Конспект лекций 14 страница

18) согласовывать назначение на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности;

19) давать заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям;

20) в случаях нарушения законодательства вносить в органы управления соответствующих юридических лиц предложения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;

21) в случаях выявления при проведении проверок (ревизий) фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, в том числе денежных средств, другого государственного имущества, а также иных злоупотреблений передавать материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законодательством;

22) вносить в соответствующие государственные органы, руководителям юридических лиц предложения об отмене (изменении) принятых ими актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, в случае несоответствия этих актов законодательству;

23) по требованию Президента Республики Беларусь либо при необходимости по собственной инициативе информировать Президента Республики Беларусь о несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в декретах, указах, распоряжениях и других решениях Президента Республики Беларусь.

Законодательством могут быть установлены и иные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Председатель Комитета государственного контроля, председатели территориальных органов Комитета государственного контроля, их заместители или уполномоченные ими лица вправе участвовать в заседаниях коллегий министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в сессиях местных Советов депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих компетенцию Комитета государственного контроля или его территориальных органов, по согласованию с руководителями этих органов (ст. 15 Закона).

Полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов по защите прав и законных интересов государства и юридических лиц государственной формы собственности определены в ст. 16 Закона.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы имеют право в пределах своей компетенции предъявлять в суды иски и заявления по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной формы собственности.

Заявление в суд по защите прав и законных интересов юридического лица государственной формы собственности Комитет государственного контроля или его соответствующий территориальный орган подают по просьбе или с согласия этого лица, участвующего затем в деле в качестве истца (заявителя).

По делам, возбуждаемым по искам Комитета государственного контроля или его территориальных органов о защите интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, в качестве истца выступают соответственно Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице уполномоченных государственных органов в порядке, установленном законодательством.

Права должностных лиц Комитета государственного контроля и его территориальных органов при проведении проверок (ревизий) закреплены в ст. 17 Закона.

Должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов при проведении проверок (ревизий) имеют право:

1) по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника Комитета государственного контроля, форма которых определяется законодательством, беспрепятственно:

входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения.

Доступ на предприятия, в учреждения, организации, посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства, и допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

2) требовать от руководителей государственных органов, иных должностных лиц:

представления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и других сведений, проведения проверок по поступившим в Комитет государственного контроля и его территориальные органы обращениям граждан и отчета о результатах проведения этих проверок;

проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подчиненных им юридических лиц, обеспечения консультациями специалистов для выяснения возникших вопросов;

представления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий);

3) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, а также изымать соответствующие документы, в том числе подлинники;

4) вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства;

5) требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе;

6) указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.

Статья 18 Закона закрепляет полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов по применению экономических санкций и мер административного воздействия.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.

Председатель Комитета государственного контроля и его заместители, начальники главных управлений и инспекций Комитета государственного контроля и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и города Минска и их заместители вправе в пределах своей компетенции применять предусмотренные законодательством экономические санкции и меры административного воздействия от имени органов Комитета государственного контроля, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.

С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий Комитета государственного контроля или его территориальных органов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо по решению названных в части второй настоящей статьи должностных лиц им может быть предоставлена отсрочка по уплате сроком до шести месяцев.

Порядок применения Комитетом государственного контроля и его территориальными органами экономических санкций и мер административного воздействия устанавливается актами законодательства (ст. 19 Закона).

Суммы экономических санкций, не внесенные добровольно виновным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, списываются в бесспорном порядке со счетов виновных на основании решений Комитета государственного контроля или его территориальных органов.

Исполнение решений Комитета государственного контроля и его территориальных органов об имущественных взысканиях осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (ст. 20 Закона).

Решения Комитета государственного контроля, его территориальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином установленном законодательством порядке (ст. 21 Закона).

Средства на содержание Комитета государственного контроля и его территориальных органов выделяются из республиканского бюджета. Размер этих средств ежегодно устанавливается при утверждении бюджета Республики Беларусь (ст. 22 Закона).

Затраты по выплате вознаграждения специалистам и иным лицам, привлекаемым для выполнения поручений должностных лиц Комитета государственного контроля и его территориальных органов, а также затраты по компенсации заработной платы лицам, вызываемым в органы Комитета государственного контроля для дачи объяснений, производятся за счет средств республиканского бюджета (ст. 23 Закона).

Здания, другие помещения, а также средства оргтехники, связи, транспортные средства и другое имущество, необходимое для обеспечения деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов, находятся в оперативном управлении органов Комитета государственного контроля и не могут использоваться для иных целей (ст. 24 Закона).

Меры социальной и правовой защиты сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов определены в главе 6 Закона.

Сотрудниками Комитета государственного контроля и его территориальных органов могут быть граждане Республики Беларусь, профессиональная подготовка которых соответствует установленным законодательством требованиям, обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами.

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование этих органов, являются служащими государственного аппарата.

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия страхования определяются законодательством Республики Беларусь.

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Иные условия социальной защиты и социального обеспечения сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов определяются законодательством Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля может создавать с согласия Президента Республики Беларусь в соответствии с законодательством учреждения по повышению квалификации кадров, выпускать печатные издания, финансирование которых осуществляется из средств республиканского бюджета (ст. 27 Закона).

Обязанность содействия Комитету государственного контроля и его территориальным органам закреплена в ст. 28 Закона.

Государственные органы обязаны оказывать содействие должностным лицам Комитета государственного контроля и его территориальных органов при выполнении возложенных на них функций, необходимую помощь в проведении проверок (ревизий).

Должностные лица государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности обязаны информировать Комитет государственного контроля и его территориальные органы о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законодательства.

Должностные лица, препятствующие проведению проверок (ревизий), не обеспечивающие необходимых условий для работы сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов либо не выполняющие их обязательных предписаний, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 29 Закона закрепляет ответственность должностных лиц и иных сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов обязаны выполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им настоящим Законом и иным законодательством.

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, иные нарушения законодательства несут ответственность, установленную актами законодательства.

Ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц и иных сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов, возмещается в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Контроль за деятельностью Комитета государственного контроля и его территориальных органов осуществляется Президентом Республики Беларусь (ст. 30 Закона).

Тема 7: Совет Министров Республики Беларусь

Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов

Совет Министров Республики Беларусь — Правительство Республики Беларусь — центральный и коллегиальный орган государственного управления. В статье 1 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» записано, что «Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».

Из этого определения следует, что Совет Министров призван осуществлять исполнительную власть в Республике Беларусь.

Признаки Совета Министров как органа государственного управления:

1. Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления (исполнительной власти), так как занимает главенствующее положение в системе органов государственного управления (исполнительной власти). Совет Министров находится на самой высокой ступени в иерархии органов государственного управления, однако не на высшей. Над ним находится Президент как Глава государства.

2. Термин «центральный» (поскольку применяется только к Совету Министров) определяет его место в системе органов государственного управления и является вторым его существенным признаком.

3. Совет Министров является органом государственного управления. Это особо подчеркивается в части 1 статьи 106 Конституции и в статье 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь».

Данный признак объединяет Совет Министров с другими органами государственного управления и обособляет от Национального собрания, судебных органов и прокуратуры.

4. Реализация исполнительной власти — одно из предназначений Совета Министров.

5. Совет Министров — это широко коллегиальный орган.

6. Совет Министров — орган общей компетенции.

Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти (ст. 1 Закона). Оно обеспечивает исполнение положений законов, декретов, указов и распоряжений Президента. Следовательно, Совет Министров является, кроме того, исполнительным органом.

Совет Министров — орган Республики Беларусь. Полномочия Совета Министров распространяются на всю территорию республики.

Тем не менее, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Совет Министров стоит в одном ряду с другими общегосударственными органами. Это не отождествляет его с данными органами, а лишь означает, что он имеет общие с ними черты.

Президент Республики Беларусь является Главой государства и избирается всем населением республики. Он обладает определенными полномочиями по отношению ко всем ветвям власти, но наиболее широкими — в отношении исполнительной власти.

Отношения Правительства с Президентом строятся как отношения подчиненного с руководителем. Однако прямого указания об этом в законодательстве нет. Такой вывод вытекает из законодательства, статуса Президента и его конкретной деятельности. Президент занимается наиболее важными вопросами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического характера, решение которых относится и к компетенции Правительства. Он не всегда принимает декреты, указы по указанным вопросам, а направляет деятельность Правительства в нужное русло и иными способами оказывает ему помощь, указывает на недостатки, упущения, требуя их устранения.

Президент ответственен за успешную работу Правительства, и эта ответственность определяется многими обстоятельствами. Наиболее важными из них являются следующие.

По существу, исключительно Президент формирует Правительство. Успехи в работе любого органа, в том числе и Правительства, зависят от кадров, руководителей, их компетентности.

Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства. Правительство обязано руководствоваться такими идеологическими установками и следовать им.

Кроме того, Правительство в соответствии с частью 2 статьи 106 Конституции и частью 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» в своей деятельности подотчетно Президенту. Подотчетность выражается в том, что Правительство по мере необходимости (но не реже одного раза в квартал) обязано представлять Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Отчет — это форма контроля за деятельностью Правительства, важная управленческая функция. Отчет может быть как о всей деятельности за определенный период, так и по отдельным вопросам.

Существуют и иные формы контроля. Президент, например, вправе отменять акты Правительства (п. 25 ст. 84 Конституции Республики Беларусь), председательствовать на заседаниях Совета Министров.

Таким образом, Правительство находится в прямой зависимости (подчиненности) от Президента и занимает вторую ступень в общегосударственном масштабе в системе (иерархии) исполнительной власти.

Отношения Совета Министров с Национальным собранием строятся по нескольким направлениям:

утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;

рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;

дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;

осуществление Советом Министров законодательной инициативы;

внесение предложения Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

Совет Министров может требовать принятия Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта;

участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов.

Правительство ежегодно разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ч. 3 ст. 107 Конституции и ст. 4 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»). Как правило, Министр финансов докладывает основные положения проекта в Национальном собрании. Все изменения, уточнения и дополнения, предлагаемые депутатами или сенаторами, рассматриваются в Правительстве.

Проект бюджета первоначально рассматривается в комиссиях Национального собрания, нередко в присутствии представителей Правительства.

С отчетом об исполнении бюджета выступает в Национальном собрании один из членов Правительства.

Палата представителей Национального собрания заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, с которым он должен выступить в двухмесячный срок после назначения его на должность (п. 5 ст. 97 Конституции, ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»). В случае ее отклонения Премьер-министр вправе в течение двух месяцев представить повторную программу. Если и повторная программа отклонена, то это означает, что палата выражает вотум недоверия Правительству со всеми вытекающими последствиями.

Премьер-министр Республики Беларусь может поставить перед Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в таком доверии отказывает, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия (ч.3 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Отношения Совета Министров с Национальным собранием строятся в связи с дачей им согласия на назначение Президентом Премьер-министра. Если Палата представителей дважды отказала в даче такого согласия, то может возникнуть прецедент также для самой Палаты. Президент имеет право распустить Палату и назначить новые выборы или представить в третий раз кандидатуру на должность Премьер-министра.

Совет Министров обладает правом законодательной инициативы (ч.1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь).

По поручению Президента Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь вправе вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь об объявлении рассмотрения проекта закона срочным (ч.4 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

С согласия Президента Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь принятия на своих заседаниях решения путём голосования в целом за весь внесённый Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом или Правительством Республики Беларусь (ч.5 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь может требовать принятия Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, вследствие отклонения Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь законопроекта не принят согласованный текст законопроекта (ч.6 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Совет Министров Республики Беларусь в порядке, определённом законодательством Республики Беларусь, представляет в палаты Национального Собрания Республики Беларусь и их органы по требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства Республики Беларусь (ч.7 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Премьер-министр Республики Беларусь и другие члены Совета Министров Республики Беларусь имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь и их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди, а также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат Национального Собрания Республики Беларусь на вопросы соответственно депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также в установленном порядке - на их запросы (ч.8 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Совет Министров может вступать в отношения с Национальным собранием и по другим поводам, например при рассмотрении законопроектов, затрагивающих его интересы. Следует также отметить, что Совет Министров ответственен перед Национальным собранием, но не подчинен и не подконтролен ему.

Совет Министров издает постановления на основании и во исполнение законов. Между тем Национальное собрание не наделено правом заслушивать отчеты Совета Министров, поскольку последний ему не подчинен.

Национальное собрание — это, в первую очередь, законодательный орган, который лишь частично обладает правом контроля. Контроль за деятельностью Правительства осуществляет только Президент. Генеральный прокурор, Комитет государственного контроля не вправе осуществлять контроль за деятельностью Совета Министров. Не имеют права на подобный контроль и суды, за исключением Конституционного суда. Последний осуществляет контроль за соответствием постановлений Совета Министров Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

Совет Министров осуществляет руководство подчиненными ему республиканскими органами государственного управления.

Функции Совета Министров Республики Беларусь по руководству подчинёнными ему республиканскими органами государственного управления содержатся в ст. 14 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь». Совет Министров Республики Беларусь:

принимает меры по обеспечению реализации в полном объёме республиканскими органами государственного управления, подчинёнными Совету Министров Республики Беларусь, предоставленных им прав и полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления своих функций, самостоятельного решения отнесённых к их компетенции вопросов;

утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь;

утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь;

при необходимости передаёт решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органами государственного управления, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, либо принимает к решению вопросы, входящие в компетенцию республиканских органов государственного управления, за исключением случаев, когда компетенция указанных органов определена Президентом Республики Беларусь;

отменяет акты республиканских органов государственного управления, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: