Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 4 страница

Мицкевич А.В. Свод законов России – насущная необходи­мость // Журнал российского права. – М., 1997. – № 2. – С. 3-13.

Морозова Л.А. Современное состояние российского законода­тельства и его систематизация // Государство и право. – 1999. – № 2. – С. 23-31; № 3. – С. 21-37.

Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретиче­ские аспекты) // Правоведение. – 2000. – № 1. – С. 9-20.

Надеев Р. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция. – 1998. – № 1. – С. 38-40.

Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. – М.: Юристъ, 1999. – Гл. 4.

Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во Спарк, 1998. – С. 56 - 64.

Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законода­тельства Франции // Журнал российского права. – М., 2001. – № 9. – C. 109-119.

Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. – 1999. – № 9. – С. 5-12.

Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. – М., 1993.

Поленина С.В. Законодательство в Российской Федерации. – М., 1996.

Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. – М., 1995.

Пшеничников М.А. и др. Законотворческая техника советской России: состояние проблемы, совершенствование // Юрист. – 2001. – № 7. – С. 47-58.

Рабко Т. Выявление правовых актов субъектов Федерации, не соответствующих законам и Конституции РФ // Законность. – 2001. – № 10. – С. 15-16.

Рарог А.И., Грачева Ю.В. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения // Государство и право. – 2002. – № 11. – С. 93-100.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 1995. – Гл. 9.

Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб., 2003.

Соколова Н.С. Система законодательства и виды нормативно-правовых актов // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 7.

Талянин В.В. Законодательная система современной России // Труды МГЮА: Сборник статей. – 2003. – № 10. – С. 188-192.

Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. – 1997. – № 4. – С. 91-99.

Чухвичев Д.В. Законодательная техника. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 239 с.

Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. – М., 1997.

Щупленков В.П. Законотворчество: Фундаментальный курс. – M., 1993.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрид. лит., 1990.

Терминологический словарь

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, пред­ставляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естествен­ного права, социальных потребностей и интересов граждан в норма­тивно-правовой акт.

Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов воз­буждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, измене­нии или отмене закона.

Система законодательства – это 1) совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм; 2) упорядоченная совокупность нормативно-правовых актов, действующих в данный момент в государстве, в которых излагаются нормы права.

Систематизация законодательства – это 1) вид юридической деятельности, направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему; 2) это деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях, удобства пользования ими на практике.

Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Инкорпорация - постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания.

Консолидация представляет собой объединение мелких нормативно- правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в укрупненный нормативно-правовой акт.

1. К какому понятию относится следующее определение: «Дея­тельность, направленная на совершенствование и упорядочение законодательства»?

1. Систематизация законодательства.

2. Система законодательства.

3. Правовая система.

2. Что из перечисленного имеет отношение к система­тизации нормативно- правовых актов?

1. Учетнормативного материала.

2. Соблюдение юридических норм.

3. Реализация правовых норм.

3. Укажите разновидность систематизации нормативных пра­вовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и (или) предметному критериям в разного рода сборники и соб­рания?

1. Консолидация.

2. Кодификация.

3. Инкорпорация.

4. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Упорядочение юридических норм в процессе правотворчества компетентными органами, когда отменяются ранее действовав­шие законы, юридичес­кие нормы перерабатываются, вводятся в единую систему и из­дается единый юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт».

1. Легализация.

2. Кодификация.

3. Консолидация.

5. К какому понятию относится следующее определение: «Фор­ма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвя­занным вопросам, в один укрупненный акт»?

1. Инкорпорация.

2. Консолидация.

3. Кодификация.

6. Результатом какой из форм систематизации законодательства является Собрание законодательства Российской Федерации?

1. Инкорпорации.

2. Консолидации.

3. Кодификации.

7. Какой из перечисленных нормативно-правовых актов не является результатом кодификационной деятельности компетентных органов?

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Устав патрульно-постовой службы.

3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

8. Какая разновидность кодифицированных актов содержит нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсисте­мы) государственных органов?

1. Кодексы.

2. Уставы.

3. Регламенты.

9. К какому понятию относится следующее определение: «Упорядочение нор­мативно-правовых актов путем подготовки и издания систематических собраний и сборников, которое проводится организациями или отдельными гражданам без специальных на то полномочий правотворческих органов»?

1. Официальная инкорпорация.

2. Систематическая инкорпорация.

3. Неофициальная инкорпорация.

10. Какой учет осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о нормативно-правовых актах практически в неограниченном количестве?

1. Журнальный учет.

2. Картотечный учет.

3. Учет на электронных носителях.

Тема 15. Теория правоотношений

Учебные вопросы:

1. Понятие и признаки правоотношения.

2. Классификация правовых отношений.

3. Состав (структура) правоотношения.

4. Предпосылки правоотношений.

Понятие и признаки правоотношения

Реальные жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том чис­ле и правовыми. Каждое общественное отношение представляет собой сложное и многогранное явление, которое может включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одни из них охватываются правовым регулированием, а другие – нет. Так, в семейной жизни юридическую форму приобретают, как правило, материальные взаимосвязи – отношение же людей к религии, к самому себе находятся вне сферы правового регулирования.

Право – особый, официальный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные общественные отношения, оно тем самым придает им правовую форму. Таким образом, появляется особый вид социального отношения – правоотношения. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. В самом упрощенном виде правоотноше­ние можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами права.

Правоотношение – общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняе­мыми государством. Правоотношение – это общественное отношение, урегулиро­ванное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Это централь­ное звено механизма правового регулирования, главный канал реали­зации права.

Если норма права – статическое состояние правового регулиро­вания, то правоотношения – динамическое. Категория «правоот­ношение» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юриди­ческие нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для дан­ных субъектов.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установле­ний правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.

Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не опреде­ленного круга субъектов. В них содержатся предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.

Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлеж­ностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Простейшая структура правоотношения выглядит как связь, взаимо­действие прав и обязанностей двух его участников. Например, праву покупателя соответствует обязанность продавца передать ему вещь (покупку) после оплаты ее стоимости (обязанность покупателя), а про­давец вправе потребовать соответствующую плату. По трудовому до­говору праву нанимателя (работодателя) требовать выполнения обу­словленной работы соответствует обязанность работника выполнять такую работу. Праву работника на получение заработной платы соот­ветствует обязанность нанимателя выплачивать ее в установленные сроки.

Подобные правоотношения носят название двусторонних, по­скольку в них участвуют две стороны, каждая из которых обладает правами и обязанностями в отношении другой. Гражданские пра­воотношения бывают и односторонними. В них также индивиду­ализированы правомочный и обязанный субъекты (два участника), из которых один несет обязанность перед другим, а другой имеет право на исполнение этой обязанности в свою пользу. Например, договор дарения – наиболее элементарное правовое отношение двух инди­видуально-определенных субъектов, где есть только одна обязан­ность и одно право.

Правоотношение обладает социальными и юридическими признаками:

1. Социальные признаки правоотношения:

может возникать только между людьми (социальными субъектами);

может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон;

призвано приводить его участников к достижению каких-либо соци­ально-значимых последствий, результатов.

2. Юридические признаки правоотношения:

возникают на основе норм права (общие требования пра­вовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

представляют собой форму правомерного поведения;

складываются из субъективных прав и юридических обязанностей кор­респондирующего характера (реализация права одним субъектом, находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствую­щего обязательства другим субъектом), это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью;

это волевое отношение, ибо для его возникновения необходи­ма воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

это отношение возникает по поводу реального блага, ценнос­ти, в связи с чем, субъекты осуществляют принадлежащие им субъ­ективные права и юридические обязанности;

обеспечиваются системой государственных гарантий;

отклонение от санкционированных государством правил поведения субъектов правоотношений рассматривается как правонарушение и вы­зывает адекватную реакцию в форме негативной юридической ответствен­ности.


Классификация правовых отношений

Правоотношения можно классифицировать, используя следующие критерии:

По функциям права.

По степени определенности (по степени конкретизации (индивидуали­зации) субъектов (сторон) правоотношения).

По отраслям права (в зависимости от предмета правового регулирования).

По объему правоотноше­ний.

По характеру содержания.

По природе юридической обязанности.

По продолжительности действия.

По составу участников.

1. По функциям права:

регулятивные правоотношения – возникают в целях регулирования общественных отношений; вызываются к жизни нормами права (или договора) и юридическими фактами (событиями и правомерными дей­ствиями).

охранительные правоотношения – возникают в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка, вызываются к жизни охранительными нормами и юридическими фактами (правонарушениями); сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственнос­ти, предусмотренной в санкции охранительной нормы; способствуют реализации регуля­тивных правоотношений.

Первые в известной мере первичные, связаны с установлением позитивных прав и обязанностей сторон и их реали­зацией. Вторые возникают тогда, когда нарушены права и не исполне­ны обязанности, когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защи­ты со стороны государства. Типичным примером регулятивных отно­шений являются гражданско-правовые обязательства, трудовые, се­мейные и другие правоотношения. Процессуальные отношения в об­ласти судопроизводства, исполнения уголовного наказания – это ти­пичные охранительные правоотношения по реализации юридической ответственности.

2. По степени определенности (по степени конкретизации (индивидуали­зации) субъектов (сторон) правоотношения):

абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

относительно-определенные правоотношения, в которых все сторо­ны отношения конкретно определены (истец – ответчик, супруг – супруга, подсудимый – суд и т.д.).

В относительных правоотношениях конкретно (поименно) оп­ределены обе стороны, т.е. все участники (управомоченные и обязанные субъекты – покупатель и продавец, истец и ответчик).

«Относительны» они потому, что все другие лица и организации не несут обязанностей и не имеют прав по данному договору либо, например, семейному отношению между супругами.

В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица – все возможные субъекты (каждый и всякий), при­званные воздерживаться от нарушений интересов (субъективного права) управомоченного (авторские правоотношения).

Классический пример – право собственности, которое состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Закон не определяет каких-либо обязанных перед собственником лиц. Означа­ет ли это, что здесь имеет место только субъективное юридическое право, но нет правового отношения, так как нет обязанной стороны? В правовой теории многие относили право собственности к правам "вне правоотношения". Однако более правильной была другая позиция, разделяемая юридической практикой: праву собственника противо­стоит обязанность всех других лиц не препятствовать свободному осуществлению им владения, пользования или распоряжения вещью, не посягать на эти права. Такая связь участников правоотношений в нормальных условиях как бы не видна. Но как только нарушено право собственности, обязанность нарушителя по отношению к собственни­ку четко выявляется.

«Абсолютные», то есть налагающих обязанности на всех и каждого. В гражданском праве это право авторства, в административном – право охраны го­сударства (должностного лица) пресекать нарушения общественного порядка, обязанность соблюдать который лежит на каждом лице и ор­ганизации. Аналогичны права органов охраны природы и некоторых других контрольных органов.

В некоторых источниках называются общерегулятивные (по функциям права) или общие (по степени определенности) правоотношения, это вопрос дискуссионный.

Согласно одной точке зрения, выделение подобных правоотно­шений недостаточно убедительно и практически бесполезно (В.К. Бабаев, Ю.И. Гревцов и др.).

По мнению других авторов (Н.И. Матузов, С.С. Алексеев, B.C. Основин), общие правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между госу­дарством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, уважать права других граждан). Данные правоотношения возникают на основе норм Конституции, важнейшего законодательства и являются базовыми для отраслевых правовых отношений.

По мнению В.М.Корельского, В.Д.Перевалова, общерегулятивные правоотношения появляются не­посредственно из закона. Они возникают на основании юри­дических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адре­сатов одинаковые права или обязанности без всяких усло­вий (например, многие конституционные нормы). Регулятив­ные нормы, содержащие в гипотезе указание на юридичес­кие факты, также порождают у всех адресатов одинаковые правосубъектные возможности, гарантируемые государством. Возможность иметь субъективные права и нести юридичес­кие обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения.

3. По отраслям права (в зависимости от предмета правового регулирования):

конституционно-правовые отношения (отношение гражданства);

гражданско-правовые отношения правоотношения купли-продажи);

уголовно правовые отношения (отношение ответственности за кражу);

уголовно-процессуальные отношения;

административно-правовые отношения (правоотношение по уплате налога) и т.д.

Каждой отрасли права соответствуют свои особенности ре­гулирования, которыми обусловлены особенности соответствующих отраслевых правоотношений. Так, гражданские правоотношения (обязательства, наследование, собственность) характеризуются рав­ным положением сторон. Административным правоотношениям, на­оборот, свойственно подчинение одной стороны (управляемой) другой стороне (управляющей). Земельные отношения связаны со специаль­ными мерами управления и контроля со стороны государства (условия отвода земель, их содержания и восстановления, земельный кадастр). Трудовые правоотношения характеризуются специальными гарантия­ми для трудящихся, отношения в области судопроизводства – состя­зательностью сторон, гарантиями презумпции невиновности и т.д.

4. По объему правоотношений:

простые правоотношения – отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

сложные правоотношения – отношения между несколькими субъек­тами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

5. По характеру содержания:

материальные (финансовые, трудовые и т.д.):

процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.).

6. По природе юридической обязанности:

пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обя­занностей (обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами, например, правоотношения собственности);

активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий, т.е. обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность, например, право­отношения займа).

7. По продолжительности действия:

кратко­временные (правоотношения мены):

долговременные (правоотношения гражданства).

8. По составу участников:

простые, возникаю­щие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи):

сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотно­шение отбывания уголовного наказания).

Состав (структура) правоотношения

Возникая на основе правовых норм, правоотношения становятся особой формой действий и поступков людей. Юридическая форма и фактическое содержание общественного отношения – это цельное социальное явление.

Тем не менее, чрезвычайно важно определить структуру правоотношения, уяснить какие основные элементы правовой формы придают фактическому отношению статус государственного, обеспечивают его охрану и гарантированность.

Состав правоотношения – это его внутреннее устройство (структу­ра). Состав – это характеристика правоот­ношения с точки зрения его внутрен­него устройства и взаимосвязи состав­ных элементов.

Структурные элементы правоотношения:

Объект правоотношения

Субъекты правоотношения

Содержание правоотношения

Некоторые авторы (Хропанюк) выделяют четыре элемента: объект, субъект, права и обязанности.

Правоотношение - слож­ное системное явление, в качестве составных элементов которого выступа­ют предметы материального и нематериального мира формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица – субъекты правоотношения; наконец само поведение субъек­тов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей взаимокорреспондирующего характера – содержание правоотношения.

Объекты правоотношения

Объект правоотношения – то, на что воздействует правоотношение: материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граж­дан, их организаций, и по поводу которых субъекты права вступают в пра­вовые отношения, осуществляют свои права и обязанности.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

Монистический. Объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей, фактическое поведение участников правоотношения (Хропанюк);

Плюралистический. Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством осуществления прав и обязан­ностей, обеспечивающих получение определенных благ.

С этой точки зрения объекты весьма разнообразны, ими могут быть:

материальные блага: вещи, ценности, имущество и т.п.;

ценные бумаги и документы: деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.;

продукты духовного мира (творчества): произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.;

личные неимущественные блага (нематериальные блага): жизнь, здоровье, достоинство, честь, деловая репутация и т.п.;

обстоятельства, устанав­ливаемые в процессуаль­ном порядке: определе­ние отцовства, признание лица умершим, без вести отсутствующим и т.д.;

результаты действий участников правоотношений (правоот­ношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.).

Эту точку зрения разделяет большинство ученых (Шершеневич, Трубецкой, Коркунов, Алексеев С.С.).

Субъекты правоотношения

Субъекты правоотношений – это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках пра­воотношений субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индиви­дуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты (физические лица):

Граждане

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Лица с двойным гражданством

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же пра­воотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государствен­ном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.

Коллективные субъекты:

Государственные органы

Государственные организации

Общественные и частные негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие организации, например, коммерческие банки, частные фирмы, общественные объединения и т.д.)

Государство в целом (когда оно, например, вступает в между­народно-правовые отношения с другими государствами, в конститу­ционно-правовые – с субъектами Федерации, в гражданско-право­вые – по поводу федеральной государственной собственности и т.п.).

Среди субъектов организаций особое место занимают так называемые юридические лица.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, ко­торая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обя­зательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (арбитраже, третейском суде)».

Коллективные субъекты, участвующие в области частноправо­вых отношений (гражданское, трудовое, семейное право), обладают качествами юридического лица.

Юридические лица являются, прежде всего, субъек­тами имущественных, гражданско-правовых отношений.

Юридическими лицами являются все предприятия и их объ­единения, а также учреждения и общественные объединения (в том числе религиозные) независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности (арендные коллективы, фермерские хозяйства и т.п.). Для признания организации или учреж­дения юридическим лицом требуется его регистрация в государствен­ных органах.

Такая классификация субъектов в сфере частного права имеет важное практическое значение. Ведь в правоотношениях частного права не должно быть неравного положения субъектов – подчинения одной стороны отношения другой стороне. На рынке – классической сфере частного права – продавец и покупатель «подчинены» одному экономическому закону стоимости. Если этот объективный закон на­рушается, то частное право и гражданский кодекс не действуют, оста­ются бессильными. Поэтому соблюдение равенства сторон – непре­менное условие участия в частноправовых отношениях. Для такого соблюдения все субъекты частноправовых отношений должны иметь равные права и обязанности, участвуя в этих отношениях. Поэтому законы о собственности, предпринимательстве, об общественных объединениях не делают различий между государством, его органами, предприятиями и учреждениями. Все они выступают как равноправные юридические лица в имущественных, трудовых и иных част­ноправовых отношениях и имеют равную защиту своих интересов.

Иногда различают публичные (парламент, правительство, суд, милиция, государственные предприятия, государственное учебное заведение и т.д.) или частные (коммерческий банк, частная фирма или предприятие, акционерное общество) юридические лица, в зависимости от того, какие функции они осуществляют.

В некоторых случаях юридическим лицом может быть и физическое лицо (частный предприниматель).

Специфическим субъектом правоотношений выступает само госу­дарство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений. Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом ме­ждународно-правовых отношений.

Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответ­ствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное само­управление обеспечивает самостоятельное решение населением вопро­сов местного значения, владения, пользования и распоряжения муни­ципальной собственностью. Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: