• Русский язык и иностранные языки (усвоение заимствованных слов, пополняющих словарный состав русского язык);.
• Русский язык и история – обогащают знания школьников в области этимологии, лексики и фразеологии, особенно это касается понятий (и слов), связанных с историческим прошлым страны.
• Русский язык и музыка. Действенной для речевого развития является связь уроков русского языка с уроками музыки, основанная на фонетико-интонационной и эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала.
• Русский язык и изобразительное искусство. На уроках развития связной речи, обращаясь к репродукциям картин известных отечественных и зарубежных живописцев, учитель опирается на знания, полученные школьниками на уроках изобразительного искусства. Использование живописи на уроках русского языка позволяет соединить в сознании ребенка изображение и слово, а это, в свою очередь, влияет на развитие творческого мышления и речевых способностей. Кроме того, такая работа способствует эстетическому воспитанию учащихся.
Тема. Учебник и учебные пособия по русскому языку
Терминологический минимум
Учебник – это книга для учащихся и учителя, в которой излагается материал в соответствии с программой по предмету. Учебник помогает ответить на вопрос: чему и как учить?
Функции учебника: познавательная (работая с учебником, школьники знакомятся с основами знаний по языку и речи), систематизирующая (знания представлены в виде системы), развивающая (реализуется в процессе выполнения упражнений, заданий по развитию речи.), воспитательная (специально подобранный дидактический материал на основе высокохудожественных текстов способствует воспитанию любви и уважения к родному языку, к своей Родине).
Практический материал учебника предусматривает формирование и совершенствование учебно-познавательных, правописных и речевых умений, развивает навыки самостоятельной работы.
Структура учебника состоит из следующих компонентов:
• теоретические сведения об основных явлениях языка, представленные в форме наблюдения, правил, вопросов и заданий;
• иллюстративный материал (рисунки, примеры, схемы, таблицы и т. п.);
• аппарат ориентировки (оглавление, заголовки, предметный и именной указатели и т. п.).
В школьных учебниках по русскому языку обычно используются индуктивный и дедуктивный способы подачи языкового материала.
· Индукция – способ презентации языкового материала, в основе
которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу.
· Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила.
Понятия в любом учебнике по русскому языку представлены с помощью терминов или определений.
• Термин – это слово языка науки, точно и однозначно фиксирующее определенное понятие науки. Термины могут состоять из одного слова: морфема, словосочетание, транскрипция и из словосочетаний: составное глагольное сказуемое, дидактический материал, учебный процесс и др.
• Определение (или дефиниция) – это форма раскрытия соответствующих понятий.
Наряду с учебником, в качестве средства обучения используются разнообразные пособия по русскому языку («Справочник школьника», сборники контрольно-проверочных работ, тесты, рабочие тетради), позволяющие дополнить, расширить и углубить теоретический и практический материал курса.
Тема. Методы и приемы обучения русскому языку
Терминологический минимум
Метод обучения – это система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения последним знаниями, умениями и навыками.
Прием – это частное проявление, реализация метода в ходе изучения той или иной темы. Выступая составной частью метода, прием определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы. Одни и те же приемы могут быть использованы в различных методах обучения.
Приемы обучения русскому языку:
– «предметных» действий;
– составления плана;
– использования обучающего диктанта;
– постановки проблемного вопроса и др.