Таинство Елеосвящения впервые упоминается в Новом Завете, а именно — в Евангелии от Марка и в Послании ап. Иакова:
Они <апостолы > пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. VI, 12—13).
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. V, 14—15).
Уже в этом последнем известии присутствуют основные элементы Таинства - присутствие нескольких пресвитеров (своего рода собора, поэтому в русской традиции таинство нередко именовалось соборованием), помазывание больного елеем в сопровождении молитв («во имя Господне»).
В начале III в. о помазании елеем для исцеления говорит Тертуллиан (К Скапуле IV, 5).
В ранних христианских памятниках нет особого чина Елеосвящения. Лишь в Апостольском предании сразу за евхаристической молитвой находим молитву благословения елея\ «Даруй, Боже, освящая сей елей...» (V, 2). В «Апостольских постановлениях» (VIII, 29) содержится молитва благословения воды и елея для «изгнания бесов и исцеления болезней». Подобные молитвы дошли до нас и в других памятниках III—IV вв. — таких, как Барселонский папирус, Евхологий Серапиона. В то время освящённым елеем, по-видимому, не только помазывали, но и вкушали его.
|
|
Помимо использования елея в ранней Церкви были другие способы благодатного исцеления — возложением рук (Мк. XVI, 18; Деян. XXVIII, 8), лечением освящённой водой («Каноны Ипполита» (араб.), прав. 21), заклинаниями (экзорцизмами), участием в Евхаристии.
Таинство Священства. В Церкви апостольских времён Таинство Священства ещё не оформилось в богослужебное чинопоследова- ние. Сошествие Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы было не только их «крещением Св. Духом» (Деян. 1,5), но и в определённой степени дарованием Священства — т.е. права и возможности преподносить дары Св. Духа другим людям. Для апостолов (и только для них) Крещение и Священство соединились в одном благодатном акте. От апостолов дар священства таинственно передавался епископам- пресвитерам в акте поставления (хиротонии) (Деян. XIV, 23), который первоначально представлял собой избрание кандидата всей общиной (см. ГЗ.а. Церковные институты в Г—ГГГвв.) и его утверждение апостолами или их полномочными представителями. По-видимому,
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) такое утверждение имеет в виду ап. Павел, приказывая своему ученику и соратнику из язычников Титу «поставить пресвитеров» на Крите (Тит. I, 5).
|
|
Процедура поставления в епископа апостольских времён нам неизвестна, однако можно предполагать, что она была простой и весьма неформальной. Соответственно, как и в Таинстве Покаяния, можно говорить о фактическом существовании Таинства Священства без его формальной регламентации в богослужебном чинопоследовании.
Такое чинопоследование появляется, по-видимому, уже во II в., поскольку св. Ипполит Римский в первой половине III в. уже описывает хиротонии епископа (Апостольское предание, гл. 2—3), пресвитера (гл. 8) и диакона (гл. 9). Согласно сообщениям Оригена (сл. 23 на кн. Иисуса Навина, 2; сл. 6 на кн. Левит, 3), все эти поставления совершает епископ. Складываются они из следующих частей: избрания, возложения рук и чтения молитвы. Диакона избирает и посвящает епископ, кандидата в пресвитеры — коллегия пресвитеров, а епископа избирает весь церковный приход (парикия) с утверждением избрания в воскресный день собором епископов посредством возложения рук на кандидата. После этого одним из присутствующих епископов совершается чин посвящения в епископский сан. Затем служится литургия с совершением Евхаристии и (факультативно) с благословением елея, сыра и маслин (Апостольское предание, гл. 4-6).
Итак, в ранней Церкви чин поставления в епископа предполагал участие клира и народа и сопровождался принесением бескровной Жертвы (Евхаристией). Процедура избрания диакона и пресвитера не предполагала участия народа — избрание пресвитера проводили пресвитеры, а избрание диакона (как помощника епископа) — сам епископ.
Христианский брак в первые века истории Церкви. Институт брака является одним из древнейших установлений человечества. Во всех обществах и религиях брак пользовался глубочайшим уважением и нередко находился под покровительством божеств.
Во времена ранней Римской империи (принципата) брак заключался по римским законам между свободными людьми и состоял из подписания в присутствии свидетелей брачного контракта и торжественного переезда жены в дом мужа. Могла быть также принесена жертва домашним божествам — ларам. По сути своей римский брак — это правовой институт, при котором жена находится в полной власти мужа, а дети принадлежат к отческому роду (ГатШа) и находятся в полной власти отца семейства (ра1па ро1е81а§).
У древних иудеев брачное торжество сопровождалось пиром — именно на таком брачном пире в Кане Галилейской Господь благословил брак своим присутствием и сотворил чудо превращения воды в вино (Ин. II, 1-11). Слова Христа: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. XIX, 6) — легли в основу христианского представления о браке как институте, имеющем Божие благословение. Таковым признаётся любой брак — в том числе брак верного с неверующей, и наоборот (1 Кор. X, 12—16). Христианское представление о таинственной сущности брака основано на словах ап. Павла о «тайне» («таинстве» — μυστήριον) отношений мужа и жены как Христа и Церкви (Еф. V, 22-33).
В первые века Церкви христиане заключали браки по законам римского права или по обычаям своих народов. При этом они могли по желанию получать епископское благословение на брак, однако этот обычай не был ни обязательным, ни повсеместным. Так, сщмч. Игнатий Богоносец пишет, что брак следует заключать с согласия епископа, чтобы брак был «о Господе», однако не упоминает об участии епископа в брачной церемонии (Поел, к Поликарпу Смирн. V, 2). Автор Послания к Диогнету (рубеж II—III вв.) говорит: «Христиане... вступают в брак так же, как все» (V, 6). О том же сообщает и Тертуллиан (Об идолопоклонстве, 16).
Вероятно, только в IV в. начинают складываться местные чины церковного бракосочетания, включавшие в себя различные обрядовые традиции — например, надевание на жениха и невесту венков (этот обряд Тертуллиан осуждает, как заимствованный у язычников — ср. О венке, XIII, 4; XIV, 2).
|
|
Подводя итог, можно сказать, что в Церкви I—III вв. совершались почти все те же Таинства, что и в Церкви наших дней, кроме Таинства Брака. Особого чинопоследования Таинства Брака не существовало до конца IV в. (официальный церковный чин венчания формируется в различных локальных Церквах примерно в это время). Таинство Покаяния, хотя и совершалось в Церкви изначально, долгое время не имело особого чинопоследования.
Контрольные вопросы по теме
7. Каковы основные памятники, из которых мы получаем знания о раннехристианском богослужении?Назвать 5главных текстов 1—Швв.
2. Из каких основных частей состояла древняя христианская литургия?
3. Чем отличалось христианское Крещение от крещения Иоанна Предтечи? Из каких частей состояло чинопоследование Таинства Крещения в III в.?
4. В чём заключалось Таинство Елеосвящения?
5. В чём заключалось Таинство Покаяния? С какими другими Таинствами оно объединялось?
6. В чём заключалось Таинство Священства?
Дополнительная литература по теме
Агапа (коллектив авторов) // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 214-219.
Апостольские постановления (группа авторов) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. ИЗ- 119.
Желтов М.С. Анафора // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 279-289.
Желтов М., диак. Водоосвящение // ПЭ. Т. 9. М., 2005. С. 140—148(140).
Желтов М.С. Чинопоследование благословения брака// ПЭ. Т. VI. М., 2003.
С. 166-178 (166-168).
Евхаристия (коллектив авторов) // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 533—696 (537— 557).
Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 554—802 (гл. «Таинства и обряды»).
Пономарёв А.В. Апостольское предание // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 125—129.
Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. С. 23—130 (богослужение I—III вв.). Первое изд.: Киев, 1910.
Ткаченко А.А. Дидахе Ц ПЭ. Т. XIV. М., 2001. С. 666-675 (673-675).
Ткаченко А.А. Елеосвящение // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 325—329 (325— 328).
Ткаченко А.А. Завет Господа нашего Иисуса Христа // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 457-461.
Уайбру X. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2008. С. 17—34 (таинство Евхаристии в доникейский период).
|
|
Успенский Н.Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // БТ. Т. 13. 1975. С. 40—147 (42—82: история анафоры в доникейский период).
1.3.г. Церковный календарь. Посты и праздники
(КА. Максимович)
Воскресенье и праздник Пасхи. Церковный богослужебный календарь формировался в течение длительного времени. В I в. главным культовым днём, в который служилась Евхаристия, становится день Воскресения Христова — это следующий день после священной для иудеев субботы. Христиане называли этот день днём Господним (лат. сНез (Иотииса, греч. ή Κυριακή ήμέρα).
О еженедельном праздновании Воскресения Господня свидетельствуют самые ранние христианские авторы и памятники — Ди- дахе (гл. 14), Игнатий Богоносец (Магнес. 8, 9) и Иустин Философ (1-я Апол. 67). Евангелист Иоанн Богослов получил Откровение «в день Господень» (Откр. I, 10), т.е. в воскресенье (ср. синодальный перевод этого места: в день воскресный),
В иудейской традиции этот день называется просто «день первый» (фауудт ήζδη) — т.е. первый день семидневной недели, которая (в соответствии с историей творения) заканчивалась субботой. Для христиан воскресенье — это «день Господень». В Ветхом Завете выражение «день Господень» встречается только в пророческих текстах в значении «последний день, день Страшного суда» (Ам. V, 18; Иоил. I, 15; II, 1 и др.; Авд. XV, 2; Соф. I, 14; Ис. XIII, 6, 9; Иер. XXXII, 33 и др.). В романских языках название воскресенья происходит от лат. дотйиса — ср. ит. дотетса, фр. (НтапсИе, исп. άοπήηξο. В церковнославянском языке для обозначения воскресенья использовалось слово — т.е. день, в который не следовало д'ёллти, т.е. работать.
Первые христиане, в том числе апостолы, чтили иудейскую субботу как день покоя от трудов. Так, ученики Иисуса после Его погребения «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. XXIII, 56). Апостол Павел учил иудеев Фессалоники «три субботы» (Деян. XVII, 2, ср. XIII, 42). Воскресенье стало священным днём христиан далеко не сразу.
Первым противопоставил иудейской субботе воскресенье св. Игнатий Богоносец. Так же поступают и автор так называемого «Послания Варнавы», и Иустин Философ. Особый трактат «О дне Господнем» написал св. Мелитон Сардийский, однако это сочинение, за исключением небольшого фрагмента, ныне утрачено.
Иустин Философ называет воскресенье «днём Солнца» — в соответствии с принятым у язычников названием дней «планетарной недели». Первым днём языческой недели был день Сатурна (соответствует субботе), за которым следовали дни Солнца (сИех ЗоНх), Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры. До сих пор у романских народов названия будних дней, а у германских — и воскресенья напоминают о языческой планетарной неделе, ср. англ. Випйау ‘день Солнца, воскресенье*’, фр. 1ипсИ и англ. Μοηάαγ ‘день Луны, понедельник’, фр. уепдгесИ и англ. Рпдау ‘день Венеры (в английском - Фреи, германской богини любви), пятница’ и др.
Во II в. священным днём покоя у христиан окончательно становится воскресенье. Однако Восточная Церковь всё же считала
Раздел I» История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33-313 гг.) (и считает) субботу особым днём, в который не следует поститься и преклонять колени (кроме одной субботы в году — Великой). На Западе, в Римской Церкви, субботний пост и коленопреклонение разрешались. Из-за этих расхождений в толковании смысла субботы периодически вспыхивали дисциплинарные споры между Западом и Востоком.
Особое значение субботы в Восточной Церкви видно также из названия пятницы — по греч. παρασκευή, буквально «приготовление (к субботе)». В славянской традиции это значение утрачено, для нас пятница (пяток) — это просто пятый день недели, так же как четверг (четверток) — четвёртый, а вторник — второй.
Еженедельное празднование воскресенья имело свой ежегодный прототип — празднование Пасхи Христовой как дня искупления человечества. Празднование Пасхи восходит к самым первым временам Церкви, когда христианская Пасха лишь начинала формально обособляться от иудейской пасхи в рамках иудеохристианства.
Слово Пасха происходит от др.-евр. резак ‘проход’ (о проходе карающего ангела по земле Египетской, ср. Исх. XII, 12). Этим праздником иудеи отмечали исход евреев с Моисеем из Египта и спасение от египетского рабства. Христианская Пасха (Воскресение Христово) по времени не совпадала с иудейской, поэтому отмечать две Пасхи совместно могли только иудеохристиане. Для христиан из язычников Пасха всегда была единственной — Пасхой Христовой.
Иудейская пасха длилась одну неделю — с 14-го по 20-е число нисана, первого месяца еврейского года. Эта традиция перешла и в христианскую Церковь в виде Светлой седмицы.
Слово пасха имеет в Ветхом и Новом Заветах несколько значений: 1) праздник опресноков, собственно пасха’, 2) жертвенный пасхальный агнец (ягнёнок), закалаемый вечером 14 нисана; 3) праздничный ужин (вечеря) накануне 15 нисана — первого дня праздника. Из них христианство усвоило только первое как обозначение главного ежегодного праздника. Однако и второе значение оставило свой след в христианской традиции. Так, в первые века на Востоке и на Западе в Страстную Пятницу отмечалась «Крестная Пасха» (Πάσχα σταυρώσιμον), а в Светлое Воскресенье — «Воскресная Пасха» (Πάσχα άναστάσιμον).
Празднику «Воскресной Пасхи» предшествовал строгий пост (см. ниже), а пасхальное богослужение продолжалось всю ночь до рассвета.
Другие церковные праздники. В Древней Церкви система Двунадесятых праздников лишь начинала формироваться. В апостольское
время христиане праздновали только Пасху и, вероятно, Пятидесятницу, Первоначально все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы празднование шло каждый день с Евхаристией и причащением. Впоследствии праздник Пасхи был ограничен 40 днями (до Вознесения), а само Вознесение Господне объединялось с Пятидесятницей.
Постепенно к ним добавились другие праздники, которые на Востоке также праздновались попарно. Таковы были, например, праздники Рождества и Крещения Господня (Богоявления), Первыми среди христиан Рождество и Богоявление, по-видимому, стали праздновать в середине II в. гностики — последователи Василида и, вероятно, Валентина {Клим, Алекс. Строматы I, 21). Одни из них считали Рождество воплощением одного из высших эонов — Иисуса, другие этот акт относили к моменту Крещения Господня. Именно этим, по- видимому, объясняется первоначальное смешение двух праздников.
Богоявление впервые упоминает на рубеже П-Ш вв. Климент Александрийский {Строматы I, 21). Первоначально оно включало в себя воспоминание о Богоявлении как Рождестве (явление Бога в мир), о поклонении Христу волхвов (с VI в. в западной традиции под волхвами понимаются три восточных царя — Каспар, Мельхиор и Бальтазар), а также о крещении Христа в Иордане. Праздновали это Богоявление 6 января. Когда же во второй половине IV в. с Запада пришла традиция особого праздника Рождества Христова 25 декабря, то 6 января закрепилось за Крещением Господним, на которое было перенесено прежнее название — Богоявление.
Евсевий Кесарийский пишет о постройке Константином Великим в Вифлееме церкви Рождества, «в честь первого богоявления Спасителя» {Жизнь Конст. III, 41). Таким образом, в Древней Церкви Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как единое церковное событие, и даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
Согласно правилу 43 локального собора 306 г. в Эльвире (ныне Гранада, Испания), в III — начале IV вв. тремя главными общецерковными праздниками были Пасха, Рождество и Пятидесятница.
Споры о Пасхе и определение праздничных дней. Во П-Ш вв. между локальными Церквами возникали острые споры о том, как христианская Пасха должна соотноситься с иудейской и в какой день следует совершать этот праздник? Так, в Малой Азии христиане праздновали Пасху вместе с иудеями вечером 14 нисана независимо от того, на какой день недели она приходилась. Правда, в отличие от иудеев, христиане приносили в этот вечер бескровную Жертву — Евхаристию. В оправдание приводились свидетельства о праздновании иудейской пасхи самим Господом, а также ссылки на авторитет ап. Иоанна и Филиппа. Этот обычай продержался вплоть до IV в. Христиане, празднующие Пасху с иудеями 14 нисана, получили прозвище «че- тыренадесятники» (греч. τεσσαρεσκαιδεκατίται, лат. диаЯодесйпат). Пасхальный пост они завершали также перед 14 нисана — иногда за несколько дней до воскресенья. Таким образом, очевидно, что че- тыренадесятники делали акцент на Страстях Господних («Крестной Пасхе»), а не на Воскресении. В богословском отношении это граничило с ересью — ведь главным событием истории Спасения является не столько крестная смерть Христа, сколько прежде всего Воскресение Господне.
Римская Церковь праздновала Пасху именно как Воскресение («Воскресная Пасха») — поэтому, в строгом соответствии с евангельским рассказом, праздник всегда приходился на воскресный день после мартовского полнолуния.
Между 150 и 155 гг. св. Поликарп, еп. Смирнский, прибыл в Рим, чтобы уладить разногласия относительно Пасхи с папой Аникетом (в греческом произношении Аникитом), однако согласия достичь не удалось (Евсевий, Церк. ист. V, 24.16).
Около 170 г. среди самих квартодециманов возник спор о Пасхе — вероятно, некоторые из них приняли римский чин праздника. Тогда были написаны трактаты о Пасхе св. Мелитона Сардийского (сохранился) и Климента Александрийского (утрачен).
Наконец, самый ожесточённый спор, распространившийся на всю Церковь, произошёл между 190 и 194 гг. Еп. Поликрат Эфесский написал от имени малоазийских Церквей послание римскому папе Виктору (годы епископства: 189—198/199). Поликрат оправдывал практику Пасхи 14 нисана длительной традицией, которую разделяли святые предстоятели и подвижники локальных малоазийских Церквей, не говоря уже о самих апостолах Иоанне и Филиппе. Папа Виктор в ответ объявил всех квартодециманов отлучёнными от Церкви (пожалуй, это был первый случай единоличного отлучения еретиков римским епископом и первым случаем церковной анафемы вообще). Многие епископы, включая свт. Иринея Лионского, уговаривали Виктора не отлучать целые Церкви, но руководствоваться братской любовью и милосердием (Евсевий, Церк. ист. V, 24.1-15).
I Вселенский Собор в Никее (325 г.) утвердил римский обычай праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния после дня весеннего равноденствия (21 марта).
Это постановление I Вселенского Собора сохранилось в приложении к каноническому Сборнику Ь титулов патр. Константинопольского Иоанна III Схоластика (565—577 гг.), оно упоминается в правиле 1 Антиохийского Поместного Собора 341 г. (по другим данным — около 330 г.). Запрет праздновать Пасху с иудеями содержится также в правиле 7 свв. Апостолов.
Однако даже это не установило единообразия в праздновании Пасхи, поскольку весеннее равноденствие в разных областях империи определялось по-разному.
Споры о Пасхе и других новозаветных событиях стали сигналом к тому, чтобы попытаться точно установить даты этих событий и дать научное обоснование хронологии церковных праздников. Впервые определённую дату христианской Пасхи называет Тертуллиан — 25 марта (день весеннего равноденствия по юлианскому календарю)
15- го года Тиберия (= 29 г. по Р.Х.). При этом он принимает указание Евангелия от Луки на 15-й год принципата Тиберия как на время начала проповеди Иоанна Крестителя (Лк. III, 1—2).
Первый христианский историк и автор оригинальной хронологии Юлий Африкан (ум. в 237 г.) относил Страсти и Воскресение к
16- му году Тиберия (= весна 30 г. по Р.Х.) — тем самым предполагалось, что проповедь Спасителя длилась один полный год.
Св. Ипполит Римский является автором первой пасхалии на 222— 333 гг. Согласно новейшим данным, Рождество Христово он впервые точно датирует 2 апреля 2 г. до Р.Х.[XV]. Дата страстей по Ипполиту та же, что и по Тертуллиану — пятница, 25 марта 29 г. по Р.Х.
Церковный историк и наставник имп. Константина Великого Евсевий Кесарийский (ум. около 340 г.) первым доказывает, что проповедь Христа длилась не один, а три полных года, и считает от Рождества до Воскресения 33 года. Это мнение в дальнейшем было принято Церковью.
Не позднее начала III в. в христианскую традицию прочно входит 25 марта как дата страстей Господних (Тертуллиан). С IV в. 25 декабря считается днём Рождества Христова (так называемый «Хронограф 354 г.»). С V в. 25 марта считается днём Благовещения (Боговоплощения) и Воскресения Христова (александрийская, константинопольская и византийская эры).
Посты. Христианство заимствовало от иудаизма также практику I Шетов, однако их распределение по дням недели и месяцам года ока-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) залось иным. В основу христианских постов были положены события, описанные в Евангелиях.
Еженедельный пост. Уже в Учении 12 апостолов (Дидахе) проводится чёткая грань между иудейским и христианским постом:
Посты же ваши да не будут с лицемерами — ибо они постятся во второй и пятый день после субботы, вы же должны поститься в среду и пятницу (VIII, 1).
С тех пор в Церкви существует традиция поста по средам и пятницам: в среду в память о предательстве Христа Иудой, в пятницу — в память о распятии Спасителя. Пожалуй, это одна из самых древних церковных традиций, дошедших до наших дней.
По «Апостольскому преданию» (гл. 25), миряне и священство могли поститься, когда захотят, по желанию. Девы и вдовицы должны были поститься «часто».
Предпраздничный пост совершался, как можно думать, только перед Пасхой — о других постах в течение года ранние источники не сообщают. Длительность Великого поста была различной в разных Церквах - в одних местах постились лишь один день (или 40 часов) накануне Пасхи, в других пост достигал шести недель (св. Ириней Лионский у Евсевия - Церк. ист. V, 24). Различная продожительность поста связана с тем, что в разных Церквах строгость поста была неодинаковой.
Так, в «Апостольском предании» св. Ипполита пост понимается как полное воздержание от пищи. Перед Пасхой св. Ипполит рекомендует поститься только два дня (в пятницу и субботу), а больным и беременным — только в субботу, с вкушением лишь хлеба и воды. Если кто-либо, будучи в дороге, пропустит дни поста, он должен «вернуть пост» (т.е. компенсировать пропущенное) после Пятидесятницы (гл. 29). Древнейшее бесспорное известие о 40-дневном предпасхальном посте содержится во 2-м пасхальном послании свт. Афанасия Александрийского от 330 г. (РО 26, 1386). На Востоке этот пост признавался не всеми, зато неукоснительно соблюдался в Риме, где он был связан с подготовкой к принятию Св. Крещения.
Впоследствии под влиянием римской практики и в память о посте Христа в пустыне (Мф. IV, 2) повсеместно закрепилась продолжительность Великого поста в 40 дней с запретом вкушать животную пищу и вино. На Востоке пост перед Пасхой, как уже говорилось, не затрагивал субботу, кроме единственной в году — Великой. На Западе субботний пост был обычным явлением.
Евхаристия и литургический пост. В апостольское время евхаристические трапезы представляли собой совместное вкушение пищи
членами церковной общины с последующим произнесением благодарственных (евхаристических) молитв, освящением хлеба и вина и вкушением Св. Даров (1 Кор. XI, 21—31, ср. выше). Однако уже к III в. постепенно возобладала практика причащения Св. Даров натощак. Так в Церкви появляется практика литургического поста, когда и священнослужители, и миряне в течение дня перед Евхаристией полностью воздерживались от еды и питья.
Контрольные вопросы по теме
1. Какие праздники отмечала Церковь в I в.? Какие праздники добавились к ним во П—Швв.?
2. Как происходило в ранней Церкви установление даты праздника Пасхи? Почему этот процесс был длительным и трудным?
2. Как осуществлялись в ранней Церкви ежедневные молитвы?
3. По каким дням недели совершалось богослужение в 1-Шв.?
4. Какие виды постов соблюдали первые христиане?
Дополнительная литература по теме
Богоявление (без авт.) // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 550.
Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. Минск, 2004.
С. 536—541 (споры о времени празднования Пасхи).
Воскресенье (группа авторов) // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 448—454.
Желтов М.С., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Великий пост // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 454-463 (454-455).
Кузенков П.В. К вопросу о раннехристианской хронологии: из истории возникновения византийских хронологических систем //XIII Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2003. С. 151—155.
Ткаченко А.А. Год церковный // ПЭ. Т. XI. М., 2006. С. 672—683.
Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 149-159 (христианские праздники и посты в I—III вв.).
1.3.д. Церковная дисциплина, церковный суд и начало канонического права
(КА. Максимович)
Роль права в жизни Церкви. Каноническое право — это система юридических норм, регулирующих повседневную жизнь христианской Церкви. Юридические нормы в Церкви сформулированы в соборных и святоотеческих канонах (ср. греч. κανών ‘правило’)·
Как же случилось, что богосозданный институт Церкви — Тела Христова — стал пользоваться столь земным и человеческим установлением, как право? Соотношение закона и Благодати в Церкви представляет собой одну из самых сложных проблем экклесиологии — богословской дисциплины, изучающей сущность Церкви, её миссию в земном мире. В христианстве, в отличие от древнего иудаизма, отношения человека с Богом не носят ярко выраженного правового характера. Благодатные дары Св. Духа, получаемые человеком в церковных Таинствах, по самой своей природе не могут быть ограничены правовыми нормами, ибо Дух свободен и «дышит, где хочет» (Ин. III, 8). Однако могут и должны подвергаться правовому регулированию отношения между самими христианами в рамках Церкви. В определённой степени это уступка несовершенству человеческой природы, на которую воздействует не только свет Христов, «просвещающий всех», но и проникающие в душу силы тьмы. Поэтому земная Церковь не может обойтись без правовых норм, как она не может обойтись и без даров Св. Духа. В самом деле, чтобы служить Евхаристию, необходимо знать, кто имеет на это право, а кто нет. Обязанности каждого служителя Церкви должны быть закреплены в особых правилах, иначе в богослужебной жизни воцарится хаос. Церковное имущество следует сохранять и приумножать, однако без правовых механизмов (договор купли-продажи, завещание, дарение) сделать это невозможно. Взаимоотношения между Церковью и государственными институтами также должны строиться по определённым правилам. Сама жизнь очень скоро поставила Церковь перед необходимостью выработать механизм контроля и управления своим повседневным служением. Возникновение полноценной системы церковного права было лишь вопросом времени.
Различие и сходство церковного права и церковной дисциплины. Если право — это система норм, то церковная дисциплина — это практическое применение этих норм в повседневной жизни. Например, если в канонах написано, что поститься следует в такие-то дни, то это право. Если мы постимся именно в эти дни — это церковная дисциплина. Если же мы в эти дни не постимся - это отсутствие дисциплины и тем самым нарушение права. Грубейшим нарушением церковной дисциплины (и канонического права) является раскол — т.е. самовольное изменение принятого в Церкви богослужебного чина (обряда) и неподчинение своему церковному начальнику (епископу, митрополиту, патриарху). Таким образом, право — это некое предписание, а дисциплина - это исполнение предписания. Право диктует, дисциплина исполняет. Поэтому церковная дисциплина — очень важная часть церковной истории, тесно связанная с каноническим правом.