Групповой портрет офицеров роты святого Андриана. 1633

     Впервые в групповых портретах художник вводит бытовой мотив (иногда эти портреты называют банкетами, т.к. на обеих картинах изображен стол, вокруг которого собрались присутствующие). И хотя на лицах не читается то бесшабашное веселье, которыми отличаются другие портреты, общее оживление передается позами и жестами изображенных, яркими цветовыми пятнами, общей динамикой. Фигуры объединены композиционно, психологической связи между ними нет.

Портреты-типы.

Цыганка. Ок. 1630. Лувр, Париж.

Веселый собутыльник.

Шут с лютней. 1620-1625.

Малле Баббе. Нач. 1630-х. 75х64. Картинная галерея Государственных музеев, Берлин.

      Изображена содержательница кабачка. «Малле» в переводе с голландского – сумасшедшая.

С 40-х годов характер портретов меняется. Безудержное веселье уходит, очень сдержанной становится цветовая гамма, портреты становятся более тонкими по психологическим характеристикам.

Портрет молодого человека с перчаткой в руке. Ок. 1650. Холст, масло. 80х66,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Потрет мужчины. 1650-1653. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Регентши гарлемского приюта для престарелых. 1644. Музей Франса Хальса, Гарлем.

      Портрет отличается яркими изобличительными характеристиками.

 

Творчество Ф.Хальса оказало значительное влияние на развитие голландского портрета.

VI. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).

Крупнейший мастер-реалист.

 

Родился в Лейдене, в семье мельника. Семья католическая. Учился в латинской школе, в1620 году поступил в Лейденский университет, но не закончил его. Учился живописи у Якоба Сваненбурга (три года) и Питера Ластмана (полгода в Амстердаме).

 

Концерт (Аллегория музыки). 1626. 63х48. Рейксмузеум, Амстердам.

      Картина выполнена под влиянием Питера Ластмана: типы лиц, пестрота в цвете. Влияние караваджизма: тема, композиционное построение, освещение.

 

В 1632 году Рембрандт переезжает в Амстердам. Заводит мастерскую, постепенно приобретает популярность. Женится на представительнице богатой бюргерской семьи Саскии ван Эйленбурх (1634). Материальный достаток позволяет ему заниматься коллекционированием картин, гравюр и предметов декоративно-прикладного искусства.

 

Урок анатомии доктора Тюльпа. 1632. Холст, масло. 162,5х216,5. 169х216. Маурицхёйс, Гаага.

      Идет по стопам Ф.Хальса, изображая портретируемых во время занятия по анатомии. Но портрет сохраняет условность композиции: персонажи слева намеренно повернуты к зрителю в профиль, фигуры в глубине смотрят также на зрителя.

 

Портрет Саскии в образе Флоры. 1634. Холст, масло. 125х101. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

       Образ жены узнаваем во многих картинах художника на мифологические и библейские темы.

 

Автопортрет с Саскией на коленях. 1636. Холст, масло. 161х131. Галерея старых мастеров, Дрезден.

       Есть мнение, что в этой картине художник изобразил блудного сына, проматывающего наследство: разное настроение Рембрандта и Саскии (Саския в образе падшей женщины);

                доска на стене – на таких в тавернах писали меню;

                павлин – символ самовлюбленности, самодовольства.

Картина выполнена в стиле барокко, т. е. построена по диагонали, в ней контраст теплых и холодных цветов, света и тени; вертикальный формат.

      Картины этого периода выполнены с использованием отношений теплых и холодных цветов, тщательны в передаче фактуры.

Картины на библейские сюжеты.

Давид и Урия. (Аман узнает свою судьбу). 1665. Холст, масло. 127х117. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      При отсутствии конкретного действия художник сосредоточился на психологическом состоянии персонажей, раскрывающем суть взаимоотношений между ними. Давид, увидев купающуюся Вирсавию, жену Урии, возжелал ее. Урию он задумывает удалить на войну на верную гибель.

Артаксеркс, Аман и Эсфирь. 1660. Холст, масло. 74х65. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

      Эсфирь открывает перед Артаксерксом (в Библии Ассур) замысел Амана истребить иудейский народ, к которому принадлежит и она.

Прощание Давида и Ионафана. 1642. Холст, масло. 73х61. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Автобиографический характер картины: автопортретные черты Давида, женственность юношеской фигуры, образно передающие прощание мастера с женой.

В этих, как и во многих других работах, художник уходит от иллюзорности в изображении, например, тканей, давая общее представление об их качестве за счет мазков краски.

 

Даная. 1636. Холст, масло. 185х203. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Дочь царя Акрисия была помещена в заточение им, чтобы избежать предсказания, по которому Акрисий должен был умереть от руки сына Данаи. Но в соответствии с представлениями древних греков о роке, предсказание сбылось: Зевс пленился Данаей и проник к ней в виде золотого дождя. Но эту тему в отличие от Тициана Рембрандт решает по-своему. Жест руки Данаи – жест ожидания, служанка прислушивается, т.е. первое явление Зевса уже было. Но плачущий Амур со скованными руками (хорошо освещенный, хотя должен был находиться в глубокой тени) – это или ушедшая любовь, или недоступная любовь.

В 1885 году на картину было совершено покушение: посетитель вылил на нее кислоту. Десять лет картина была на реставрации. Была смыта драпировка на ногах Данаи.

 

Ночной дозор. 1642. Холст, масло. 363х437. Рейксмузеум, Амстердам.

      Название условно. Портрет решен как бытовая сцена, не все фигуры достаточно хорошо видны, что не понравилось заказчикам. Девочка напоминает Саскию. В процессе существования картина была обрезана.

 

После смерти жены положение художника становится более сложным: имущество уходит с молотка в счет уплаты долга за дом (1656-1658). Второй невенчанной женой его становится Хендрикье Стоффельс (по завещанию жены в случае женитьбы Рембрандт терял право опекунства над единственным сыном Титусом).

 

Портрет Титуса. 1658. 68х57. Коллекция Уоллес, Лондон.

Портрет Хендрикье Стоффельс у окна. 1656-1657. 86х65. Государственный музей, Берлин.

Обручальное кольцо висит на шнурке на груди женщины. Черты Хендрикье можно узнать во многих работах художника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: