Семейные и календарные праздники в Списке объектов нематериального культурного наследия: Гомельская область

Фольклорно-этнографический ансамбль села Погост Житковичского района во главе с Екатериной Панченя сохранил обряд Дня святого Георгия (6 мая), который на всей территории Турау называется «Карагод» и является этнической особенностью жителей региона. В этот день есть выход с церемониальным мероприятием в поле, где сеют озимую рожь или пшеницу. Местная особенность заключается в том, что эту акцию проводят женщины и девочки, а затем мальчики, а основными атрибутами являются зрелые мужчины, которые заслужили уважение среди людей. В то же время существуют возрастные инициации: девочки, достигшие половой зрелости, женщины входят в их круг. Ранее, после обряда в День святого Георгия, этим девушкам приходилось постоянно носить фартуки, которые являются одним из атрибутов обряда: на поле несут зеленые грабли (символизирует рожь на поле, а также растут девочки), с поля - красные солнце и радость, признак кровного родства женщин одного сорта)...

В этом году Житковичский райисполком установил памятный знак, посвященный церемонии в селе Погост. Это первый в нашей стране знак, посвященный объекту нематериального наследия. Да, когда вы описываете ритуальный акт, все кажется гладким и красивым. На самом деле, открытие знака, а также обряда, было под угрозой в этом году. Как куратор объекта, я доложил об этом в Координационный совет по нематериальному наследию Гомельской области, а затем в Житковичский райисполком. Я наблюдаю за обрядом много лет, я написал 2 фильма в нескольких деревнях под Туровом, включая Приход.

Юрьевский танец»включен в Государственный список историко-культурной ценности Беларуси. Он оставался живой традицией в деревенском погосте Житковичского Гомельского областного погоста.. - небольшая деревня с населением около 500 человек, расположенная на юге страны недалеко от древнего города Турова, известного с X века «Георгиевский хоровод» - это весенний обряд, который уже давно проводится на праздник святого Георгия 6 мая для плодородия земли и процветания. Он включает в себя ряд ритуальных песнопений, магических актов и развлечений. В деревне убираются дома и дворы, люди готовят праздничный традиционный наряд, женщины пекут и украшают церемониальный хлеб, а на следующее утро все жители деревни отправляются на поля. прикреплен к граблям, которые будут заменены ребром при выходе из поля мечтательный. Процессия идет по улицам деревни к полю, засеянному рожью, где большинство участников останавливаются на окраине, и женщины, которые поют ритуальные песни, и мужчины, которые несут хлеб и икону, идут в центр поля, танцуя вокруг них. Затем участники раздают ритуальный хлеб жителям деревни. На торжества продолжаются до конца дня.

Обряд «Вождение и погребение стрелы» на Вознесении - архаичный, агромагический акт по отвлечению «молнии» от деревни («От пожаров не убивали молнии» - как объясняют носители традиции) - когда-то был широко распространен в Посоже и прилегающих к нему районах. территории, населенные аборигенами. Однако это выход на поле, где сеется озимая рожь. Согласно мифологическим верованиям местных жителей, Бог ходит по земле от Пасхи до Вознесения. Раньше весь этот период водил стрелу»: пошёл линейный круговой разворот, начав обряд с основной песни, которая дала ему название, -«Как стрелу я отпущу вдоль деревни...».

Обряд, который сохраняет фольклорно-этнографический ансамбль села Казачьего Бальсуны в Ветковском крае, в 2006 году получил статус нематериального культурного достояния. Погребение стрелы (Стрела, Стряла, Сула) является древним народным обрядом, который давно практикуется в Гомельской области, на западе Приморья (где жили этнические белорусы) и на северо-востоке Украины. В сопровождении песни, колядки и погребение «стрел» - денег, куклы или металлического предмета. Проводится для того, чтобы вызвать дождь и дать земле плодородие. Имеет языческое происхождение и, вероятно, в древние времена справлялся в честь Перуна - бога молнии. На самом деле «стрела» в древности означала молнию.

После «Похороны» считалось, что весна закончилась, и больше нельзя было петь весенние песни.

Ежегодный обряд «Погребение стрелы», который до сих пор проводится в селе Казацкая Бальсуны, включен в Список нематериальных историко-культурных

«За рулем» проходил перед «Погребением стрелы». Женщины собирались и шли шествием по деревне, пели ритуальные («стреляющие») песни. В старые времена, по воспоминаниям бабушек, шествие могло собирать до трехсот женщин.

Я стреляю стрелой по всей деревне,
До и вдоль деревни в конце улицы.
Как стрела хорошо убьет доброго человека,
О том добром человеке кому-то надо плакать:
Матка старая, сестра маленькая,
Дети маленькие и все равны,
Жена молодая кругом города.
Где плачет матка - там течет река,
Где плачет сестра - там колодцы,
Где плачут дети - текут ручьи,
Где плачет жена - нет расы.
И матка плачет до смерти,
Сестра плачет о браке...

- [1].

В селе Неглубка среди женщин было два замаскированных комических персонажа - дедушка и бабушка. Роль Дедушки играла девочка, роль Бабы - мальчик. Ради комического эффекта на роль дедушки была выбрана коротышка, а на роль Бабы - высокий худой мальчик. Оба персонажа рассмешили людей, преследовали детей. В древние времена к дедушкиному поясу прикреплялась огромная морковка, которая олицетворяла гениталии. Это показывает глубоко языческое происхождение персонажа. В этом месте «стрела» (кукла из соломы, денег, булавки или другого предмета) была торжественно спрятана в земле. Там, где "похороны " отмечались в мае-июне, это воспринималось как прощание с весной. Во многих деревнях кукла, которая была похоронена, называлась Весной. Во время ритуала женщины пели:

Моя дорогая
кукла,
Чтобы я спрятал тебя в Ушестейку, В Ушестейку, в Налетейку,
В такое время, как в этом году, я
приду к тебе с саха,
Чтобы я с тобой поговорил,
Моя дорогая кукла...

- [2].

После этого веселые колядки, пение и танцы. В некоторых деревнях «стрела» была брошена в реку или колодец. В других местах вообще не было захоронений, люди сразу же начали танцевать и танцевать.



















Обряд русалок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: