Помимо самостоятельного литературного значения и того факта, что этот памятник посвящен столь знаменательному событию в истории Руси, как Куликовская битва, «Задонщина» важна для нас и как неоспоримое свидетельство древности и подлинности «Слова о полку Игореве».
Наиболее вероятное время создания «Задонщины» — 80-е — самое начало 90-х гг. XIV в. «Задонщина» это возникший под непосредственным влиянием события отклик на Куликовскую битву [1].
В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Его рассказ (как и в «Слове о полку Игореве») переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю», «Жалость» — это плач по погибшим, «Похвала» — слава мужеству и воинской доблести русских.
Весь текст «Задонщины» соотнесен со «Словом о полку Игореве»: тут и повторение целых отрывков из «Слова», и одинаковые характеристики, и сходные поэтические приемы. Но обращение автора «Задонщины» к «Слову о полку Игореве» носит творческий характер. Беря за образец для своего произведения «Слово», он, как пишет Д. С. Лихачев, имел в виду не простое подражание стилю своего образца, «а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий, изображенных в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности. И те и другие символически противопоставлены в «Задонщине» [3]. Эти сопоставления давали понять, что несогласие в действиях князей (как было в «Слове») ведет к поражению, объединение же всех для борьбы с другом — залог победы. Вместе с тем это сопоставление показывало, что наступило иное время и уже не русские, а «поганые татаровя, бусормановя» терпят поражение.
|
|
Сопоставление прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове», с событиями 1380 г., идет с самого начала и на протяжении всего текста.
Отметим некоторые черты поэтики «Задонщины», характерные для нее и отличающие ее от «Слова о полку Игореве». В «Задонщине» значительно больше, чем в «Слове», образов церковно-религиозного плана: «За землю за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя, и взем свой мечь в правую руку, и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. Автор «Словао полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам. Ряд оригинальных эпитетов «Задонщины» явно народно-устного происхождения: типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие.
|
|
«Задонщина» отличается пестротой стиля: поэтические части текста перебиваются прозаическими, напоминающими по своему характеру деловые документы. Весьма вёроятно, что эта пестрота объясняется состоянием дошедших до нас списков памятника: части текста, близкие по стилю к документально-деловой прозе, могут относиться за счет поздних наслоений, а не отражать авторский текст произведения.
«Задонщина» — интереснейший литературный памятник, созданный как непосредственный отклик на важнейшее событие в истории страны. Замечательно это произведение и тем, что оно отражало передовую политическую идею своего времени: во главе всех русских земель должна стоять Москва и единение русских князей под властью московского великого князя служит залогом освобождения Русской земли от монголо-татарского господства.
╦ - юс большой
┬ - юс малый
Ъ – ять
Оук
ω – отъ
млт ва – такое подчеркивание обозн. титло
«Задонщина» - повесть о куликовской битве 8 сентября 1380 года, когда русскими войсками были разбиты полчища Мамая – написана под несомненным влиянием «Слова о полку Игореве».
Предполагают, что «Задонщина»(или ее источник, повествовавший о донском побоище) была написана в первые месяцы или первые год-два после Куликовской битвы.
Лексико-фразеологический анализ.
Отвлеченная лексика: живота, вЪра, обида.
Военная лексика: рать, доспехы золоченые, черленые щиты, полкы, комони, удалцы, наступати, воюючи.
Политич. лексика: князь.
Животный мир: гуси-лебеди, волцы, лисицы, вороны, гыены, орлы.
Гидронимы: усть Дона и Непра, рЪчка НЪпрядва
Топонимы: полЪ Куликово, Москва
Лексика, отраж. явления природы: громъ, облакы
Антропонимы: Андрей, Дмитрий Иванович, Мамай.
Этнич. лексика: хенове, литвы
Фонетич. славянизмы: грають, золочеными
Художественные средства:
-эпитеты: великиа тучи, синиа молнии, вера крестьянская, сильные ветри, чистое поле, сильная рать.
-метаф: выступают кровавыя зоря, пасти трупу человЪчью, синии молнии
Морфологический анализ:
1) временные формы глагола:
- Н/Б П: стучатъ, выступают, идутъ
- БС 2: хотят наступати, проити хотят
- аорист: рече, прилЪлЪята, притекоша
2) Повел.накл.: сЪдлаи
3) зват формы сущ-х: брате
4) Совпад В и И: сЪдлаи борзые комони
5) Есть краткие формы прилагат: каменЪ граде
Фонетич. анализ:
1) неполногласие
2) Смягчение задненебных: волци(II пал)
Синтаксич. анализ.
Есть предложения, осложненные однородными членами и обращением, есть предложения с прямой речью. ССП: СЪдлаи, брате ОндрЪи, свои борзые комони, а мои готовы(СИС),[БСП] напреди твоих оседланы