ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Юридические прецеденты в РФ.
ФОРМЫ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В РФ В КАЧЕСТВЕ ФОРМ ПРАВА ИСПОЛЬЗУЮТ:
1. Правовые обычаи.
2. Юридические прецеденты.
3. Договоры нормативного содержания.
4. Нормативно-правовые акты.
Правовые обычаи в РФ используются тогда, когда их применение оговорено в
действующем нормативно-правовом акте. Например, в Гражданском Кодексе РФ
имеется ссылка на возможность использования в некоторых случаях обычаев
делового оборота (ст. 5). Правовые обычаи в РФ используются редко.
В качестве формы права используются незначительно, прежде всего они
являются результатом деятельности Конституционного Суда.
Договоры нормативного содержания в РФ принимают все большее значение как
форма права. Это связано с тем, что в Конституции РФ имеется положение о
том, что международные договоры являются составной частью правовой системы
РФ. При этом, если в международном договоре установлены другие правила, чем
в национальном нормативно-правовом акте, то применяются правила
|
|
международного договора.
В качестве договоров нормативного содержания в РФ используются:
1. Международные договоры РФ.
2. Соглашения между федеральными государственными органами и
государственными органами субъектов РФ.
3. Коллективные договоры между работодателями и работниками.
Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права в
РФ.
Правотворчество(нормотворчество) – это форма государственной деятельности, направленная на создание, изменение, отмену норм права.
Принципы осуществления правотворчества:
1.демократизм;
2.профессионализм;
3.законность;
4.гуманизм;
5.научный подход;
6.тщательность и скрупулезность подготовки;
7.использование современной законодательной техники.
Правотворчество выступает завершающим этапом процесса формирования
государственной воли в правообразовании.
Правообразование включает в себя следующие этапы:
- научный анализ действительности;
- выработка взглядов и концепций на необходимость правового регулирования;
- учет предложений, замечаний граждан и организаций, общественного мнения
по вопросам правового регулирования;
- правотворчество.
На правообразование и правотворчество влияют многочисленные факторы:
экономические, политические, социальные, национальные, идеологические,
организационные, внешнеполитические.
1. Принятие норм права в результате референдума;
2. Принятие законов, других нормативных актов органами государственной
власти;
3. Заключение договоров, соглашений нормативного характера между
федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;