Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с.
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.
№ п/п | Дата | № урока в теме | Наименование раздела, тем, уроков | К-во ч. на изуч. темы | Д / з | Примечания | |
план | факт | ||||||
Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с. (далее ИРК) | |||||||
Тема: Путешествие в страну «История» | 10 | ||||||
1 | 1. | История - наука о прошлом человечества История - наука о прошлом человечества. История Донбасса – составная часть мировой истории.Краеведение – наука о родном крае. Как работают историки. Выдающиеся краеведы Донецкого края. Исторические факты и их виды. Историческое событие и исторические явления. | 1 | изучить § 1 (с.6-8), & 2, подготовить устный рассказ об одном из краеведов | |||
2 | 2 | Исторические источники Что такое исторические источники. Виды исторических источников. Архивы, музеи, библиотеки. Исторические документы. Музеи родного края и их роль в изучении истории (краеведческий музей; музей истории Великой Отечественной войны; художественный музей; исторический музей; этнографический музей; школьный музей). Музеи моего города (поселка). | 1 | изучить § 1 (с.8-9), & 6 и § 7, выполнить задания 2 и 3 с.10 | |||
3 | 3 | Хронология – наука о времени Чем занимается хронология. Летоисчисление. Линия (лента) времени. Счет лет в истории. История календаря. Как решать хронологические задачи. | 1 | изучить § 3, рассмотреть образцы исторических задач с.20, выполнить задание 5 с.21 | |||
4 | 4 | Помощники историиАрхеология. Археологические раскопки. Знамя, флаг, герб как исторические источники. Правила создания гербов. «Песнь во славу Отечества». Монеты и печати как свидетели прошлого. | 1 | изучить § 5 и & 8, придумать и нарисовать герб своей семьи | |||
5 | 5 | Наука о народах. Живое слово историиЭтнография. Одежда и жилища как исторические источники. Мифы сказания легенды. Фольклорные сокровища родного края. Обычаи и традиции народа Донбасса. | 1 | изучить § 10 | |||
6 | 6 | Прошлое на карте Способы отображения пространства. Историческая карта и ее легенда. История на плане. Особенности работы с контурными картами. | 1 | изучить § 4, проработать памятки на с.26 | |||
7 | 7 | История в именах и названиях Генеалогия. Имя, отчество, фамилия человека как исторический источник. Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы. | 1 | изучить § 9, подготовить рассказ о названии своей улицы | |||
8 | 8 | Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как исторические источникиИзучение истории с помощью репродукций картин. Фотографии, карикатуры и плакаты – как исторические источники. Кино – «реставратор» событий прошлого. | 1 | изучить § 11, ответить на вопросы к § | |||
9 | 9 | Как изучать историюИзучение истории в школе. Учебник по истории – источник знаний. Что изучает история Древнего мира? Понятие «Первобытность» и «Древний мир». | 1 | изучить с.6-8 | Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с. | ||
10 | 10 | Итоговый урок | 1 | Повторить материал | |||
Тема: Жизнь первобытных людей | 7 | ||||||
11- | 1- | Древнейшие люди Периоды истории человечества. Основные теории происхождения человека. Древнейшие предки человека. Облик древнейших людей. | изучить § 1 и с.13-15, выписать новые термины в исторический словарь, | ||||
12 | 2 | Орудия труда и занятия древнейших людей. Овладение огнем. Древнейшие стоянки человека на территории Европы, России и Донбасса. | § 2 подготовить устные сообщения об открытиях первобытных людей | ||||
13 | 3 | Изменения в жизни человека Изменения в жизни человека. Изобретение лука и стрел. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Донецкий край в эпоху мезолита. | изучить §2, с.15-16, нарисовать рисунок «Как я представляю себе первобытного человека» по конспекту изучить «Донецкий край в эпоху мезолита» | ||||
14 | 4 | Зарождение земледелия скотоводства и ремесла Изобретение новых орудий труда. Неолитическая революция. Появление ремесла. Использование металлов. Переход к соседской общине. Выделение знати. | изучить §4, с.21-25 и§5, с.25-29; выписать в словарь понятия и термины | ||||
15 | 5 | Древняя история Донбасса Археологические культуры эпохи неолита в Донбассе. Мариупольский могильник. Исследования В.А. Городцова. | изучить § 4 ИРК и записи в конспекте, подготовить устные рассказы об археологических на территории края | ||||
16 | 6 | Возникновение искусства и религиозных верований Знания первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Духи, идолы, жертвы. Быт первобытного человека. | изучить §3 и п.5§4, устно ответить на вопросы на с.20, выписать в словарь новые слова | ||||
17 | 7 | Итоговый урок | повторить тему | ||||
Раздел «Древний Восток». Тема: Древний Египет | 8 | ||||||
18 | 1 | Государство на берегах Нила Понятие «Древний Восток». Первые очаги цивилизаций. Природно-географические условия Египта. Ирригационная система. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э. | изучить §6, поработать с картой на с.33, отв. на вопросы с.37 | ||||
19 | 2 | Общество и хозяйство Древнего Египта Занятия населения. Повседневная жизнь земледельцев и ремесленников. Писцы и вельможи. | изучить §7, 8, прочитать документ (с.45), ответить на вопросы к нему | ||||
20- | 3- | Военные походы фараонов Фараон - правитель Египта. Войско фараона. | изучить §9, поработать с картой с.47, выполнить задания на к/к, | ||||
21 | 4 | Военные походы фараонов Военные походы фараонов. | изучить §9 подготовить сообщение «Военные походы Тутмоса 3» | ||||
22 | 5 | Религия древних египтян Боги и жрецы. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. | изучить §10, прочитать и пересказать один из древнеегипетских мифов, выписать и коротко охарактеризовать главных богов | ||||
23 | 6 | Религия древних египтян Мумификация. Обожествление фараона. Реформа Эхнатона. | |||||
24 | 7 | Культура Древнего Египта Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Письменность и научные знания древних египтян. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человечества. | изучить §11-12, подготовить сообщения на выбор: - о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса; о строительстве египетских пирамид | ||||
25 | 8 | Итоговый урок | повторить тему | ||||
Тема: Западная Азия в древности. Начало эпохи кочевников | 9 | ||||||
26 | 1 | Древнее Двуречье Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Древний Аккад. Клинопись. Сказания о героях и богах. | изучить §13, проработать карту на с.33, документ на с.69, сравнить природные условия Египта и Междуречья | ||||
27 | 2 | Хаммурапи и его законы Города-государства Междуречья. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. | изучить §14, ознакомиться с выдержкой из законов Хаммурапи на с.72, дать им оценку | ||||
28 | 3 | Финикия. Финикийские города-государства.Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Основание колоний. | изучить §15, подготовить устный рассказ об изобретениях финикийцев | ||||
29-30 | 4-5 | Древнееврейское царство Древняя Палестина. Ветхозаветные сказания. Моисей и его заповеди. Войны евреев в Палестине. Знаменитые правители древнееврейского царства: Саул, Давид, Соломон. | изучить §16,, мифы Ветхого Завета, дать устную характеристику первым древнееврейским царям, | ||||
§17 подготовить рассказ о Иерусалиме | |||||||
31 | 6 | Ассирийская держава Образование ассирийского государства. Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы. Ниневия — столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанипала. Падение Ассирии. | изучить §18 и карту на с.86, подготовить сообщения (на выбор) «Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы» или «Ниневия — столица Ассирийской державы» | ||||
32 | 7 | Персидская держава Великие царства Западной Азии. Завоевательные походы Кира Великого. Персидская держава при Дарии I. | изучить§19 и карту на с.91, выполнить задания на к/к, подготовить сообщения о персидских царях Кире и Дарии | ||||
33 | 8 | Киммерийско-скифский период в истории Донецкого края Происхождение, занятия, культура киммерийцев. Киммерийские памятники на территории Донбасса. Скифы: расселение, занятие, духовный мир. Скифо-персидские войны. Великая Скифия. Материальная культура, быт и искусство скифов. Скифские курганы Донбасса. Своеобразие скифской культуры. | изучить опорный конспект по рассказу учителя, подготовить сообщения о занятиях и традициях киммерийцев и скифов, назвать памятники скифской культуры в Донбассе | ||||
34 | 9 | Итоговый урок | повторить тему | ||||
Тема: Индия и Китай в древности | 5 | ||||||
35 | 1 | Природа и население Древней Индии Древнейшие цивилизации в долинах Инда и Ганга (Мохенджо-Даро, Хараппа). Природные условия и население Древней Индии. Держава Маурьев. | изучить§20 и карту на с.96, закончить составление сравнительной таблицы рек Инд и Ганг, проанализировать легенды на с.98,99 | ||||
36 | 2 | Древнеиндийское общество Религиозные верования, легенды и сказания. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Кастовое устройство общества. Брахманы, воины и земледельцы. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. | изучить§21, составить таблицу с характеристикой индийских каст, подготовить рассказ о Будде и буддизме, по вариантам найти в дополнительных источниках информацию о брахманизме и индуизме | ||||
37 | 3 | Древний Китай Географическое положение, природа и население древнего Китая. Учение Конфуция. | изучить §22 и карту на с.106, сравнить две китайские реки, ознакомиться с учением Конфуция и выписать высказывания Конфуция | ||||
38 | 4 | Империя Цинь в Китае Объединение Китая. Империя Цинь. Великая Китайская стена. Великий шелковый путь. Империя Хань. Изобретения и открытия древних китайцев. | изучить §23,составить исторический портрет Цинь Шихуанди, заполнить таблицу «10 важнейших открытий древних китайцев», подготовить по 5 вопросов к итоговому игровому уроку | ||||
39 | 5 | Итоговый урок | повторить тему | ||||
Раздел: Древняя Греция и эллинистический мир. Тема: Древнейшая Греция | 4 | ||||||
40 | 1 | Древнейшая Греция. Понятие «Античность». Хронология и карта античного мира. Природа и население Древней Греции. Древнейшие государства (Крит, Микены). Дорийское завоевание. | изучить §24; проработать карты с.115 и 117, изучить легенды об основании Афин и о Троянской войны | ||||
41 | 2 | Религия древних греков. Древнегреческая мифология. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Миф о начале Троянской войны. | изучить §25и уметь пересказывать и комментировать мифы о Тесее и Минотавре; о Дедале и Икаре; о начале Троянской войны, | ||||
42 | 3 | Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях (миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, мифы о Геракле.) | §28 составить список главных греческих богов, выписать в конспект крылатые выражения | ||||
43 | 4 | Поэмы Гомера. Гомер. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятники истории и литературы. Герои поэм Гомера в событиях Троянской войны (Ахилл, Гектор, Одиссей). | изучить §26 и 27, ознакомиться с мифами, уметь их пересказывать. Подготовить рассказ или рисунок о героях поэм Гомера | ||||
Тема: Полисы Греции | 6 | ||||||
44 | 1 | Афинский полис Население древней Аттики, его жизнь и занятия. Знать и демос в Афинах. Зарождение демократии: реформы Солона. | изучить §29 и 30, карту на с.140, дать оценку законам Драконта и реформам Солона | ||||
45 | 2 | Древняя Спарта Завоеватели-спартанцы и илоты. Особенности государственного устройства Спарты. Спартанское воспитание. | изучить §31, привести примеры лаконичных выражений, объяснить их смысл, охарактеризовать особенности государственного устройства Спарты и спартанское воспитание. | ||||
46 | 3 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Великая греческая колонизация: причины, направления и последствия. Колонии и метрополии. Античные города - государства в Северном Причерноморье и в Крыму. Центры античной цивилизации (Боспорское царство, Ольвия, Херсонес). | изучить §32, карту на с.151, заполнить к/к, | ||||
47 | 4 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Общественная, хозяйственная и духовная жизнь в греческих колониях. Взаимоотношения греческих полисов со скифами. | составить конспект по рассказу учителя | ||||
48 | 5 | Греко-персидские войны Причины, участники, герои греко-персидских войн. Крупнейшие сражения: Марафонская битва, битва в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение, битва при Платеях. Итоги и последствия греко-персидских войн. Афинский морской союз. | изучить §34-35, выписать причины греко-персидских войн, давать характеристику крупнейшим сражениям и их героям, сформулировать итоги и последствия войн., работать с картами | ||||
49 | 6 | Итоговый урок | |||||
Тема: Расцвет афинской демократии и культуры | 7 | ||||||
50 | 1 | Афины – центр ремесла и торговли Афины – центр ремесла и торговли. Главный порт Пирей. Граждане Афин. Рабство в Афинах. | изучить §36-37, составить рассказ, описывающий рисунок на с.173, работать с картой с.172,173 | ||||
51 | 2 | Расцвет афинской демократии при Перикле Народное собрание Афин. Государственная служба. Афины при Перикле. | изучить §40, ознакомиться с документами на с.194-195, составить устную характеристику Периклу и его друзьям, дать оценку их деятельности | ||||
52 | 3 | В городе богини Афины В городе богини Афины. Керамик. Агора. Акрополь. | изучить § 37 и; нарисовать рисунок «Путешествие древними Афинами, сообщение об одном из храмов Акрополя (по желанию) | ||||
53 | 4 | В городе богини Афины Афинские школы и гимнасии. Ораторское искусство. | § 38составить рассказ от имени ученика афинской школы, | ||||
54 | 5 | Литература и театр в древней Греции Геродот – «отец истории». Рождение древнегреческого театра и его устройство. Театральные представления. Трагедии и комедии.Памятники античной литературы. | изучить § 39, выписать новые понятия и термины в исторический словарь, составить описание древнегреческого театра, подготовить сообщение о Геродоте | ||||
55 | 6 | Олимпийские игры Олимпийские игры.Подготовка, олимпийское пятиборье. Атлеты и победители олимпийских игр. | изучить §33, подготовить с помощью интернет ресурсов 10 интересных фактов об олимпийских играх, написать эссе на тему «Я участник Олимпиады в Древней Греции» или рассказ «Знаменитые олимпионики древности» | ||||
56 | 7 | Жизнь и быт в Древней Греции Повседневная жизнь древних греков. Обычаи и традиции. Семья и брак, воспитание детей. | Подготовить сообщение используя рассказ учителя, а также дополнительные источники информации | ||||
Тема: Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 5 | ||||||
57 | 1 | Покорение Греции Македонией Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Битва при Херонее и ее последствия. | изучить §41, дать характеристику Филиппу Македонскому; выписать главные достижения македонской армии, проанализировать ход битвы при Херонее | ||||
58- | 2- | Создание империи Александра Македонского Александр Македонский. Победа на Гранике. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию.. | изучить § 42, ознакомиться с картой на с.204, с помощью которой выполнить задание на к/к; определить причины (записать в тетрадь) гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского | ||||
59 | 3 | Создание империи Александра Македонского Держава Александра Македонского и ее распад | изучить § 42 составить исторический портрет(характеристику) Александра Македонского | ||||
60 | 4 | Эллинистический мир Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед). | изучить § 43, подготовить рассказ о вкладе культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед). Подготовить кроссворд к итоговому уроку | ||||
61 | 5 | Итоговый урок | повторить §33, 36-43- | ||||
Раздел: Древний Рим. Тема: Римская республика | 7 | ||||||
62 | 1 | Ранний Рим Природа и население древней Италии. Этруски. Легенда об основании Рима. Город Рим и его жители. Патриции и плебеи Управление Римом в эпоху царей. | изучить §44 и карту с.213, уметь пересказывать легенду об основании Рима и др.древнеримские легенды, выписать новые имена, понятия и термины | ||||
63 | 2 | Римская республика Возникновение Римской республики.Государственное устройство Римской республики.Консулы, сенаторы и трибуны. | изучить §46, составить схему «Устройство Римской республики», подготовить сообщения «Римская армия» | ||||
64 | 3 | Завоевание Римом Италии Армия Древнего Рима. Нашествие галлов. Война с Пирром. Установление господства Рима над Италией. «Разделяй и властвуй». | изучить §45, с.219-222, работать с картой на с.213, датами, составить исторический портрет Пирра и описание его побед | ||||
65 | 4 | Война Рима с Карфагеном. Завоевание Средиземноморья Первая Пуническая война. Ганнибал. Битвапри Каннах. Разгром Македонии. Победа над Сирией. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. | изучить §47, ознакомиться с картой на с.228, составить характеристику Ганнибал и Сципиона, выписать причины, ход и итоги Пунических войн. | ||||
66 | 5 | Подчинение Средиземноморья Римом. Разгром Македонии. Победа над Сирией. Разрушение Коринфа и Карфагена. Управление провинциями. | изучить §48, с.232-238, ознакомиться с картой на с.233; составить рассказ «Триумф в Риме» | ||||
67 | 6 | Рабство в Древнем Риме Источники рабства в Древнем Риме. Использование труда рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. | изучить §49 и 51, работать с док-м на с.240 и картой с. 249, описывать рисунок на с.241 и ход восстания Спартака, составить характеристику вождю восстания, подготовить сообщение «10 интересных фактов о гладиаторах» | ||||
68 | 7 | Итоговый урок | повторить тему | ||||
Тема: Римская империя | 10 | ||||||
69 | 1 | Земельный закон братьев Гракхов Положение земледельцев в Древнем Риме. Тиберий Гракх. Земельный закон Гракхов. Деятельность Гая Гракха.Гай Марий и Корнелий Сулла. | изучить §50, дать собственную оценку деятельности Тиберия и Гая Гракхов. | ||||
70- | 2- | Цезарь - повелитель Рима Изменения в римской армии. Завоевание Галлии. Первый триумвират Установление диктатуры Гая Юлия Цезаря. Гибель Цезаря. | изучить §52, составить исторический портрет Цезаря, работать с документом на с.254 и картой на с.251, заполнить к/к; | ||||
71 | 3 | Цезарь - повелитель Рима | изучить §52 объяснять крылатые выражения, описать русунок «Убийство Цезаря в Сенате» с.255 | ||||
72 | 4 | Установление империи Гражданские войны в Риме после гибели Цезаря. Реформы Октавиана Августа и установление империи. | изучить § 53, работать с датами, составить характеристику Антония и Октавиана, повторить материал о Клеопатре отвечать на вопросы к § | ||||
73 | 5 | «Золотой век» Римской империи Император Нерон. Расцвет империи во II в. н.э.Император Траян и последние завоевания Рима.Колоны. | изучить §55 и §57, составить исторические портреты императоров Нерона и Траяна, подготовить рассказ о пожаре в Риме | ||||
74- | 6 | Вечный город и его жители «Вечный город» и его жители. Архитектура Древнего Рима. Термы и акведуки. Скульптура Древнего Рима.. | изучить §58, написать эссе на тему: «Я - житель Рима» или | ||||
75 | 7 | Вечный город и его жители Римские поэты и писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. «Хлеба и зрелищ». Римские праздники | рассказ от имени приезжего «Один день в Риме», нарисовать рисунок «Достопримечательности древнего Рима» | ||||
76 | 8 | Первые христиане и их учение Возникновение и распространение христианства. Библия. Жизнь и учение Иисуса Христа. | изучить §56, ознакомиться картой на с.269, выписать и уметь объяснять значение новых понятий, терминов и крылатых выражений; подготовить сообщение об Иисусе Христе | ||||
77 | 9 | Первые христианские общины. Гонения на христиан. | |||||
78 | 10 | Итоговый урок | |||||
Тема: Поздняя Римская империя и варвары | 8 | ||||||
79 | 1 | Римская империя в конце III-IV вв. Реформы Константина. | изучить §59, работать с картой с. 286, составить характеристику императора Константина, отвечать на вопросы на с.289, выписать и уметь объяснять новые понятия и термины | ||||
80 | 2 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную. | изучить п.1 §60, записать и выучить конспект по рассказу учителя | ||||
81 | 3 | Соседи Римской империи Установление мира с Парфией. Германцы. Отношения Рима с германцами. Римский период в Северном Причерноморье. | изучить §54, описать рисунок с.263 | ||||
82 | 4 | Малая Скифия. Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз. | записать и выучить конспект по рассказу учителя | ||||
83 | 5 | Образование Готского племенного союза. Государство Германариха. Праславяне. | |||||
84 | 6 | Взятие Рима варварами. Вторжения варваров. Нашествие вестготов. Покорение Рима. Падение Западной Римской империи. | изучить §60, проработать карту на с.290, заполнить к/к, отвечать на проблемные вопросы на с.293 | ||||
85 | 7 | Взятие Рима варварами. | |||||
86 | 8 | Итоговый урок (творческая работа «Сказка о Древнем Риме») | повторить тему | ||||
87 | Повторение и обобщение курса Защита групповых ученических проектов:1- Изобретения древних людей;2- Семь чудес древнего мира3- Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, И.Христос; 4- Великие полководцы древности: А. Македонский, Ганнибал, Г.Цезарь |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 класс
Древний мир (1 семестр = 16 недель х 3 ч. = 48 ч.)
История средних веков V – XVII вв. (2 семестр – 18 недель х 3 часа = 54 урока)
1. Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с.
2. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.
Примерная программа по предмету «История. 5-9 кл.» / сост. Морозов П. Л., Сиверская Е. В., Хаталах О.В. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 143 с.
1. Агибалова Е.В, Донской Г.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ Е.В.Агибалова., Г.М.Донской/ Под ред. А.А. Сванидзе – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 288 с.
2. Арсентьев Н. М. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
3. Арсентьев Н. М. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.