Теория естественного права. 5 страница

3) По функциональному назначению:

законодательные;

исполнительные;

судебные;

надзорно-контрольные и т.д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов - законов обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). В юридической литературе используется обобщенное название общегосударственного представительного законодательного органа – «парламент». Слово «парламент» происходит от французского глагола «parler - говорить». «Родиной» парламентаризма как явления характеризующего систему представительной демократии считается Великобритания, в которой парламент сформировался как самостоятельный государственный орган. К законодательным органам в Российской Федерации относятся двухпалатное Федеральное Собрание России (в структуру которого входят Государственная Дума и Совет Федерации), а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве (т.е. на реализацию законов).

К исполнительным органам государственной власти в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам связанным с разрешением спорных ситуаций возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений.

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения, как это делает парламент (исключением являются прецеденты в странах англосаксонской правовой семьи), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме, суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор, гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); адимистративные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т.д.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых странах также судебных следователей, прокуроров) а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией (коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех), либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей), действующих в судебном процессе в рамках установленных сроков и процедур.

К числу нетрадиционных органов государственной власти в России относят институт главы государства – Президента, который официально не входит ни в одну из ветвей власти перечисленных в ст. 10 Конституции, однако отнесен в ст. 11 к числу субъектов осуществляющих государственную власть и обладающий целым рядом прерогатив (исключительных прав) в наиболее важных сферах связанных с осуществлением властных полномочий.

Кроме того специфическими властными полномочиями обладают государственные органы осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (Прокуратура, Счетная палата, Конституционный Суд). В частности прерогативой Конституционного Суда Российской Федерации является толкование Конституции, а также рассмотрение на предмет их соответствия Конституции нормативно-правовых актов принимаемых и действующих на территории России. Причем, если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению (п.6 ст. 125 Конституции РФ).

Принципы организации
и деятельности государственных органов

В основу формирования, функционирования и взаимодействия государственных органов положена совокупность специальных принципов.

В настоящее время, наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения.

Как правило, избираются депутаты законодательных собраний и главы государств –президенты (при республиканской форме правления), однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.

Назначение, в отличие от выборов, осуществляется не всеми дееспособными гражданами, а строго определенными субъектами. Например, Президент России может в индивидуальном порядке решить вопрос о назначении министра обороны, министра внутренних дел, а в исключительных случаях и Председателя Правительства. Если решение принимается коллегиальным органом, то в отношении кандидата на должность проводится голосование. Например, назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Назначение не предполагает альтернативы. Если представленный кандидат не утверждается на должность, то, либо представляется новая кандидатура, либо обсуждение и голосование по поводу той же кандидатуры проводится еще раз. Например, Президент России выносит на обсуждение Государственной Думы кандидатуру возможного Председателя Правительства. В случае если Государственная Дума отклоняет представленную кандидатуру, Президент может в течение недели представить Думе нового кандидата либо предложить провести повторное голосование по ранее выдвинутой кандидатуре.

Каким образом государственный аппарат осуществляет управление обществом.

Сначала происходит регуляция общественных отношений при помощи права: издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы права – правила поведения в конкретных ситуациях. Все граждане, их ор­ганизации, должностные лица и государственные органы должны подчи­няться нормам права, реализовывать их в своем правовом поведении. Не­обходимо следить также за тем, чтобы эти правила не нарушались.

Таким образом, выделяют три основные формы деятельности государственных органов:

правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов;

правоисполнительную – как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права;

правоо­хранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечива­ющую соблюдение правовых норм.

Осуществляя функции государства, государственные органы использу­ют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы принуждения, предус­матривающие в случае необходимости возможность применения насилия.

Основными принципами функционирования государственного аппарата являются гуманизм, законность, демократизм, гласность, централизм, профессионализм и т.д.

Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государ­ства. В переводе с латыни homo – это человек, humanus – человеческий, человечный. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обра­тить внимание на два момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое, даже не стоящая перед государством любая великая цель (напри­мер, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большин­ства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых ис­ключительных случаях, например, в случае противоправного поведения.

Демократизм. В переводе с греческого «демократия» означает «народовластие». Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на учас­тие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.

Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого в принятии по­литических решений. В конституциях большинства государств закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на ре­ферендуме, участие в демонстрациях, собраниях, митингах, шествиях, пи­кетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (так называемое право петиций). Представитель­ная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства.

Гласность. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе глас­ности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его пра­ва и законные интересы, а в более широком плане – формирование обще­ственного мнения о деятельности государственного аппарата.

Законность. Вся деятельность государственных органов урегулирова­на нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет со­держание принципа законности. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять реше­ния вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Орга­ны государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» – по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального уп­равления подчиняется как вышестоящему территориальному или цент­ральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему терри­ториальному органу.

Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность – это деятельность доста­точно сложная и специфическая, что обусловлено современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложностью общест­венных отношений. Практика показывает, что управление обществом наи­более качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране настоящий принцип долгое время недооценивался.

Кроме того в качестве принципов формирования, функционирования и взаимодействия органов государства можно выделить такие как:

Принцип единства и разделения государственной власти. Данный принцип предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Принцип координации и субординации. Этот принцип подразумевает как вертикальное (субординационное) взаимодействие между государственными органами, основанное на иерархическом (ступенчатом) построении и подчиненности одного государственного органа другому, и горизонтальное взаимодействие между государственными органами, т.е. отношения построенные на основании общности интересов. Горизонтальное структурирование государственного аппарата осуществляется в соответствии с выполняемыми разными государственными органами конкретных функций и задач в определенных сферах.

Принцип централизации и децентрализации подразумевает с одной стороны сосредоточение и единство государственной власти, что вытекает из государственного суверенитета. С другой стороны, такая жесткая концентрация власти в едином центре сковывает процессы государственного функционирования, так как предполагает длительную передачу управленческих решений по вертикали. В этой связи возникает необходимость предоставления определенной автономии государственным органам в принятии управленческих решений на местах, что предопределяется как лучшей ориентацией в конкретно-сложившейся обстановке, так и оперативностью в разрешении конкретных задач.

Вопросы для самоконтроля:

Как соотносятся понятия «механизм государства» и «аппарат государства»?

Какова структура механизма государства? Перечислите его основные элементы.

Сформулируйте понятие и раскройте основные признаки аппарата государства.

Как соотносятся понятия «аппарат государства» и «орган государства»?

Сформулируйте понятие и перечислите основные признаки органа государства.

Назовите основные принципы функционирования и деятельности государственных органов.

Классифицируйте государственные органы по различным основаниям.

Дополнительная литература

Аверьянов В.Б. Содержание деятельности аппарата государственного управления и его организационные формы // Советское государство и право. – 1988. – № 6. – С. 60 - 68.

Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. –С. 121 – 432.

Агаков А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. – 1998. – № 4. – С. 19 - 25.

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. – 1996. – № 3.

Братко А.Г. Правоохранительная система. Вопросы теории. – М., 1991.

Габричидзе Б.Н., Каланда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. – 1995. – № 12. – С. 19 - 26.

Григонис Э. П. Государственный механизм и формы правления. Механизм правового государства: Монография // Санкт-Петербургский ГУПП, Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб, 1999. – С. 122 – 158.

Григонис Э.П. Механизм государства: вопросы теории и практики. – СПб., 1999.

Деев Н.Н. От государственного аппарата к государству-ассоциации // Правоведение. – 1990. – № 5.

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. – 1997. – № 8. – С. 44-50.

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. – М.,1995.

Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право. – 1992. – № 8.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы и перспективы / Отв. ред. Бачило И.Л. – М.: Юристъ, 1988.

Колдаев В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. – М., 1993.

Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность. – 2001. – № 1. – С. 29 - 30.

Макаренко В.П. Групповые интересы и властно – управленческий аппарат: к методологии исследования // СОЦИС. – 1997. – № 7.

Марченко М.Н. Разделение властей в государственном механизме // Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 1999. – Гл.8.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. – М.: Юрид. лит-ра. – 1998. – 253 с.

Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. – 1999. – № 4. – С. 27 - 34.

Пляйс Я. Политическая власть в России в поисках новой идентичности // Власть. – 2001. – № 10. – С. 23 - 34.

Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. – 1999. – № 4. – С. 18 - 27.

Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. – М.: Юрид. лит., 1994. – Гл. 1, § 1. Гл. 2, § 1.

Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. – М.: Юристъ, 1998. – Гл. 1, 2.

Ромашов Р.А. Государство (предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации). – СПб.: Ин-т правоведения и предпринимательства. – 1998. – 205 с.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994.

Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. – 1993. – № 8.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. – М., 1994.

Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. – Гл. 9-4.

Шматко Н.А. Феномен публичной политики // СОЦИС. – 2001. – № 7.

Терминологический словарь

Механизм государства – это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Аппарат государства – это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций (т. е. для управления об­ществом).

Орган государства – это самостоятельное подразделение государ­ственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, об­ладающее установленной законам структурой и наделенное определен­ной компетенцией.

1. Подберите понятие к данному определению: «Система взаимосвязанных и взаимодействующих госу­дарственных органов, при помощи которых обеспечивается вы­полнение внутренних и внешних функций государства».

1. Правительство.

2. Механизм государства.

3. Форма государства.

2. К какому понятию относится следующее определение: «От­носительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей ком­петенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу го­сударства»?

1. Правящая партия.

2. Государственный орган.

3. Орган местного самоуправления.

3. Назовите признак, не относящийся к признакам государст­венного органа?

1. Формируется по воле государства и от его имени осущест­вляет свои функции.

2. Имеет юридически закрепленную структуру, выполняет строго определенные, установленные в законода­тельном порядке виды деятельности.

3. Деятельность государственного органа, наделенного определенными материальными средствами, основана на принципе самоокупаемости.

4. В соответствии с принципом разделения властей государственные органы подразделяются на:

1. Федеральные и субъектов федерации.

2. Законодательные, исполнительные и судебные.

3. Коллегиальные и единоначальные.

5. Определите, к какой разновидности государственных органов относятся органы, избираемые населением?

1. Первичные.

2. Производные.

3. Судебные.

6. Какой орган государства в Российской Федерации имеет право принятия нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на всей территории страны?

1. Президент РФ.

2. Правительство РФ.

3. Федеральное Собрание РФ.

7. Какой принцип организации и деятельности аппарата госу­дарства выражается в организации основных ветвей государст­венной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на основе четкого разграничения компетенции в целях предот­вращения монополизации властных полномочий в руках одной из них?

1. Разделения властей.

2. Демократического централизма.

3. Коллегиальности и единоначалия.

8. Какой из перечисленных принципов не является принципом формирования и деятельности органов государственной власти:

1. Принцип субординации и координации.

2. Принцип интернационализма.

3. Принцип единства и разделения властей.


9. Какие из перечисленных образований не входят в государствен­ный аппарат?

1. Политические партии и профсоюзы.

2. Представительные и исполнительно-распоря­дительные органы власти.

3. Судебные органы и органы государственного надзора и контроля.

10. Система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов – это

1. Гражданское общество.

2. Механизм государства.

3. Исполнительная власть.

Тема 7. Форма государства

Учебные вопросы:

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма территориального устройства.

4. Политический режим.

Понятие формы государства

Существует три основных смысла философской категории форма:

1) как разновидность чего-либо;

2) как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);

3) как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду, прежде всего, форма как способ устройства, а также как выражение внутреннего содержания. В данном случае можно говорить о том, что эти два представления о форме дополняют друг друга и позволяют наиболее полно представить категорию «форма государства».

Форма государства включает в себя совокупность признаков, характеризующих государство как страну, организацию публичной политической власти, социально-политическую организацию, объединяющую членов общества и управляющую ими

При характеристике формы государства необходимо иметь в виду, что она тесно связана и, в конечном счете, определяется его сущностью, содержанием.

Категория «форма государства» показывает особенности организации государства (государственного строя), порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их властной компетенции, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.

В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Учеными высказываются различные точки зрения.

Отдельные авторы рассматривали форму государства как «внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства – между высшими органами государственной власти, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства», либо, говоря о форме государства, полагали, что данная категория «показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности».

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов XX века было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства.

Наряду с отмеченной точкой зрения, в юридической литературе высказывались мнения о том, что форма государства тождественна форме правления и между этими понятиями нет никакого различия.

В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государствен­ного устройства и форму политического режима.

Наряду с элементным подходом (полезным и необходимым, особенно в учебных целях), стали выдвигаться предложения о системном анализе формы, о необходимости учитывать не только элементы и их качества, но и связи, соединяющие элементы в единое, целостное образование (форма государства).

Представляется достаточно удачным определение формы государства данное Л.И. Спиридоновым, по мнению которого «форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)». Взяв данное определение за основу следует в дальнейшем охарактеризовать основные элементы в совокупности образующие общее представление о форме государства.

Форма правления

В юридической литературе не существует единого подхода к определению формы правления. В работах одних авторов данный феномен определяется как «комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними». У других в подобного рода определение включается также характеристика взаимоотношений государственной власти с населением, и форма правления рассматривается как «способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением».

По мнению авторов данного учебника форма правления представляет собой институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

Как правило, классификация форм правления в литературе осуществлялась и осуществляется в зависимости от численного состава высших органов государственной власти представляющих государство на внутренней и внешнеполитической арене.

Начиная с античного периода различались монархии (власть принадлежит одному), аристократии (власть принадлежит немногочисленной элите) и демократии (власть принадлежит народному большинству).

По словам Платона, «Монархия, власть немногих и власть большинства – это три вида государственного правления … Если мы разделим каждое из этих трех надвое, у нас получится шесть видов … Из монархии мы выделим царскую власть и тиранию, из владычества немногих – аристократию и олигархию. Что касается власти немногих, то … и при ней, как и при других видах государственной власти, бывает управление согласное с законами и противозаконное».

Аристотель также выделял шесть видов государственного устройства; три рассматривались им как правильные, три – как неправильные, т.е. как извращения первых трех. Правильные виды правления, по Аристотелю, - царская власть, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия, демократия.

Царская власть – правление одного, имеющего в виду общее благо; тирания – правление одного, руководящегося собственной выгодой. Аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития (термин полития обыкновенно употребляется для обозначения республиканского строя, преимущественно демократического) – правление большинства, отбираемого на основе определенного ценза и пекущегося об общем благе; демократия – правление большинства. В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах правления усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных – отсутствие таковой.

Сходные взгляды выражали Полибий и Цицерон: «… Каждому государственному устройству присуще от природы и сопутствует ему то или другое извращение: царству сопутствует так называемое самодержавие, аристократии – олигархия, а демократии – необузданное господство силы». В связи с круговоротом государственного общежития, порядком природы формы правления меняются, «переходят одна в другую, меняются. Правда, при всей ясности понимания этого предмета возможно ошибиться во времени, когда речь заходит о будущей судьбе государственного устройства; однако при незлобивости и беспристрастии суждения редко можно ошибиться относительно того, когда государственное устройство достигает наивысшего развития или когда приходит к упадку, или же когда превращается в другую форму правления».

Взгляды, высказанные античными мыслителями, послужили идейно-теоретическими основаниями для дальнейших исследований в данной области. В частности выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли в своей работе «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» представляет традиционную для античных авторов систему из шести форм: трех правильных и трех неправильных. Вместе с тем в своих работах Макиавелли пошел дальше своих античных учителей. Во-первых, именно ему принадлежит заслуга, связанная с внедрением в широкий оборот термина stato качественным образом менявшего понимание социальной сути государства как владения государя (именно в таком понимании оно сохранилось в русском языке) и предполагавшего понимание государства как политического порядка (устройства, системы). Кроме того, именно Макиавелли впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы правления, противоположный монархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: