Митрополит Волоколамский 10 страница

1.3. История институтов и богослужения изображаются также традиционные для позднеантичного искусства аллегории времён года.

Ко второй группе можно отнести чисто символические изображе­ния - специально придуманные христианские символы, которые прямо не изображают Божество, а лишь отсылают к Нему. Первым христианским символом становится знак креста, появляющийся на стенах катакомб и на христианских надгробиях во II в. Самые ранние формы креста — греческий (в катакомбе Люцины) и «андреевский» (в Пальмире, 134 г.), в виде буквы «тау» (в катакомбе Каллиста). Дру­гими тайными знаками христиан были монограммы имени Христос, состоящие из букв X и Р, иногда в сочетании с буквами альфа и омега (ср. Откр. I, 8 и XX,13; буквы стали писать со времен I Вселенского Собора 325 г., утвердившего единосущие Христа Отцу и осудившего арианство). В катакомбах встречаются также изображения рыбы — её греческое название ΙΧΘΥΣ скрывало первые буквы христианского кредо: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Рыбы часто изобра­жаются вместе с евхаристическими символами - корзиной хлеба и сосудом вина. Рыба, наряду с хлебом, упоминается в евангельском эпизоде о чудесном насыщении толпы (Ин. VI, 9, 11) — так, образ рыбы символически отсылает к чудесам Спасителя, дающего верным материальную и духовную пищу. В середине IV в. символ рыбы вы­ходит из употребления.

По Тертуллиану, рыба символизирует спасительные воды Кре­щения, ср.: «Мы — маленькие рыбки, ведомые нашим Ихтис, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе как пребывая в воде» (ОКрещ. 1).

Другие символы и аллегории катакомб и саркофагов - это вет­хозаветный голубь с оливковой ветвью или без неё, корабль, симво­лизирующий Церковь или человеческую душу, плывущую к тихой гавани под водительством Спасителя, якорь — символ надежды, лань, стремящаяся «на источники водныя» (Пс. ХЫ1, 1), виноградная лоза «истинная», символизирующая Христа (ср. Ин. XV, 1), павлин и фе­никс — символы вечной жизни в античной мифологии (ср. у Геродо­та, Овидия, Плиния): эти птицы, согласно мифу, умирая, возрожда­лись к новой жизни.

Новую жизнь получают античные образы пастыря овец — на античный пасторальный мотив накладываютЛ|^^ть: Свящ. Писания Ветхого и Нового Заветов. Изображения АЙ брого Пастыря (Ин. X, 14) с овцой — человеческой душой — Шшах РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) широко распространяются в живописи катакомб, нередко являясь центральным образом в своде кубикул. Агнец — образ жертвы в Вет­хом Завете — становится в катакомбах и позднее, в ранних мозаиках, образом Христа. Он часто изображается стоящим на горке, из-под которой вытекают четыре райские реки, к нему идут овцы-апостолы. Иногда агнец изображается с проколотым боком, из которого стру­ится кровь.

Третья группа раннехристианских изображений — это сюжеты из Свящ. Писания. На стенах катакомб нередко можно встретить до­вольно живо написанные картины-фрески[XVIII] на сюжеты Ветхого и Но­вого Заветов. С самого начала в христианском искусстве образы из священной истории осмыслялись символически. Так, многие сцены из Ветхого Завета (Грехопадение Адама и Евы, Ноев ковчег, Жерт­воприношение и Гостеприимство Авраама, Сон Иакова, Изведение Моисеем источника, Переход через Красное море, история Ионы, Валаам и говорящая ослица, Самсон, побивающий филистимлян, Даниил во рву львином, три отрока в печи) понимались как прообра­зы спасения человечества, совершившегося благодаря воплощению, смерти и воскресению Христа. Они обещали спасение и воскресение в будущую блаженную жизнь усопшим христианам. Такой же смысл имели образы Нового Завета', чудеса и исцеления Христа (Исцеление кровоточивой, Христос и самарянка), Поклонение волхвов, Воскре­шение Лазаря, Крещение Иисуса в Иордане, Тайная вечеря. Одна­ко Распятие и Страсти Христовы никогда не изображались, их лишь обозначали при помощи знака креста.

В катакомбах также широко распространены образы орантов — душ умерших, мужчин и женщин с воздетыми в молитве руками. Часто изображаются также сцены погребальных пиров, в которых участвуют и мужчины, женщины, и дети. Такие мотивы встречались и в языческих некрополях. В литературе эти сцены иногда неверно именуются Ев­харистией или Агапой, однако ни то, ни другое не имело места в ка­такомбах. Важная новая композиция, возникающая в катакомбах, — Собрание апостолов', вокруг центральной фигуры Христа полукругом располагаются апостолы. Иконографической основой для этой сце­ны стали античные изображения Учителя (Философа) с учениками. Помимо простого варианта этой сцены существует также два более


сложных извода: Тгасййо 1е§к — Даяние закона и Тгасййо с1аУ1ит — Даяние ключей. В ТгасННо 1е§18 изображается передача Христом апо­столам свитка - Закона нового (ср.: «Заповедь новую даю Вам» - Ин. XIII, 34). Иконография этой сцены была навеяна имперской прак­тикой назначения чиновников: так, император поставлял чиновника в должность, подавая ему грамоту. Сцена Тгасййо с1аУ1ит, в которой Христос передаёт ключи от рая (обычно ап. Петру), осмыслялась из­начально как прощение грехов умершему и принятие его в Небесное царствие, но постепенно приобрела смысл основания Церкви.

С конца IV в. репертуар сюжетов в катакомбах значительно обога­щается под влиянием монументальной живописи римских базилик: сюжеты из апсид храмов переносятся в катакомбы. Так, например, в катакомбах Петра и Марцеллина (конец IV в.) в своде кубикулы по­мещается изображение Христа, прославляемого апостолами Петром, Павлом и мучениками. Сцена имеет сложное двухъярусное построе­ние, между фигурами мучеников в нижней части изображён Агнец, на одной оси со Христом в верхней части — таким образом наглядно демонстрируется жертвенная миссия Христа. Символическая услож­нённость этой композиции характерна для своего времени.

Сходны с катакомбными сюжеты баптистерия христианской «домовой церкви», найденной в древнем сирийском городе Дуре Ев­ропос (см. выше). На фресках середины III в. изображены Добрый Пастырь, пасущий стадо, Адам и Ева по сторонам от древа позна­ния, Хождение Иисуса по водам и спасения тонущего ап. Петра, Ис­целение расслабленного, Христос и самарянка, Жёны-мироносицы у гроба, а также символическое изображение души в виде женщины с крыльями бабочки.

Система росписи катакомб. Стены и своды кубикул разбивались линиями на отдельные панно в виде прямоугольников, кругов, по­лукругов и др.; на сводах — нередко в виде восьми сегментов вокруг центрального медальона или октагона (восьмиугольника). В этих условных рамках располагаются композиции и отдельные фигуры, птицы, пути, вазоны и гирлянды. Такая система декорации была заимствована из оформления позднеантичных домов. В живописи сводов также нередко воспроизводятся мотивы архитектурной деко­рации — например, имитируются кессоны, ср. в катакомбах на Виа Латина (320—350 гг.), кубикуле Леона в катакомбах Коммодиллы (конец IV в.). На стенах встречаются мраморировки — например, в Капелле Грека в катакомбах Присциллы конца II в. К стенам иногда пристав­ляются колонны, или они имитируются средствами живописи.

Стиль катакомбной живописи. Живопись катакомб является вет­вью позднеантичного искусства, для которого было характерно зна­чительное видоизменение античного стиля. Помимо традиционных для последнего иллюзионистических принципов изображения при­роды и человека (т.е. подражания природным формам) в позднерим­ском искусстве наметилась тенденция к трансформациям образа в сторону гротеска, большей экспрессии, передачи трагического вну­треннего состояния, отразивших всесторонний кризис эпохи. Худож­ники катакомб берут на вооружение эти приёмы для создания новых, христианских образов. Так, композиции в катакомбах расположены, как правило, на абстрактных белых фонах, иллюзионистические ар­хитектурные и пейзажные фоны римского искусства исчезают. Ком­позиции часто состоят из нескольких фигур, мало связанных между собой и симметрично расставленных. Фигуры нередко силуэтизиру- ются и распластываются вдоль картинной плоскости, они лишаются веса и как будто парят, как, например, фигуры орантов (Донна Ве- лата из катакомб Присциллы, вторая половина III в.). Пропорции искажаются ради выразительности поз, преувеличиваются головы и длани, распростертые в молитве (ср. Донну Велату, Трёх отроков в печи, Даниила во рву львином). Роль жестов значительно возрастает. В лицах мы видим нередко огромные, возведённые к небесам очи, выражающие состояние погруженности в молитву. С помощью гро­теска передаётся экспрессивное внутреннее состояние персонажей: так, три халдейских отрока, написанные в живой импрессионисти­ческой манере, благодаря названным искажениям формы, превра­щаются в образ пламенной молитвы ранних христиан времён гоне­ний, готовых в любой день принять мученичество за Христа. Трагизм позднеантичных образов сменяется в катакомбах исповедническим пафосом новой веры. Именно такая «горячая» интонация свойствен­на в целом искусству катакомб, создававшемуся в период гонений — она исчезнет в последующий период.

Стилистически живопись катакомб весьма неоднородна. Здесь можно найти образы, созданные по всем канонам античного искус­ства: такова, например, голова апостола или философа из Гипогея (греч. «катакомба, подземелье») Аврелиев (первая половина III в.) на Виале Манцони, вылепленная объёмно, написанная живописно и сочно, с элементами художественного психологизма. Импрессиони­стические живописные приёмы вообще доминируют в катакомбах. Но нередко приёмы теряют виртуозность, становятся более грубыми и обобщёнными. Эти художественные средства, свидетельствующие о наступающем декадансе античного искусства, христианские ху­дожники используют для придания большей выразительности и экс­прессии новым, христианским образам.

Скульптура. Скульптура была одним из основных видов искус­ства в античный период. Во времена ранней Церкви она была рас­пространена и в среде христиан.

Парадоксальным образом первое упоминание о скульптурном изображении Христа мы имеем не от христиан, а от язычников — так, уже упоминавшийся римский император Александр Север (222— 235 гг.) поставил бюст Христа в своём домашнем святилище рядом с бюстами Орфея и Авраама (Элий Лампридий. Жизнь Ал. Сев. 29). По некоторым данным, «иконе» (статуе) Христа (наряду с «иконами» ап. Павла, Гомера и Пифагора) поклонялся Карпократ — основа­тель христианской гностической секты карпократиан (Епиф. Кипр. О ересях, 27).

О статуе (возможно, первоначально изображавшей языческого бога врачевания Асклепия), почитавшейся как изображение Христа, которое поставила исцелённая им кровоточивая в Кесарии, упоми­нает Евсевий Кесарийский (Церк. ист. VII, 18.1). Видимо, против по­добных изображений, слишком сходных с языческими статуями, и был направлен пафос ранних апологетов (см. выше). Сохранилось значительное число статуй Христа Доброго Пастыря с овцой на пле­чах (например, в Музеях Ватикана) — вероятно, некоторые из них (как названная) были частью оформления саркофагов.

В ранний период широко были распространены также статуи императоров, от IV в. сохранились портреты Константина Велико­го (например, Колоссальная статуя, Музеи римского Капитолия), Валентиниана Пили Маркиана (статуя в Барлетте), Аркадия (конец IV в., Археологический музей в Стамбуле), тетрархов (Сан-Марко в Венеции) и др.

Христианские сюжеты появляются на рельефах, украшавших сар­кофаги, ковчеги для мощей - реликварии, пиксиды (род шкатулки) и другие предметы. Первые датированные христианские саркофаги относятся к концу III в. Для украшения саркофагов, в которых хо­ронили богатых христиан, использовался более или менее глубокий рельеф. Саркофаги делались из мрамора, императорские также из порфира (например, так называемые саркофаги Констанина и Елены в Музеях Ватикана, 1-я половина IV в.). По оформлению выделяют саркофаги одноярусные и двухъярусные. Саркофаги, оформленные колоннами и карнизами, называются колонными. Сцены располага-


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) ются обычно фризами, нередко без всякого разграничения. В конце III — первой половине IV в. для украшения саркофагов использо­вались изображения «сгриглей» - волнообразных скребков атлетов (это так наз. стригль-саркофаги).

На саркофагах мы встречаем близкий катакомбам набор сюже­тов. Языческие античные сюжеты нередко соседствуют с христиан­скими, как, например, на стригль-саркофаге Людовизи (300—325 гг., Музеи Ватикана). В центре саркофага изображен брак, заключаемый перед лицом богини Юноны (в данном случае, по-видимому, высту­пающей как олицетворение римского закона), рядом изображены Амур и Психея — олицетворение брака из античной мифологии, а по бокам ветхо- и новозаветные сюжеты: Видение Иезекииля, Вос­крешение Лазаря, Исцеление слепого и др. В первой половине IV в. репертуар сюжетов на саркофагах обогащается за счет введения сю­жетов Страстного цикла. Расположение не имеет пока строго про­думанной системы. Примером тому может служить саркофаг Юния Басса, префекта Рима середины IV в.: ветхозаветные сцены (Жерт­воприношение Авраама, Иов на гноище и др.) служат прообразами Страстей Христа (Вход в Иерусалим, Христос перед Пилатом) и Му­чений апостолов (Арест ап. Петра, Мученичество ап. Павла). Страда­ния апостолов впервые здесь сопоставляются со Страстями Христа. Воскресение Христа показывается символически, как на саркофаге «Воскресения» со сценами Страстей (ок. 350 г., Музеи Ватикана): в центре представлен крест, над которым монограмма Христа в лавро­вом венке и голуби, у подножия креста — дремлющие воины.

На реликвариях (например, серебряном реликварии из Милана конца IV в., липсанотеке второй половины IV в. из Брешии, укра­шенной резными пластинами слоновой кости) мы также сталкива­емся с разнообразными сюжетами из Свящ. Писания. На крышке липсанотеки представлен Страстной цикл, а стенки в основном за­няты ветхозаветными сюжетами и сценами чудес Христа.

Стиль раннехристианской скульптуры развивается от иллюзио­нистических принципов античного искусства в сторону большей стилизации приёмов. Так, пространственность сцен (когда фигуры помещались в ниши на саркофагах), объёмность и статуарность фи­гур, естественность движений, для выражения которых так подходил высокий рельеф на саркофагах IV в., уступают место уплощению (низкий рельеф), графической проработке фигур и символизму эле­ментарных мотивов. Примером древней стилистики могут служить колонный саркофаг с апостолами из церкви Сан-Франческа в Равен-


не времён «Феодосиевского ренессанса» около 400 г. или реликварий из Милана. Новые веяния в искусстве У-ΥΙ вв. демонстрируют сар­кофаги из церкви Сан-Аполлинаре ин Классе (Равенна, VI в.), с изо­бражениями агнцев, павлинов, крестов и монограмм Христа.

Иконография Христа и Богоматери. Подавляющее большинство ранних изображений Христа и Богоматери с младенцем найдено в римских катакомбах. Самые ранние из них относятся к концу II— III вв. Изображения Спасителя и Богоматери в этот период были сю­жетными, т.е. они включались в групповые композиции, иллюстри­рующие различные сюжеты.

Первые образы Спасителя были аллегорическими — это Добрый Пастырь, несущий на плечах заблудшую овцу, жертвенный агнец с нимбом и крестом, рыбак или рыба. Христос изображался и в обра­зе античных героев и божеств — Геракла, Орфея, Гелиоса (см. выше). Портретные изображения Христа появляются не ранее конца II в., когда в христианском искусстве сформировалось представление о Его внешнем облике. Разумеется, это представление было весьма субъективным и не вполне соответствовало земной внешности Спа­сителя. С одной стороны, это происходило потому, что ближайшие ученики не оставили Его портретных описаний. С другой стороны, художники не стремились изобразить реального, земного Христа — для них это был идеал, изображение которого строилось по некоему живописному канону. Наиболее распространённым стал тип юного Христа с короткими волосами - за основу этой иконографии было взято изображение юного и прекрасного античного божества Апол­лона и врача Асклепия, поскольку в античной древности идеальной, самой лучшей порой в жизни человека считалась молодость, а ста­рость считалась безобразной. В IV в. появляется иконографический тип длинноволосого Христа с бородой — античной основой для такой иконографии стал образ философа. Первые подобные изображения находим в катакомбах Понтиана и Коммодиллы IV в. В последней фи­гура Христа представлена на фоне креста, а голова обрамлена ним­бом, по сторонам от которого изображены буквы альфа и омега.

Иконография Богоматери. Древнейшие изображения Богородицы сохранились на фресках в римских катакомбах и относятся к кон­цу II - первой половине III в. Многочисленны изображения сидящей Богоматери с Младенцем в сцене Поклонения волхвов, древнейшее из которых (конец II в.) находится в катакомбах Присциллы. Возмож­но, именно Богородица изображается в виде Млекопитательницы в катакомбах Присциллы, в кубикуле Велаты (вторая половина III в.). Она представлена как римская матрона, но с непокрытой головой. Млекопитательница представлена также с пророком (Исайей или Ва­лаамом, или персонификацией пророчества вообще), указующим на звезду (начало III в.) в катакомбах Присциллы. Как Оранта (моля­щаяся) с младенцем Христом на фоне груди Богоматерь изображена на Кладбище Майуса, по-видимому, времен Константина, т.е. первой половины IV в. Богоматерь одета как римская матрона, голова её по­крыта прозрачным покрывалом. Все эти варианты иконографии по­лучат своё развитие в дальнейшем.

Церковное предание об иконах. Согласно преданию, первым изо­бражением Спасителя стал Нерукотворный Образ, посланный Хри­стом царю Осроены Авгарю V.

Царь Авгарь (4 г. до Р.Х. — 7 г. по Р.Х., и 13—50 гг.) был правите­лем области Осроены со столицей в г. Эдессе. Он считается первым христианским правителем Месопотамии. С его именем связана апо­крифическая «переписка с Иисусом Христом». Согласно этому пре­данию, Авгарь и другие жители столицы были поражены тяжёлой болезнью. Прослышав о чудесных исцелениях, совершённых Хри­стом, Авгарь направил Ему послание, в котором называет Его Бо­гом, сошедшим с небес, и Сыном Божиим и просит посетить Эдессу, чтобы избавить его от страданий. В ответном послании Христос обе­щает послать к нему одного из своих учеников, но лишь после того, как «исполнит всё то, ради чего послан». После Вознесения Господ­ня в Эдессу пришёл Фаддей, апостод из числа 70, который исцелил и крестил царя, а потом и весь его народ (этот сюжет подробно описан в «Церковной истории» Евсевия (I, 13) и в сирийском памятнике на­чала V в. «Учение Аддая апостола»).

Сюжет о Нерукотворном Образе фиксируется в источниках толь­ко с VI в. (в передаче Евагрия Схоластика — ср. Церк. ист. IV, 27). Согласно легенде, Иисус, омыв лицо, отёр его платком (убрусом), на котором чудесным образом запечатлелся Его лик. Этот убрус был доставлен в Эдессу и стал, наряду с посланием Христа Авгарю, главной святыней города. Этот чудотворный образ помог Эдессе освободиться от персидской осады 544 г. В 944 г. Нерукотворный Образ был доставлен в Константинополь в обмен на 200 мусуль­манских пленников (в честь этого события установлен церковный праздник Перенесения Нерукотворного Образа Спаса, который со­вершается 16 августа). Реликвия была утрачена в 1204 г. во время разграбления Константинополя западноевропейскими рыцарями- крестоносцами.


Что касается образов рукотворных, т.е. собственно икон, то цер­ковное предание о начале христианского иконописания исходит из постановления VII Вселенского Собора (Никея, 787 г.) о том, что традиция живописных изображений восходит к временам апостоль­ской проповеди (Деяния Всел. Соб. Т. 4. С. 440). Создание наиболее почитаемых икон Богоматери в Византии приписывалось евангели­сту Луке,

Контрольные вопросы по теме

1. Что такое катакомбы?Как и почему они возникли?

2. Как и почему возникло храмовое строительство? Где происходили собрания христиан, пока у них не было своих храмов?

3. Каковы сюжеты христианских росписей в катакомбах? Почему первоначаль­ные изображения носили характер символов и аллегорий?

4. Какие новые данные для истории христианского искусства в III в. были по­лучены после раскопок в г. Дура Европос?

5. Когда появляется христианская скульптура?

6. Что такое «икона» в первоначальном, древнем смысле этого слова? Чем икона отличается от сюжетной композиции?

Дополнительная литература по теме

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 54—86 (места молитвенных собраний христиан I—III вв.), 133—163 (символы в раннехристианской живописи), 163—193 (изображения Спа­сителя), 194—211 (изображения Богоматери), 212—249 (изображения креста).

Квливидзе Н.В. Богородица. Иконография // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 501—504 (501-502).

Квливидзе Н.В. Иисус Христос. Иконография // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 705— 713 (705-707).

Мещерская Е.Н., Панченко КА. Авгарь // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 88—90.

Озолин И, прот. Икона Ц ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 8-13.

Попова О. С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211—303.

Сусленков В.Е. Дура Европос // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 341-346 (345-346).

Уайбру X. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослуже­ния византийского обряда. М., 2008. С. 34-38 (Обстановка евхаристии. Рождение иконографии).

Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 144—146, (Места совместного поклоне­ния), 188-217 (Христианское искусство. Церковь в катакомбах).


1.4. История догматов. Апологетика. Борьба с ересями

1.4.а. Зарождение и основные тенденции развития раннехристианского богословия. Апологеты

(КА. Максимович, С А. Медведев)

Понятие о богословии. В практике вузовского преподавания тер­мин богословие (иначе теология — ср. греч. θεολογία) обозначает со­вокупность духовных учебно-научных дисциплин, целью которых является познание Божественного доступными человеку рациональны­ми (философскими, историческими и т.д.) и иными методами. К сфере богословия относятся апологетика, догматика, литургика, экклесио- логия, патрология, каноническое право и другие дисциплины. Все они тесно связаны между собой. В самом деле, невозможно изучать дог­матику, не зная Свящ. Писания и церковной истории, так же как не­возможно изучать патрологию, не имея знаний в области догматики, церковной истории, экклесиологии. Экклесиология в свою очередь не существует в отрыве от исторической литургики, канонического права и многих других богословских дисциплин. Таким образом, богословие — это комплексная область человеческого знания о Боге и Его откровении в мире. В настоящее время богословие имеет разра­ботанную структуру (богословие основное, догматическое, сравни­тельное, нравственное и др.), собственные методы исследования и преподавания, прекрасную научную базу в виде разбросанных по всему миру духовных учебных заведений и богословских исследова­тельских центров.

Однако богословие конечно же не следует сводить только к си­стеме научных богословских дисциплин. Существуют и другие, по­рой гораздо более действенные способы богопознания, которые так­же имеют отношение к богословию — это церковное богослужение, искусство, гомилетика и агиография, личный опыт веры и аскезы, молитвенное созерцание. Однако все эти пути богопознания мо­гут быть названы «богословием» лишь в особом, расширительном смысле. В дальнейшем изложении мы будем использовать термин «богословие» в более узком, академическом значении, а именно как формулирование догматов веры с помощью специального аппарата понятий и терминов.

В начале истории Церкви богословие ещё не было оформлено как целостное христианское учение. В Евангелиях и апостольских посланиях мы находим лишь отдельные богословские идеи, сформу­лированные чаще всего в виде образов или пророческих откровений. Никакой богословской системы в ранней Церкви, конечно, не было, да и не могло быть. На создание такой системы потребовалось не­сколько веков напряжённой работы величайших умов христианства.

В Свящ. Писании слова богословие нет. У эллинов первоначаль­но «теологией» называли любое повествование о богах — например, гимны Гомера или поэмы Гесиода. Позднее «теологами» могли на­зывать философов, рассуждающих о богах. Особенно это относилось к платоникам, которые любили обожествлять изучаемые ими отвле­чённые категории и толковать различные народные мифы с фило­софской точки зрения.

Христианское церковное богословие зарождается в конце II в. Столь поздняя дата не должна нас удивлять. Дело в том, что под бо­гословием тогда подразумевалась не совокупность убеждений хри­стиан, а целенаправленное их изучение и приведение в систему с по­мощью разума.

Зарождение богословия в ранней Церкви. Люди, посвятившие себя богословским занятиям, появились в Церкви не сразу. Первые христиане зачастую были отрицательно настроены по отношению к окружающему миру и обществу. Для них мир и социум были испол­нены греха и шли навстречу скорой гибели. Свою задачу эти христи­ане видели в том, чтобы свидетельствовать перед миром о Мессии- Христе и Его совершенном учении, однако свидетельствовать не в красивых и убедительных словах, которые придумали не ведающие Бога грешники этого мира, чтобы скрыть свои пороки, а в силе Духа. Имея личный опыт общения с Богом (Христом, Св. Духом), первые христиане не нуждались в богословии как особом учении о Боге, как дисциплине, которую можно изучать по книгам или пере­давать словами. Поэтому они не составляли схоластических сумм, учебников и символов. Книги Нового Завета, да и последующая христианская литература[XIX], хоть и повествовали о предметах веры, но делали это просто, без мудрствований и часто несистематично, а вскользь, мимоходом, как будто предполагая, что читатели уже зна­ют о многих таинственных вещах. Ранние христианские авторы по-


РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) лучали свои знания о Боге не только из богословских размышлений и апостольской традиции, но и непосредственно из Божественного откровения.

Кроме того, христианство первоначально привлекало к себе в основном выходцев из социальных низов. Их искренняя и простая, «детская» вера была основана не столько на разуме, сколько на чув­ствах, она не требовала сложных догм и длинных философских рассу­ждений. Божество для первых христиан было предметом не размыш­ления, а непосредственного мистического переживания. Кроме того, отношение к христианству как к религии рабов, люмпенов, женщин и детей (см. выше, гл. /.2г. Распространение христанства в Римской империи) отвращало от него образованных людей, способных создать богословскую систему, основанную на категориях и методах филосо­фии. В апостольский век слово «философия» ассоциировалось толь­ко с бесплодными мудрствованиями эллинских мыслителей и поэто­му упоминается в Писании только в отрицательном контексте, ср.:

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имее­те полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. II, 8-10).

Вместе с тем уже в Новом Завете обнаруживаются начатки того, что впоследствии разовьётся в христианское богословие. Следы по­следовательного мышления в разработке богословских идей можно найти в посланиях ап. Павла. Однако «апостол язычников» ещё не является христианским богословом в том смысле, в каком ими были отцы Церкви позднейших веков. В своём богословском методе он предстаёт учеником не столько греческих философов, сколько рав­винов. Приписываемое Павлу (но, видимо, ему не принадлежащее) Послание к евреям содержит самостоятельно обоснованную соте- риологическую концепцию, однако стиль выражения ещё очень не­строгий, с опорой не столько на рациональные понятия и категории, сколько на религиозную символику. Более отвлечённый стиль иоан- новского корпуса также всё ещё не является научно-богословским - в том числе потому, что не опирается в своём дискурсе (изложении) на античную философскую традицию.

Прозвище апостола и евангелиста Иоанна — Богослов — не проти­воречит этому утверждению. Во-первых, оно было дано ему гораздо позднее, когда в Церкви уже появился научный (философский) ап­парат богословия. Во-вторых, богословие Иоанна лишь с большой

1.4. История догматов. Апологетика. Борьба с ересями натяжкой можно назвать богословием в смысле системной доктри­ны — по сути, оно гораздо ближе к пророческому откровению.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: