Болото. 1660-ее. Холст, масло. 72,5х99. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Фантастический характер мотив приобретает благодаря старым мощным деревьям. Первоначальное ощущение заброшенности уголка нарушается: при внимательном рассмотрении обнаруживается фигура человека.

 

Живопись Голландии оказала огромное влиянии на развитие европейской живописи портретного, бытового, пейзажного жанров и натюрморта.

 

ЖИВОПИСЬ ИСПАНИИ 17 ВЕКА

 

 

I.          Исторические условия.

        В первой половине 16 века Испания обладает политической и экономической силой:

· сильный флот;

· колонии в Америке;

· контроль над торговыми путями в Атлантике;

· приток золота.

Но власти (испанская монархия, феодальная аристократия) ведут реакционную политику:

· войны;

· буржуазия не поддерживается;

· сохраняется цеховой способ производства (т.е. происходит консервация феодальной системы);

· сильна католическая церковь, которая поддерживает отжившее.

В социуме как следствие самыми популярными фигурами в это время считаются монах, солдат и бродяга.

Результатом вышеперечисленного становится обнищание народа,

                                                                                 кризис экономики;

                                                                                 политический крах.

                               

II. Особенности художественной школы.

1. Расцвет испанской живописи в первой половине 17 века.

2. Заказчики – король, феодальная аристократия и католическая церковь.

3. Сильное влияние церкви.

4. Жанры, получившие развитие: религиозная картина;

                                                      парадный портрет;

                                                      бытовой жанр;

                                                      натюрморт.

5. Реализм – ведущее направление.

6. Героизация обыденного.

7. Народность.

8. Центрами искусства являются Валенсия, Севилья.

9. Влияние караваджизма.

 

 

III. Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660).

      Крупнейший мастер испанской и мировой живописи, колорист, мастер психологического портрета, реалист.

Родился в городе Севилья в семье обедневшего идальго (дворянина), старший из девяти детей. Учился у Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко с 1609 по 1617 год.

В 1617 году принят в гильдию живописцев, а в следующем году женится на Хуане Миранде, дочери Ф.Пачеко.

Дама с веером. 1635-1640. Холст, масло. 95х70. Собрание Уоллес, Лондон.

 

Ранние работы.

Выполнены в жанре бодегонес (от слова «бодегон» – трактир).

Завтрак. 1618.  Холст, масло. 108,5х102. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      На стене повешены шляпа и воротник, которые снимались перед едой.

Три музыканта.1616-1620. Холст, масло. 88х111. Картинная галерея старых мастеров, Берлин.

Старая кухарка. 1618. Холст, масло. 100х128. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Продавец воды в Севилье. 1622. Музей Веллингтона, Лондон.

      Тщательная проработка первого и второго планов, фигура на третьем плане дана эскизно – таким образом выделено главное. Инжир на дне бокала – эротический символ, продавец предлагает испить юноше «чашу любви».

Картины бытового жанра исполнены в духе караваджизма:

· полуфигурные композиции на бытовые сюжеты;

· простонародные персонажи;

· натюрморт на первом плане;

· резкий контраст света и тени;

· тщательная передача материальности.

Во всех работах изображен крестьянский мальчик, который работал у художника моделью.

 

 В 1623 году при содействии своего учителя и тестя становится придворным художником Филиппа IV. Исполняет при дворе многочисленные функции кроме основной должности (гофмейстер королевского двора, гардеробмейстер, администратор королевского двора).

 

Мифологические картины.

Художник выполнял многочисленные заказы короля на создание картин для украшения залов дворца, в том числе на мифологические темы.

 

Вакх (Пьяницы). 1628-1629. 165х225. Прадо, Мадрид.

В картине сопоставляются образы древнеримского бога виноградарства и виноделия Вакха и крестьян. Изображено посвящение в служители Вакха.
Кузница Вулкана. 1630. 223х290. Прадо, Мадрид.


Распятие. 1632. 248х169. Прадо, Мадрид.

Портреты короля.

Король обладал специфической внешностью, характерной для династии Габсбургов, где распространены были близкородственные браки. Но в портретах короля Веласкес не идеализирует модель. Король ценил своего художника.

Филипп IV. 1626-1628. 57х44. Прадо, Мадрид.

Филипп IV. 1623-1627. 198х101,5. Прадо, Мадрид.

Конный портрет Филиппа IV. 1628-1635. 303х317. Прадо, Мадрид.

Портрет Филиппа IV в армейском мундире. 1644. 133х95. Коллекция Фрик, Нью-Йорк.

Портреты членов королевской семьи.

Конный портрет инфанта Балтазара Карлоса. 1635. 211,5х177. Прадо, Мадрид.

   В портрете маленького мальчика повторена схема официального конного портрета. Малыш сидит на пони (или чучеле пони?), серьезно изображая полководца. Лицо написано достаточно общо.

Инфанта Маргарита в синем. 1659. Музей истории искусств, Вена.

      Принцессе 8 лет.

Портреты знати.

Дон Гаспар де Гусман, граф-герцог Оливарес. Ок. 1635. 127,6х104,1. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Портрет папы Иннокентия X. Ок. 1650. Холст, масло. 141х119.Галерея Дориа-Памфили, Рим.

      «Слишком правдиво» - так по легенде оценил портрет папа. Сильное волевое жестокое начало - отнюдь не христианское – выражено в образе папы. До конца 20-х годов 20 века в Эрмитаже хранился этюд Веласкеса к этому портрету (ныне – Музей Веллингтона, Лондон).

Портреты шутов.

Шут Дон Диего де Аседо (Эль Примо). 1644. 107х82. Прадо, Мадрид.

Шут Дон Себастьян де Морра. 1643-1649. 106,5х82,5. Прадо, Мадрид.

Первая историческая картина в испанской живописи.

Сдача Бреды. 1635. 307х367. Прадо, Мадрид.

      Бреда – нидерландская крепость, ключи от которой сдает Юстин Насаусский предводителю испанцев Амбросио Спиноле. Испанцы называют картину «Копья» - именно в лесе копий выражена победа испанского оружия. Художник много внимания уделил изображению пейзажа с дымами пожарищ. Первый теплый план контрастирует с дальним холодным планом.

 

Венера с зеркалом (Венера Рокби). 1647-1651. Холст, масло. 122х187. Национальная галерея, Лондон.

      Нехарактерный для католической Испании сюжет, т.к. инквизиция запрещала изображать обнаженное женское тело. Есть предположения о заказчике, о том, что изображена его возлюбленная-танцовщица, и чтобы женщина не понесла наказания, она повернута спиной к зрителю и отражение ее лица в зеркале неясно. Картина является продолжением темы обнаженной женской натуры, начатой венецианцами (Джорджоне, Тициан). Веласкес дает свою интерпретацию в соответствии с испанским представлением о женской красоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: