ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
СОСТАВ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И.Е. Путятин
Вводная лекция
Общее знакомство с курсом. Значение изучения истории искусств для
образования будущего архитектора. Архитектура как изобразительное и
выразительное пространственно-временное искусство. Взаимодействие и
синтез различных искусств в архитектуре. Содержательные основы
художественной формы. Проблема традиции и историзма в искусстве
вообще и в современной художественной практике. Взаимодействие
«свободных» и «несвободных» искусств. Значение истории искусства в
творческой и человеческой этике архитектора. Проблемы времени и
вечности в художественном творчестве. Общая периодизация развития
русского искусства, его основные стили и направления.
2. Искусство скифов и древних славян
Предыстория русского искусства. Формирование скифского искусства и его
связи с последующими периодами и русским народным искусством.
Периодизация искусства скифов и древних славян. Развитие стиля.
|
|
Отражение мифологии, космологии и культуры скифов в художественных
образах. Взаимовлияния скифского и классического древнегреческого
искусства. Композиционные и пластические особенности на примере
основных памятников. Зодиакальная символика искусства античности и
скифского звериного стиля как изобразительный язык пространственновременных отношений. Искусство древних славян и его религиозные
основы.
Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв.
Первые памятники христианского искусства Древней Руси (Ильинский
собор и Десятинная церковь в Киеве). Античные и индо-иранские черты
славянского искусства во взаимодействии с искусством Византийским.
Особенности стиля и изобразительного языка этого периода.
«Монументальный историзм» по Г.К. Вагнеру. Единство стиля различных
видов искусства: мозаики, фрески, рельефы, книжная миниатюра, эмали,
мелкая пластика. Мозаики и фрески Софии Киевской и Михайловского
Златоверхого монастыря. Система росписей древнерусского храма,
иконография Христа-Пантократора, Богоматери Оранты и Евхаристии.
Миниатюры Остромирова Евангелия и Изборника Святослава: сюжеты,
художественные связи с перегородчатыми эмалями. «Трансформация
монументального историзма». Фрески Кирилловской церкви в Киеве и
церкви Спаса на Берестове. Рельефы из Киево-Печерской лавры и
Михайловского Златоверхого монастыря: античные и византийские мотивы
в древнерусском искусстве.
4. Искусство Киевской Руси:
Древний Новгород и Псков XI-XIII вв.
Особенности стиля новгородского искусства. Фрески Софии Новгородской
|
|
(иконография деисиса), Николо-Дворищенского собора, собора Рождества
Богородицы Антониева монастыря, Георгиевской церкви в Старой Ладоге,
церкви Спаса на Нередице. Особенности систем росписей новгородских
храмов. Иконы Новгорода XI-XIII веков: характер живописи и сюжеты.
Росписи Спас-Мирожского монастыря во Пскове (особенности стиля, формы
и цвета, расположение в пространстве храма). Иконография образов Спаса
Нерукотворного, Успения, великомученика Георгия, святителя Николая.
Псковские иконы XIII века.
Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.
«Перемещение» центра художественной культуры на северо-восток Руси.
Храмостроительная деятельность князя Андрея Боголюбского. Развитие
скульптуры. Собор Рождества Богородицы в Боголюбове, Успенский собор
во Владимире (монументальные росписи), церковь Покрова на Нерли
(система скульптурной декорации фасада), иконография Покрова в
иконописи. Развитие стиля владимиро-суздальской скульптуры.
Дмитриевский собор во Владимире (рельефы и росписи интерьера,
иконография Страшного Суда), особенности владимиро-суздальских икон.
Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских
храмов. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (характер фасадной
декорации, сюжеты рельефов, их символика). Собор Рождества Богородицы
в Суздале (рельефы, фрески, «златые врата»).
Творчество Феофана Грека
И искусство Новгорода и Пскова XIV-XV вв.
Историко-политические и народные основы самобытности искусства
Древнего Новгорода. Иконы Знамения Богородицы и «Битва Новгородцев с
суздальцами». Развитие новгородской школы (стиля) живописи в XIII-XIV
веках: иконы и фрески (церковь Спаса на Ковалѐве, Успения на Волотовом
поле). Проблемы интерпретации изобразительного языка живописи в связи с
идеями исихазма. Творческие особенности стиля Феофана Грека (фрески
церкви Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде). Иконы Феофана
Грека и его круга (Донская икона Богоматери с Успением на обороте, деисис
Благовещенского собора Московского кремля, Преображение). Иконография
Преображения. Искусство Новгорода после Феофана Грека: иконы конца
XIV-XVI веков. Особенности псковской школы (стиля) живописи XIV-XV
вв. Иконография «Собора Богоматери».
Творчество Андрея Рублёва и художников его круга
Предвозрождение и ренессансные тенденции в московском искусстве
рубежа XIV-XV веков. Иконы из иконостаса Благовещенского собора
И.Е. Путятин. История русского искусства 7
Московского кремля (совместная работа с Феофаном Греком и Прохором с
Городца). Работы в Успенском соборе во Владимире (вместе с Даниилом
Чѐрным). Иконография Страшного Суда. Списки с Владимирской иконы
Богоматери. Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций - буквицы,
заставки, изображения Евангелистов и их символов, особенности их стиля и
символики). Звенигородский чин. Работы в Троицком соборе ТроицеСергиевой лавры. Икона Троица Рублѐва (особенности иконографии,
композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного
мира) в сравнении с иконографией Троицы Ветхозаветной или
«гостеприимства Авраама».
Иконостас: история формирования и символика
Символическое и функциональное значение иконостаса в восточнохристианском храме. Исторические и внеисторические прообразы
иконостаса. Эволюция алтарной преграды и еѐ основные составные части.
«Классический» пятиярусный иконостас XV-XVI веков. Смысл
расположения ярусов (чинов: местный, деисисный (деисусный),
праздничный, пророческий, праотеческий), их состав и центральные иконы.
Годовой круг церковных праздников и их иконография. Местные иконы.
|
|
Варианты изображений на Царских вратах и боковых дверях иконостаса.
Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и
основные составные части. Особенности расположения рядов и иконографии
деисиса. Ордерное оформление иконостасов (история формирования с
раннехристианской эпохи, символика, формальные особенности).
9. Творчество Дионисия и тема Акафиста
в древнерусской живописи
Развитие древнерусского искусства в деятельности последователей Андрея
Рублѐва. Стилистические особенности заключительного периода
древнерусского искусства. Проблема самобытности и «поствизантийский
маньеризм». Работы Дионисия для Московского кремля: иконы и фрески
(Успенский собор). Иконография Богоматери Одигитрии. Колористические
нововведения Дионисия: особенности живописной техники и стиля,
композиции и цвета. Иконы из Павлова Обнорского монастыря и «Успение»
из Дмитрова. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова
монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).
Акафист как поэтическая форма византийской литературы. Тема Акафиста
во фресках Ферапонтова монастыря и росписях Смоленского собора
Новодевичьего монастыря в Москве (связь с архитектурой, особенности
иллюстрирования поэтического текста - «сугубый аллегоризм»).
10. Московское искусство XVI в.: фрески и иконы
Работы сыновей Дионисия в Благовещенском соборе Московского кремля.
Новый характер монументальной живописи (Смоленский собор
Новодевичьего монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в
Ярославле). Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая
характеристика: развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные»
сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание
назначения и смысла иконы. Дело дьяка Висковатого и положения
Стоглавого собора о работе иконописцев. Списки со знаменитых древних
икон. Строгановская школа (стиль) живописи.