Биография К.Д.Воробьева

Родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Медведенского района курской губернии. Его отец Дмитрий Матвеевич Воробьев в 1916 году ушел на войну, попал в плен, и 5 лет от него не было вестей. В этот период у Марины Ивановны родился сын (Письменов). Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. С 1935 года – селькор районной газеты, увлекался историей. В октябре 1938 года призван на действительную службу в Красную Армию, с декабря 1940 года – литературный редактор газеты Военной Академии им. М.В. Фрунзе, откуда получил направление на учебу в Кремлевское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 года попал на фронт, в декабре под Клином – в плен. Рота была почти полностью уничтожена.

Об этом рассказал в повестях «Это мы, господи!» и «Убиты под Москвой».

Умер К.Д. Воробьев 2 марта 1975 года.

 

Повесть «Убиты под Москвой» вышла в 1963 г. Её главный герой – младший лейтенант Алексей Ястребов, во многом автобиографичен. Всего пять дней, проведенных на фронте, меняют его, заставляют мужать и взрослеть. События, описанные в повести, происходят в ноябре 1941 г. В Подмосковье. Рота кремлевских курсантов (240 человек и все одного роста 183 см). Ни один из них еще не участвовал в боях. И представление их о фронте весьма далеки от реальности.

Алексей Ястребов командует четвертым взводом. Для него идеалом командира является капитан Рюмин, подтянутый, преподаватель их училище. Сам Алексей только две недели назад получил звание лейтенанта. Все для него происходит в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной охватке враг, первый бой и первый безумный животный страх перед смертью; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый один на один – бой с фашистским танком.

Эти эпизоды, как ступеньки, по которым Константин Воробьев крупными шагами ведет своего героя Алексея Ястребова к тому моменту, когда он почувствует себя не просто повзрослевшим, но солдатом и гражданином, ответственным «за собственную судьбу «и за судьбу Родины.

В финале повести, оставшись один из всей роты, полуопущенный, измученный. Ястребов все же не сломлен духом, он стремится выйти из окружения к своим, он верит в победу.

Биография В.В.Быкова

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».

Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 году были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы: на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Демобилизовался в 1955 году, жил в Гродно (Белоруссия).

В 1949 г. В «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведет с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 году на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий народа». Уже в ранних повестях «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших благословение А. Твардовского, отчетливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.

Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называется лейтенантская проза). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства – с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970), «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (обе в 1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976) и др.

В произведениях 80-90х годов (повести «Знак беды» - 1982, «Карьер» - 1986, «Облава» - 1990, «Стужа» - 1993) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.

По словам Ч. Айтматова, «судьба сберегла Быкова для того, чтобы он жил и писал от имени целого поколения».

Умер 22 июня 2003 года в Минске.

 

Повесть В. Быкова «Знак беды» - произведение историческое, вместившее в себя события военной поры, героические страницы белорусского народа, а более всего раскрывающего проблему исторической памяти.

Выступления учащихся

В центре внимания автора Петрок и Степанида Богатьки, жители небольшого белорусского хутора, уже старые люди, занятые мирным трудом и менее всего помышляющие о войне. Приход немцев, нарушивший устоявшиеся привычки и обычаи хуторян, жестокость со стороны полицаев, «своих же», местных жителей, события ранней истории 20 – 30-е годы, которые своеобразно вплетаются в биографии героев.

Одна из важных тем быковского творчества – тема ответственности – представлена в «Знаке беды» новой гранью: в повести предстают не только события войны, ее трагедии и конфликты, но и более ранние этапы истории и между ними устанавливается связь. Действие в повести разворачивается в первые месяцы фашистской оккупации. Задача автора – показать течение жизни, уготованные временем испытания, которые не проходят для них бесследно. Обширное временное пространство потребовалось писателю еще и для того, чтобы выявить одну из главных идей повести, которая могла обнаружить себя лишь в длинной череде событий.

Первые главы повествуют о том, что среди хуторян появились те, кто готов служить новой власти. Это Гуж, Колонденок, Антось Недосека. У них свои «счеты» с яхимовцами. Именно поэтому автор рассказывает об эпохе коллективизации, времени, когда создавались колхозы, и эти эпизоды проливают свет на будущее полицаев Гужа и Колонденка. Нравственная неустойчивость и бесхребетность Недосеки приводят его к измене. Вполне справедливо возникает вопрос: «Почему одни от природы слепы ко всякому проблеску человечности, заботятся лишь о себе, дальше своего корыта им не дано видеть», а другие сжигают себя на костре?

Петрок и Степанида прожили долгую жизнь – да еще какую! – горестями и испытаниями судьба их не обделила. Всю жизнь Степанида провела в деревне, вместе с Петроком батрачила в имении пана Яхимовского, а потом на своих двух десятинах земли. Всем своим существом она принимает новое в жизни деревни, одна из первых вступает в колхоз и первая же протестует против перегибов: выступает против раскулачивания середняков, пытается спасти несправедливо оклеветанного председателя колхоза. А когда не может сама ехать в город, посылает туда мужа: «Сколько лет батрачила она у пана Жулеги и строго шляхтича Яхимовского, трудилась на чужой земле, потому как своей не имела! Кто хоть раз попробовал хлеба из милости, из чужих рук, тот до конца своих дней не забудет, что такое чужая земля».

«Кажется, она вынесла отпущенное ей сполна, пережила свою судьбу. Хотя вроде бы еще и не жила на этом трудном, богом созданном свете. Все собиралась, откладывала на потом, потому что долгие годы были словно подступом, подготовкой к лучшему будущему. Жить было трудно, и думалось: только бы поставить на ноги детей. Но вот выросли дети, да тут война».

На счастье или на беду, она знала, в чем ее хватит с избытком, от чего она не отречется хотя бы на краю погибели». Вот уже кого судьба в самом деле, по известной поэтической формуле А. Твардовского, «не обошла тридцатым годом. И сорок пятым. И иным…» Писатель поведал думу о жизни людей, которые испили горькую чашу унижения, неволи и не смирились с ней.

Домашнее задание: сделать план-конспект материала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: