Категории
Уровень PR-услуг может быть измерен разными способами, что отражается в четырех категориях МСК. Первая - это процесс PR-деятельности. Вторая - методики, которыми должен владеть PR-специалист. Третья - исполнение, т.е. то, как предоставляются услуги. Четвертая - персональные навыки работников PR-служб. Качественные PR должны отвечать требованиям, касающимся всех категорий. Качество PR складывается из разных аспектов, следовательно, невыполнение требований по какому-то одному направлению повредит качеству PR-услуг в целом.
Направления
Каждая категория представлена различными направлениями PR-деятельности. В зависимости от категории эти направления включают действия, которые необходимо предпринять при осуществлении той или иной акции. Так как речь идет только о минимальных стандартах, PR-специалисты могут развивать свою деятельность и по другим направлениям. PR-процесс включает в себя минимум шесть направлений, которые должны быть охвачены, чтобы PR-услуги соответствовали профессиональным стандартам. Качество процесса PR-деятельности зависит от уровня управления предоставлением услуг.
|
|
Требования
МСК определяют требования, выполнение которых обеспечит приемлемый уровень качества PR-услуг. Они могут служить в качестве образца для организации любого PR-процесса, разработки любой методики, а также навыков PR-специалистов. Выполнение сложных проектов и заказов может потребовать средств и навыков сверх тех, что описаны в МСК.
Минимальные требования нужно соблюдать на каждой стадии процесса: от первого брифинга (совещания) между клиентом и практиками PR до окончательной оценки результатов и улучшения систем, средств и методов PR.
Брифинг
Успех PR-акции во многом зависит от того, с какой тщательностью организован брифинг: все стороны должны затратить значительное время для достижения единого мнения по проблеме, срокам и бюджету. Это устранит непонимание на дальнейших стадиях, повысит эффективность программ и позволит точнее оценить успех выполнения каждой задачи.
В соответствии с минимальными требованиями во время брифинга необходимо:
- достичь взаимопонимания по проблеме,
- обсудить возможные решения и альтернативы,
- обсудить приблизительный размер бюджета,
- определить сроки,
- согласовать последующие шаги,
- добиться утверждения программы действий клиентом и закрепить все в письменной форме.
Предварительный план
После брифинга PR-специалисты разрабатывают предварительный план, в котором описываются пути решения и приблизительная оценка расходов. Одобрение клиентом этого плана является предпосылкой для продолжения процесса.
|
|
Минимальные требования к предварительному плану:
- описать ситуацию,
- определить проблему,
- наметить контуры решения,
- определить сроки,
- оценить расходы,
- получить одобрение клиента.
Исследование и планирование
Тщательность исследования и планирования для выработки правильного с профессиональной точки зрения решения - ключ к успеху в любой PR деятельности. Очень важна оценка реальности проекта до начала каких-либо действий.
Минимальные требования к исследованию и планированию:
- оценка ситуации,
- проверка данных,
- выявление групп интересов,
- установка целей,
- определение стратегии,
- планирование конкретных действий,
- расчет денежных расходов, временных затрат и возможностей,
- оценка осуществимости.
Документация
О ходе PR-деятельности необходимо постоянно и в письменном виде информировать клиента. Основными видами документации являются: коммуникационная программа, план выпуска необходимой продукции, отчеты по соглашениям, изменениям плана действий по достигнутым в ходе выполнения плана результатам.
1. Минимальные требования к коммуникационной программе:
- описать цели, группы интересов и стратегию,
- подробно расписать необходимые действия,
- составить график,
- определить критерии успеха и методы их измерения,
- точно рассчитать бюджет,
- обсудить программу с клиентом и получить его одобрение.
2. В плане выпуска продукции как минимум нужно:
- обосновать необходимость выпуска продукции,
- определить, как она будет использоваться,
- определить формат, содержание и отдельные детали,
- рассчитать необходимые вложения,
- нанять подрядчиков,
- составить график,
- рассчитать бюджет,
- получить одобрение клиента;
3. В текущих отчетах нужно:
- сообщать в письменном виде о заключенных соглашениях,
- докладывать о ходе работы,
- объяснять отклонения от первоначального плана,
- оценивать успешность акций,
- давать рекомендации по поводу тех или иных действий,
- предоставлять клиенту возможность комментировать отчеты.
Исполнение
Если работа проводилась на профессиональном уровне, и минимальные требования не нарушались, то на стадии исполнения препятствий не будет. В точности - залог успеха программы. Рекомендуется дополнительный контроль за персоналом, техническими и финансовыми ресурсами. Материалы должны проверяться как PR-специалистами, так и клиентом, чтобы обеспечить безупречность во всем, что касается фактов, языка, дизайна и пр. Расходы нужно постоянно держать под строгим контролем. Связь с клиентом позволит последнему понять причину необходимых отклонений от плана, а также создаст хорошие условия для сотрудничества на стадии исполнения.
Минимальные требования таковы:
- следовать согласованному плану,
- обеспечить себя необходимыми ресурсами,
- проверить все материалы перед их выпуском из печати,
- скорректировать нежелательные тенденции,
- контролировать расходы,
- поддерживать связь с клиентом.
Оценка
Последним направлением в PR-процессе является оценка. PR-специалисты завоюют большее доверие, если итоги их деятельности можно будет должным образом измерить и оценить. Существует много способов измерения. Полученные данные следует подвергнуть оценке как со стороны самих PR-специалистов (т.е. внутренней оценке), так и клиента. Результаты оценки необходимо объединить и использовать для улучшения методик и систем. По возможности следует применять качественную оценку, в остальных случаях достаточно ограничиться количественной оценкой.
1. Минимальные требования к внутренней оценке:
- выявить изменения, вызванные PR-деятельностью,
- определить, в какой степени достигнута цель,
- оценить эффективность планирования и исполнения,
- разработать необходимые корректирующие действия,
- решить, какие методики будут применяться в будущем,
- сохранить записи по оценке;
2. Минимальные требования к оценке клиентом:
|
|
- попросить клиента провести оценку продукции, процесса и результатов,
- сохранить результаты оценки клиента,
- немедленно предпринять необходимые корректирующие действия.
3. Минимальные требования к анализу и усовершенствованию методик:
- оценить опыт,
- усовершенствовать методики и системы.
МЕТОДИКИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ
К направлениям в PR относятся консультирование, организация мероприятий, выпуск специальной продукции, работа со СМИ и другими посредниками, а также различные исследования.
Консультирование
Консультирование является важнейшим направлением в PR, предшествует всем остальным видам PR-деятельности и является их существенной частью. Исходя из этого необходимо:
- применять профессиональный опыт,
- использовать информацию, которой владеет клиент,
- проявлять, где требуется, инициативу,
- анализировать ситуацию в целом,
- обсуждать возможные действия,
- согласовывать последующие шаги с клиентом,
- предоставлять в соответствии с договоренностями отчеты и образцы продукции,
- неукоснительно следовать рекомендациям.