Часов / 2,5 часов в неделю

Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с.

Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.

п/п

Дата

урока в теме

Наименование раздела, тем, уроков

К-во

ч. на

изуч. темы

Д / з

Примечания

план факт
              Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с. (далее ИРК)
        Тема: Путешествие в страну «История» 10
1     1. История - наука о прошлом человечества История - наука о прошлом человечества. История Донбасса – составная часть мировой истории.Краеведение – наука о родном крае. Как работают историки. Выдающиеся краеведы Донецкого края. Исторические факты и их виды. Историческое событие и исторические явления. 1 изучить § 1 (с.6-8), & 2, подготовить устный рассказ об одном из краеведов  
2     2 Исторические источники Что такое исторические источники. Виды исторических источников. Архивы, музеи, библиотеки. Исторические документы. Музеи родного края и их роль в изучении истории (краеведческий музей; музей истории Великой Отечественной войны; художественный музей; исторический музей; этнографический музей; школьный музей). Музеи моего города (поселка). 1 изучить § 1 (с.8-9), & 6 и § 7, выполнить задания 2 и 3 с.10  
3     3 Хронология – наука о времени Чем занимается хронология. Летоисчисление. Линия (лента) времени. Счет лет в истории. История календаря. Как решать хронологические задачи. 1 изучить § 3, рассмотреть образцы исторических задач с.20, выполнить задание 5 с.21  
4     4 Помощники историиАрхеология. Археологические раскопки. Знамя, флаг, герб как исторические источники. Правила создания гербов. «Песнь во славу Отечества». Монеты и печати как свидетели прошлого. 1 изучить § 5 и & 8, придумать и нарисовать герб своей семьи  
5     5 Наука о народах. Живое слово историиЭтнография. Одежда и жилища как исторические источники. Мифы сказания легенды. Фольклорные сокровища родного края. Обычаи и традиции народа Донбасса. 1 изучить § 10  
6     6 Прошлое на карте Способы отображения пространства. Историческая карта и ее легенда. История на плане. Особенности работы с контурными картами. 1 изучить § 4, проработать памятки на с.26  
7     7 История в именах и названиях Генеалогия. Имя, отчество, фамилия человека как исторический источник. Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы. 1 изучить § 9, подготовить рассказ о названии своей улицы  
8     8 Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как исторические источникиИзучение истории с помощью репродукций картин. Фотографии, карикатуры и плакаты – как исторические источники. Кино – «реставратор» событий прошлого. 1 изучить § 11, ответить на вопросы к §  
9     9 Как изучать историюИзучение истории в школе. Учебник по истории – источник знаний. Что изучает история Древнего мира? Понятие «Первобытность» и «Древний мир». 1 изучить с.6-8 Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.  
10     10 Итоговый урок 1 Повторить материал  
        Тема: Жизнь первобытных людей 7    
11-     1- Древнейшие люди Периоды истории человечества. Основные теории происхождения человека. Древнейшие предки человека. Облик древнейших людей.   изучить § 1 и с.13-15, выписать новые термины в исторический словарь,  
12     2 Орудия труда и занятия древнейших людей. Овладение огнем. Древнейшие стоянки человека на территории Европы, России и Донбасса.   § 2 подготовить устные сообщения об открытиях первобытных людей  
13     3 Изменения в жизни человека Изменения в жизни человека. Изобретение лука и стрел. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Донецкий край в эпоху мезолита.   изучить §2, с.15-16, нарисовать рисунок «Как я представляю себе первобытного человека» по конспекту изучить «Донецкий край в эпоху мезолита»  
14     4 Зарождение земледелия скотоводства и ремесла Изобретение новых орудий труда. Неолитическая революция. Появление ремесла. Использование металлов. Переход к соседской общине. Выделение знати.   изучить §4, с.21-25 и§5, с.25-29; выписать в словарь понятия и термины  
15     5 Древняя история Донбасса Археологические культуры эпохи неолита в Донбассе. Мариупольский могильник. Исследования В.А. Городцова.   изучить § 4 ИРК и записи в конспекте, подготовить устные рассказы об археологических на территории края  
16     6 Возникновение искусства и религиозных верований Знания первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Духи, идолы, жертвы. Быт первобытного человека.   изучить §3 и п.5§4, устно ответить на вопросы на с.20, выписать в словарь новые слова  
17     7 Итоговый урок   повторить тему  
        Раздел «Древний Восток». Тема: Древний Египет 8    
18     1 Государство на берегах Нила Понятие «Древний Восток». Первые очаги цивилизаций. Природно-географические условия Египта. Ирригационная система. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э.   изучить §6, поработать с картой на с.33, отв. на вопросы с.37  
19     2 Общество и хозяйство Древнего Египта Занятия населения. Повседневная жизнь земледельцев и ремесленников. Писцы и вельможи.   изучить §7, 8, прочитать документ (с.45), ответить на вопросы к нему  
20-     3- Военные походы фараонов Фараон - правитель Египта. Войско фараона.   изучить §9, поработать с картой с.47, выполнить задания на к/к,  
21     4 Военные походы фараонов Военные походы фараонов.   изучить §9 подготовить сообщение «Военные походы Тутмоса 3»  
22     5 Религия древних египтян Боги и жрецы. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни.   изучить §10, прочитать и пересказать один из древнеегипетских мифов, выписать и коротко охарактеризовать главных богов  
23     6 Религия древних египтян Мумификация. Обожествление фараона. Реформа Эхнатона.      
24     7 Культура Древнего Египта Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Письменность и научные знания древних египтян. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человечества.   изучить §11-12, подготовить сообщения на выбор: - о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса; о строительстве египетских пирамид  
25     8 Итоговый урок   повторить тему  
        Тема: Западная Азия в древности. Начало эпохи кочевников 9    
26     1 Древнее Двуречье Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Древний Аккад. Клинопись. Сказания о героях и богах.   изучить §13, проработать карту на с.33, документ на с.69, сравнить природные условия Египта и Междуречья  
27     2 Хаммурапи и его законы Города-государства Междуречья. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство.   изучить §14, ознакомиться с выдержкой из законов Хаммурапи на с.72, дать им оценку  
28     3 Финикия. Финикийские города-государства.Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Основание колоний.   изучить §15, подготовить устный рассказ об изобретениях финикийцев  
29-30     4-5 Древнееврейское царство Древняя Палестина. Ветхозаветные сказания. Моисей и его заповеди. Войны евреев в Палестине. Знаменитые правители древнееврейского царства: Саул, Давид, Соломон.   изучить §16,, мифы Ветхого Завета, дать устную характеристику первым древнееврейским царям,  
            §17 подготовить рассказ  о Иерусалиме  
31     6 Ассирийская держава Образование ассирийского государства. Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы. Ниневия — столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанипала. Падение Ассирии.   изучить §18 и карту на с.86, подготовить сообщения (на выбор) «Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы» или «Ниневия — столица Ассирийской державы»  
32     7 Персидская держава Великие царства Западной Азии. Завоевательные походы Кира Великого. Персидская держава при Дарии I.   изучить§19 и карту на с.91, выполнить задания на к/к, подготовить сообщения о персидских царях Кире и Дарии  
33     8 Киммерийско-скифский период в истории Донецкого края Происхождение, занятия, культура киммерийцев. Киммерийские памятники на территории Донбасса. Скифы: расселение, занятие, духовный мир. Скифо-персидские войны. Великая Скифия. Материальная культура, быт и искусство скифов. Скифские курганы Донбасса. Своеобразие скифской культуры.   изучить опорный конспект по рассказу учителя, подготовить сообщения о занятиях и традициях киммерийцев и скифов, назвать памятники скифской культуры в Донбассе  
34     9 Итоговый урок   повторить тему  
        Тема: Индия и Китай в древности 5    
35     1 Природа и население Древней Индии Древнейшие цивилизации в долинах Инда и Ганга (Мохенджо-Даро, Хараппа). Природные условия и население Древней Индии. Держава Маурьев.   изучить§20 и карту на с.96, закончить составление сравнительной таблицы рек Инд и Ганг, проанализировать легенды на с.98,99  
36     2 Древнеиндийское общество Религиозные верования, легенды и сказания. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Кастовое устройство общества. Брахманы, воины и земледельцы. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма.   изучить§21, составить таблицу с характеристикой индийских каст, подготовить рассказ о Будде и буддизме, по вариантам найти в дополнительных источниках информацию о брахманизме и индуизме  
37     3 Древний Китай Географическое положение, природа и население древнего Китая. Учение Конфуция.   изучить §22 и карту на с.106, сравнить две китайские реки, ознакомиться с учением Конфуция и выписать высказывания Конфуция  
38     4 Империя Цинь в Китае Объединение Китая. Империя Цинь. Великая Китайская стена. Великий шелковый путь. Империя Хань. Изобретения и открытия древних китайцев.   изучить §23,составить исторический портрет Цинь Шихуанди, заполнить таблицу «10 важнейших открытий древних китайцев», подготовить по 5 вопросов к итоговому игровому уроку  
39     5 Итоговый урок   повторить тему  
        Раздел: Древняя Греция и эллинистический мир. Тема: Древнейшая Греция 4    
40     1 Древнейшая Греция. Понятие «Античность». Хронология и карта античного мира. Природа и население Древней Греции. Древнейшие государства (Крит, Микены). Дорийское завоевание.   изучить §24; проработать карты с.115 и 117, изучить легенды об основании Афин и о Троянской войны  
41     2 Религия древних греков. Древнегреческая мифология. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Миф о начале Троянской войны.   изучить §25и уметь пересказывать и комментировать мифы о Тесее и Минотавре; о Дедале и Икаре; о начале Троянской войны,  
42     3 Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях (миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, мифы о Геракле.)   §28 составить список главных греческих богов, выписать в конспект крылатые выражения  
43     4 Поэмы Гомера. Гомер. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятники истории и литературы. Герои поэм Гомера в событиях Троянской войны (Ахилл, Гектор, Одиссей).   изучить §26 и 27, ознакомиться с мифами, уметь их пересказывать. Подготовить рассказ или рисунок о героях поэм Гомера  
        Тема: Полисы Греции 6    
44     1 Афинский полис Население древней Аттики, его жизнь и занятия. Знать и демос в Афинах. Зарождение демократии: реформы Солона.   изучить §29 и 30, карту на с.140, дать оценку законам Драконта и реформам Солона  
45     2 Древняя Спарта Завоеватели-спартанцы и илоты. Особенности государственного устройства Спарты. Спартанское воспитание.   изучить §31, привести примеры лаконичных выражений, объяснить их смысл, охарактеризовать особенности государственного устройства Спарты и спартанское воспитание.  
46     3 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Великая греческая колонизация: причины, направления и последствия. Колонии и метрополии. Античные города - государства в Северном Причерноморье и в Крыму. Центры античной цивилизации (Боспорское царство, Ольвия, Херсонес).   изучить §32, карту на с.151, заполнить к/к,    
47     4 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Общественная, хозяйственная и духовная жизнь в греческих колониях. Взаимоотношения греческих полисов со скифами.   составить конспект по рассказу учителя  
48     5 Греко-персидские войны Причины, участники, герои греко-персидских войн. Крупнейшие сражения: Марафонская битва, битва в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение, битва при Платеях. Итоги и последствия греко-персидских войн. Афинский морской союз.   изучить §34-35, выписать причины греко-персидских войн, давать характеристику крупнейшим сражениям и их героям, сформулировать итоги и последствия войн., работать с картами  
49     6 Итоговый урок      
        Тема: Расцвет афинской демократии и культуры 7    
50     1 Афины – центр ремесла и торговли Афины – центр ремесла и торговли. Главный порт Пирей. Граждане Афин. Рабство в Афинах.   изучить §36-37, составить рассказ, описывающий рисунок на с.173, работать с картой с.172,173  
51     2 Расцвет афинской демократии при Перикле Народное собрание Афин. Государственная служба. Афины при Перикле.   изучить §40, ознакомиться с документами на с.194-195, составить устную характеристику Периклу и его друзьям, дать оценку их деятельности  
52     3 В городе богини Афины В городе богини Афины. Керамик. Агора. Акрополь.   изучить § 37 и; нарисовать рисунок «Путешествие древними Афинами, сообщение  об одном из храмов Акрополя (по желанию)  
53     4 В городе богини Афины Афинские школы и гимнасии. Ораторское искусство.   § 38составить рассказ от имени ученика афинской школы,  
54     5 Литература и театр в древней Греции Геродот – «отец истории». Рождение древнегреческого театра и его устройство. Театральные представления. Трагедии и комедии.Памятники античной литературы.   изучить § 39, выписать новые понятия и термины в исторический словарь, составить описание древнегреческого театра, подготовить сообщение о Геродоте  
55     6 Олимпийские игры Олимпийские игры.Подготовка, олимпийское пятиборье. Атлеты и победители олимпийских игр.   изучить §33, подготовить с помощью интернет ресурсов 10 интересных фактов об олимпийских играх, написать эссе на тему «Я участник Олимпиады в Древней Греции» или рассказ «Знаменитые олимпионики древности»  
56     7 Жизнь и быт в Древней Греции Повседневная жизнь древних греков. Обычаи и традиции. Семья и брак, воспитание детей.   Подготовить сообщение используя рассказ учителя, а также дополнительные источники информации  
        Тема: Македонские завоевания в IV в. до н.э. 5    
57     1 Покорение Греции Македонией Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Битва при Херонее и ее последствия.   изучить §41, дать характеристику Филиппу Македонскому; выписать главные достижения македонской армии, проанализировать ход битвы при Херонее  
58-     2- Создание империи Александра Македонского Александр Македонский. Победа на Гранике. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию..   изучить § 42, ознакомиться с картой на с.204, с помощью которой выполнить задание на к/к; определить причины (записать в тетрадь) гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского  
59     3 Создание империи Александра Македонского Держава Александра Македонского и ее распад   изучить § 42 составить исторический портрет(характеристику) Александра Македонского  
60     4 Эллинистический мир Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед).   изучить § 43, подготовить рассказ о вкладе культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед). Подготовить кроссворд к итоговому уроку  
61     5 Итоговый урок   повторить §33, 36-43-  
        Раздел: Древний Рим. Тема: Римская республика 7    
62     1 Ранний Рим Природа и население древней Италии. Этруски. Легенда об основании Рима. Город Рим и его жители. Патриции и плебеи Управление Римом в эпоху царей.   изучить §44 и карту с.213, уметь пересказывать легенду об основании Рима и др.древнеримские легенды, выписать новые имена, понятия и термины  
63     2 Римская республика Возникновение Римской республики.Государственное устройство Римской республики.Консулы, сенаторы и трибуны.   изучить §46, составить схему «Устройство Римской республики», подготовить сообщения «Римская армия»  
64     3 Завоевание Римом Италии Армия Древнего Рима. Нашествие галлов. Война с Пирром. Установление господства Рима над Италией. «Разделяй и властвуй».   изучить §45, с.219-222, работать с картой на с.213, датами, составить исторический портрет Пирра и описание его побед  
65     4 Война Рима с Карфагеном. Завоевание Средиземноморья Первая Пуническая война. Ганнибал. Битвапри Каннах. Разгром Македонии. Победа над Сирией. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена.   изучить §47, ознакомиться с картой на с.228, составить характеристику Ганнибал и Сципиона, выписать причины, ход и итоги Пунических войн.  
66     5 Подчинение Средиземноморья Римом. Разгром Македонии. Победа над Сирией. Разрушение Коринфа и Карфагена. Управление провинциями.   изучить §48, с.232-238, ознакомиться с картой на с.233; составить рассказ «Триумф в Риме»  
67     6 Рабство в Древнем Риме Источники рабства в Древнем Риме. Использование труда рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака.   изучить §49 и 51, работать с док-м на с.240 и картой с. 249, описывать рисунок на с.241 и ход восстания Спартака, составить характеристику вождю восстания, подготовить сообщение «10 интересных фактов о гладиаторах»  
68     7 Итоговый урок   повторить тему  
        Тема: Римская империя 10    
69     1 Земельный закон братьев Гракхов Положение земледельцев в Древнем Риме. Тиберий Гракх. Земельный закон Гракхов. Деятельность Гая Гракха.Гай Марий и Корнелий Сулла.   изучить §50, дать собственную оценку деятельности Тиберия и Гая Гракхов.  
70-     2- Цезарь - повелитель Рима Изменения в римской армии. Завоевание Галлии. Первый триумвират Установление диктатуры Гая Юлия Цезаря. Гибель Цезаря.   изучить §52, составить исторический портрет Цезаря, работать с документом на с.254 и картой на с.251, заполнить к/к;  
71     3 Цезарь - повелитель Рима   изучить §52 объяснять крылатые выражения, описать русунок «Убийство Цезаря в Сенате» с.255  
72     4 Установление империи Гражданские войны в Риме после гибели Цезаря. Реформы Октавиана Августа и установление империи.   изучить § 53, работать с датами, составить характеристику Антония и Октавиана, повторить материал о Клеопатре отвечать на вопросы к §  
73     5 «Золотой век» Римской империи Император Нерон. Расцвет империи во II в. н.э.Император Траян и последние завоевания Рима.Колоны.   изучить §55 и §57, составить исторические портреты императоров Нерона и Траяна, подготовить рассказ о пожаре в Риме  
74-     6 Вечный город и его жители «Вечный город» и его жители. Архитектура Древнего Рима. Термы и акведуки. Скульптура Древнего Рима..   изучить §58, написать эссе на тему: «Я - житель Рима» или  
75     7 Вечный город и его жители Римские поэты и писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. «Хлеба и зрелищ». Римские праздники   рассказ от имени приезжего «Один день в Риме», нарисовать рисунок «Достопримечательности древнего Рима»  
76     8 Первые христиане и их учение Возникновение и распространение христианства. Библия. Жизнь и учение Иисуса Христа.   изучить §56, ознакомиться картой на с.269, выписать и уметь объяснять значение новых понятий, терминов и крылатых выражений; подготовить сообщение об Иисусе Христе  
77     9 Первые христианские общины. Гонения на христиан.      
78     10 Итоговый урок      
        Тема: Поздняя Римская империя и варвары 8    
79     1 Римская империя в конце III-IV вв. Реформы Константина.   изучить §59, работать с картой с. 286, составить характеристику императора Константина, отвечать на вопросы на с.289, выписать и уметь объяснять новые понятия и термины  
80     2 Разделение Римской империи на Западную и Восточную.   изучить п.1 §60, записать и выучить конспект по рассказу учителя  
81     3 Соседи Римской империи Установление мира с Парфией. Германцы. Отношения Рима с германцами. Римский период в Северном Причерноморье.   изучить §54, описать рисунок с.263  
82     4 Малая Скифия. Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз.   записать и выучить конспект по рассказу учителя  
83     5 Образование Готского племенного союза. Государство Германариха. Праславяне.      
84     6 Взятие Рима варварами. Вторжения варваров. Нашествие вестготов. Покорение Рима. Падение Западной Римской империи.   изучить §60, проработать карту на с.290, заполнить к/к, отвечать на проблемные вопросы на с.293  
85     7 Взятие Рима варварами.      
86     8 Итоговый урок (творческая работа «Сказка о Древнем Риме»)   повторить тему  
87       Повторение и обобщение курса Защита групповых ученических проектов:1- Изобретения древних людей;2- Семь чудес древнего мира3- Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, И.Христос; 4- Великие полководцы древности: А. Македонский, Ганнибал, Г.Цезарь      

 

6 класс 

Древний мир (1 семестр = 16 недель х 3 ч. = 48 ч.)

История средних веков V – XVII вв. (2 семестр – 18 недель х 3 часа = 54 урока)

1. Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с.

2. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.

Примерная программа по предмету «История. 5-9 кл.» / сост. Морозов П. Л., Сиверская Е. В., Хаталах О.В. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 143 с.

1. Агибалова Е.В, Донской Г.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ Е.В.Агибалова., Г.М.Донской/ Под ред. А.А. Сванидзе – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 288 с.

2. Арсентьев Н. М. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

3. Арсентьев Н. М. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: