Ю.К. Бабанский при комплексной классификации методов обучения руководствовался целостным деятельностным подходом.
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и др.);
· методы стимулирования и мотивации учения (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.);
· методы контроля и самоконтроля (устный, письменный, компьютерный опросы и др.).
А.В. Текучев предложил классифицировать методы по следующим признакам:
· источнику получения учащимися знаний;
· степени и характеру участия школьников в учебном процессе;
· характеру и месту выполнения заданий.
В соответствии с этой классификацией выделяются следующие методы обучения: слово учителя, беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор), упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебником, экскурсия.
А.В. Дудников рассматривал методы обучения как определенные способы мышления,с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. В соответствии с этим ученый предложил следующие методы: индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный.
|
|
В основе индуктивного метода лежит наблюдение над конкретными языковыми фактами, в результате которого школьники приходят к общему выводу о языковом явлении.
Дедуктивный метод предусматривает анализ от общего вывода (правила) о языковом понятии к конкретному факту языка, от общего к частному.
Индуктивно-дедуктивный метод сводится к использованию сначала индукции (наблюдения), которая постепенно переходит в дедукцию, т. е. общий вывод.
Дедуктивно-индуктивный метод предусматривает обратный порядок работы – от общего правила к рассмотрению конкретного языкового факта.
Л.П. Федоренко рассматривает методы обучения как способы работы учителя и ученикас отобранным для изучения языковым материалом. Основой классификации методов обучения русскому языку, предложенной Л.П. Федоренко, являются источники знаний:
· школьники узнают основные понятия языка, разделы грамматики, правила правописания от учителя или из учебника;
· закрепляют эти знания и получают навыки использования правил в практической деятельности – в процессе выполнения упражнений со специально подобранным дидактическим материалом;
· запоминают теоретические сведения и правила их использования из языкового общения и чтения литературы.
На основании трех источников получаемых знаний Л.П. Федоренко выделено три группы методов обучения русскому языку:
1. методы теоретического изучения языка: сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику;
2. методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи: упражнения, сопровождаемые языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение (реконструирование), конструирование;
3. методы практического изучения языка и обучения речи: анализ текста, изложение, сочинение.