющих типичные коммуникативно-речевые ситуации в различных видах учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

- распознавание [10] на слух фраз в разных акустических условиях – при предъявлении учителем / разными дикторами голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, на фоне шума, неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, разговора двух и более собеседников и др., а также при использовании аудиозаписи (женских, мужских и детских голосов), по телефону; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного стиля, и весьма длинных фраз разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

 при постепенном включении во фразу не только знакомых по значению слов, но и новых, незнакомых по значению;

- распознавание на слух слов и словосочетаний в разных акустических условиях – при предъявлении учителем / разными дикторами голосом разговорной громкости / шепотом при увеличении расстояния от обучающегося, на фоне шума, неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, разговора двух и более собеседников и др., а также при использовании аудиозаписи различных женских, мужских и детских голосов), по телефон; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

при постепенном включении, наряду со знакомыми по значению словами и словосочетаниями, незнакомых по значению;

- различение и опознавание на слух слов, близких по звучанию, в том числе, отличающихся несколькими звуками (например, банан – диван, заяц - палец), одним звуком - гласным (например, лужа – лыжи) или согласным (например, бочка – почка, мишка – миска, коза - коса) при постепенном увеличении выбора слов (например, бочка – почка - ночка – дочка – кочка - точка) и др.

- восприятие на слух речевого материала в разном темпе (нормальном, быстром и умеренно – медленном);

- восприятие на слух, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний), произносимых учителем голосом разговорной громкости;

- восприятие на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

2. Развитие речевого слуха (без слуховых аппаратов):

 - распознавание на слух речевого материала (фраз, слов, словосочетаний при усложнении лексического состава и грамматической структуры), при предъявлении учителем голосом разговорной громкости и шепотом, в том числе, при увеличении расстояния (в зависимости от состояния слуха каждого обучающегося и уровня развития речевого слуха); опознавание нового речевого материала в сочетании с уже знакомым материалом.

3. Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

- восприятие на слух текстов, при предъявлении учителем / разными дикторами голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне шума. неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, разговора двух и более собеседников, а также при просмотре видеозаписей и др.:

адаптированных и неадаптированных текстов монологического характера при постепенном увеличении объема до 15 - 20 предложений, расширении лексического состава и усложнения грамматической структуры, а также коротких монологических высказываний разных стилей - раз­говорного, научного, официально - делового, публицистического и художественного, а также разных функционально-смысловых типов - повествование, рассужде­ние, описание (бытовое, пейзажное, пор­третное);

диалогов и полилогов при постепенном увеличении объема до 15 - 20 предложений, расширении лексического состава и усложнении грамматической структуры, а также микродиалогов, представляющих типичные коммуникативно-речевые ситуации в различных видах учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

- распознавание фраз при предъявлении учителем / разными дикторами голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне шума, неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, разговора двух и более собеседников и др.; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

коротких фраз, преимущественно разговорного стиля, и весьма длинных фраз разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей (при постепенном увеличении их объема, усложнении лексического состава и грамматической структуры), включая изменение порядка слов во фразе;

 при постепенном включении во фразу не только знакомых по значению слов, но и новых, незнакомых по значению;

- распознавание слов и словосочетаний при предъявлении учителем / разными дикторами голосом разговорной громкости, в том числе, на фоне шума, неречевых звуков окружающего мира, включая музыку, разговора двух и более собеседников и др.; опознавание новых фраз в сочетании с уже знакомым материалом:

при изолированном предъявлении слов и словосочетаний,

при изменении местоположения слов и словосочетаний во фразе (коротком монологическом высказывании), 

при постепенном включении, наряду со знакомыми по значению словами и словосочетаниями, незнакомых по значению;

- восприятие, запись под диктовку и воспроизведение речевого материала (отдельных фраз, слов, словосочетаний, коротких монологических высказываний), произносимых учителем голосом разговорной громкости;

- восприятие отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок;

- восприятие речевого материала в разном темпе (нормальном, быстром и умеренно – медленном);

4. Развитие у обучающихся внятой, членораздельной и достаточно естественной речи (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами):

    воспроизведение отработанного речевого материала в нормальном темпе, внятно и естественно, реализуя произносительные возможности (в том числе, правильное пользование речевым дыханием, нормальное звучание голоса с необходимыми модуляциями по силе (с учетом расстояния от собеседника, требований соблюдения тишины и др.) и по высоте, соблюдение звуковой и ритмико – интонационной структуры речи, орфоэпических норм;

    в самостоятельной устной речи и при чтении реализация сформированных произносительных умений;

    при необходимости, проведение целенаправленной работы по коррекции нарушений произношения, постановке и закреплению в речи новых звуков;

    развитие самоконтроля произносительной стороны речи.

5. Развитие у обучающихся личностных универсальных учебных действий:

      реализация в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, связанной с устной коммуникацией, принятых в обществе морально - нравственных ценностей;

    включение в систему собственных жизненных ценностей и планов свободное владение устной речью, навыками устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами);

    устойчивая мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи;

    понимание значения пользования индивидуальными слуховыми аппаратами для получения образования, социальной адаптации;

    готовность к расширение социальных контактов, взаимодействию со взрослыми и детьми, включая сверстников, на основе устной коммуникации;

    устойчивый интерес к получению и применению информации о средствах и способах слухопротезирования, других сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях;

    понимание причин успеха или неуспеха при овладении восприятием и воспроизведением устной речи, способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

6. Развитие регулятивных универсальных учебных действий:

принятие / самостоятельное определение и достижение цели и задач овладения восприятием и воспроизведением устной речи на каждом этапе обучения;

готовность к оцениванию речевых действий (собственных и одноклассников и др.), к осуществлению самоконтроля собственных речевых действий, внесению соответствующих коррективов в их выполнение.

7. Развитие познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельное применение при овладении восприятием и воспроизведением устной речи учебной информации, в том числе, описания правильной артикуляции звуков, пользование профилями артикуляции звуков;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации в соответствии с коммуникативными и учебно - познавательными задачам и ее применение;

 осуществление проектной деятельности, связанной с реализацией возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, в том числе, при использовании ИКТ, презентация ее результатов в устных выступлениях;

осуществление поиска и анализа информации, в том числе, на основе применения ИКТ, о сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях, используемых для овладения восприятием и воспроизведением устной речи, при устной коммуникации.

8. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

   реализация сформированных умений восприятия и воспроизведения устной речи при коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности; использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (выражения лица, позы, пластики), способствующих достижению понимания речи друг друга собеседниками; 

   выражение собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных и грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной ситуацией, предложенной темой, воспринятому тексту, по иллюстрации / серии иллюстраций (в том числе, с опорой на самостоятельно составленный план, компьютерную презентацию, самостоятельно выделенные основные по смыслу слова и словосочетания и др.); 

   активное участие в устной коммуникации при обсуждении темы (события, поступков и др.) с высказыванием собственного аргументированного мнения, в том числе, с приведением доказательств (при опоре на жизненный опыт, события и поступки героев литературных произведений / кинофильмов и др.), с высказыванием суждений рефлексивного характера, с приведением цитат из воспринятого текста;

   критичное отношение к собственному мнению, толерантное отношение к мнению собеседников, стремление достичь взаимопонимания, обеспечить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;

   понимание смысла воспринятого текста; ответы на вопросы по воспринятому тексту; пересказ текста (полно и кратко); участие в диалоге (полилоге) по тексту с высказыванием аргументированного мнения; устное выступление (в том числе, с использованием компьютерной презентации) по теме текста;

   выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное уточнение информации у собеседника с помощью вопросов.

На обязательных специальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» в едином педагогическом процессе объединяется коррекционно - развивающая работа, направленная на реализацию задач развития у обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи, развития универсальных учебных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: