Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

 

 

Преподаватель Горильченко С.Р.

 

Нижний Новгород

2017

Содержание

Тема 1. Предмет философии Основные части философии и ее роль в обществе……………………………………………………………………….4

Тема 2. Существенные признаки философского знания. Истоки философствования. Философия и наука. Философия и религия………….7

Тема 3. Зарождение философии, Философия Востока и Запада…………..14

Тема 4. Аристотель, Полис, основанный на «Золотой средине», и Апология рабства…………………………………………………………………………16

Тема 5. Платон. От катастрофической политической действительности к совершенному государству…………………………………………………..20

Тема 6. Философия эпохи Возрождения. М.Лютер, Н.Макиавелли. Э. Роттердамский………………………………………………………………..23

Тема 7. Философия эпохи Нового времени и Просвещения. Философские учения Ф.Бэкон. Р.Декарт, Дидро, Руссо…………………………………..28

Тема 8. Марксиситская философия. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития………..32

Тема 9. Этапы развития русской философии, Западники славянофилы…37

Тема 10. Русские религиозные философы. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой………………………………………………………………………..40

Тема 11. Современная западноевропейская философия…………………..43

Тема 12. Категории общественного сознания и его структура……………46

Тема 13. Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Основные виды бессознательных процессов: сновидение, телепатия, ясновидение. Основные идеи психоанализа З.Фрейд………….49

Тема 14. Философские учения о познании. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина –центральная категория познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический……………………….53

Тема 15. Философское понимание природы, понятие живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность……………….62

Тема 16. Общество как система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная……………………….66

Тема 17. Субъекты политических отношений: государство, партии. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, мораль……………………………………………………………………………68

Тема 18.Теории происхождения человека, Соотношение понятий «человек», «индивид». «личность»…………………………………………………………71

Тема 19. Биологическое и социальное в человеке, структура личности, биологическая и социальная структура личности, Портрет личности……..74

Тема 20. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах обществ………………………………………………………77

Тема 21.Проблема периодизации исторического процесса. Концепции о многообразии цивилизаций, критерии их типологии. Различие Востока и Запада. Особенности Российской культуры. Проблема образования единой исторической цивилизации…………………………………………………..80

Тема 22. Понятие общественного прогресса……………………………….83

Тема 23. Глобальные проблемы современности. …………………………..86

Тема 24 дифференцированный зачет.

Итого 48 теоретических часов

Тема 1. Предмет философии Основные части философии и ее роль в обществе.Практическая часть

Задание 1. Написание эссе.

Требования

Данная цитата принадлежит

Автор затрагивает проблему

Изучением данной проблемы  занимается наука

Я согласна с автором высказывания, так как

Приведем теоретические аргументы в обоснование данной точки зрения.

Из курса обществознания нам известно

Из курса Истории мне известно

Приведем фактические аргументы

Из СМИ

Из документального фильма

Заключение

Задание 2.

Вставьте слова в текст (запишите в тетради под цифрами)

Философия - особая форма ………1……………… мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия. Она стремится ………2……………. средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

В отличие от мифологического и ………3…………..мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-………4…….. методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Необходимость филос. познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую …………5…………….

В развитии общества всегда возникают……..6…….., когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.), перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности.В такие эпохи традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические ………7…….. Традиция перестает обеспечивать отбор и трансляцию социального опыта, становится неясным, что сохранить и что отбросить из опыта предыдущих ……………….8……….. («распалась связь времен»). Тогда возникают мировоззренческие вопросы, ответы на которые люди пытаются найти, чтобы обрести понимание себя и мира: «что такое справедливость?», «в чем ценность человеческого труда?», «как человек должен относиться к природе?», «что такое добродетельная и недобродетельная жизнь?» и т.п.

Слова на выбор:

Поколений деятельность теоретических познания религиозного

Обычный рациональными сложный эпохи вызовы людей революции

 

 

Тема 2. Существенные признаки философского знания. Истоки философствования. Философия и наука. Философия и религия.

Практическая часть.

Решите тест - Мировоззрение

1.Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами    мировоззрения:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
А) Уподобление природного мира миру человеческому Б) интуитивное понимание реальности В) рациональное осмысление мира Г) опора на проверенные и подтверждённые истины Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований 1) мифологическое 2) научное

 

А Б В Г Д
         

Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?

1) определяет общую направленность личности

2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём

3) обладает эмоциональной окраской

4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры

3. К признакам научного мировоззрения не относится:

1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов

3) художественная образность 4) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью

4. Признаком религиозного мировоззрения не является:

1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

2) возможность проверить истинность убеждений практикой

3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

4) тесная связь с мировым культурным наследием.

 5.Заполните пропуски в схеме:

Структура …………………….:???

1) духовные ценности  2) знания  3) убеждения   4) принципы 5) идеи

6. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1)обыденного мировоззрение 2) мифологическогомировоззрения

3) эмпирического 4)научного

7. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1) мифы о героях,

2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,

3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,

4) теория относительности.

8. Что из перечисленного относится к научным знаниям

1) библейская легенда о сотворении мира,

2) китайские мифы о сотворении людей из глины,

3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,

4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.

9. Какое из перечисленных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,

2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,

3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

10. Какое из перечисленных утверждений является научным

1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями,

2) жизнь человека определяет то, какой знак зодиака оказался восходящим в момент его рождения,

3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству,

4) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.

11. Утверждение: «На погруженное в воду тело действует выталкивающая сила» иллюстрирует

1) научно обоснованный вывод,

2) народную примету,

3) логический вывод,

4) житейский опыт.

12. Утверждение: «Находки берестяных грамот при раскопках древнерусских городов являются убедительным доказательством высокого уровня грамотности жителей Руси в домонгольский период» является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.

13. Высказывание: «Все тела, расположенные на Земле, подчиняются закону всемирного тяготения» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

14. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка,

2) экспериментально подтвержденный факт,

3) художественный образ,

4) научная гипотеза.

15. Научное знание, в отличие от других видов знания

1) никогда не может быть опровергнуто,

2) точно прогнозирует будущее,

3) требует доказательств и обоснования,

4) всегда добывается коллективным трудом ученых.

16. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта,

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений,

3) формулирование возможных ответов на возникающие вопросы,

4) построение предложений, основанных на опыте.

17. Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером

1) мифологического знания,

2) народной мудрости,

3) паранаучного знания,

4) научного знания.

18. Какой из перечисленных законов относится к житейским знаниям

1) закон падающего бутерброда,

2) закон стоимости,

3) закон фотоэффекта,

4) закон спроса.

19. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером

1) научного знания,

2) мифологического знания,

3) обыденного знания,

4) народной мудрости.

20. Что из перечисленного служит основанием для формирования житейских знаний

1) здравый смысл,

2) представление о прекрасном и безобразном,

3) научно обобщенные факты,

4) лабораторный эксперимент.

21. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

1) житейского,

2) интуитивного,

3) научного,

4) паранаучного.

22. Мышление образами – обязательная составляющая познания:

1) художественного,

2) научного,

3) мифологического,

4) житейского.

23. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.

Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

24. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

25. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

26. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания.

Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при помощи органов чувств, и теоретическое познание.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

27. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

28. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новое знание интуитивно.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

29. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже самооценка личности.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) миф   4) знание является результатом целенаправленной деятельности
В) обыденное знание 3) знание раскрывается в процессе повествования  
Б) наука 1) знание является подобным продуктом практической деятельности
Г) искусство   2) знание существует в форме художественного образа  

Работа с текстом

Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

31. Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

32. Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.

33. В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.

34. Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: