Вторая «Звезда качества»
Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (детали, сборочной единицы), однако производство - это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л.Джонса, заложившая основы статистического управления качеством.
Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г.Доджем и Г.Ро-мингом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые, впоследствии, благодаря Э.Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в стране.
Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы (Рисунок 8).
Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения.
|
|
Появилась специальность - инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты.
В целом, акцент с инспекции и
Рисунок 8 – Вторая звезда качества выявления дефектов был перенесен на их
предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.
Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.
К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.
Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.
Третья «Звезда качества»
В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Её автором был американский ученый А.Фейгенбаум.
Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества.
Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют
Рисунок 9 – Третья звезда качества подход TQSC, где буква S означала
Statistical (статистический).
На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность, полномочия и взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества (Рисунок 9).
|
|
Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное - увеличивалось.
Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование.
Все большее внимание уделяется учёбе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя и самообучение.
Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в странах Европы. В результате, американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. Однако это обучение сопровождалось и нововведениями.
В странах Европы стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей стороной.
Особенно следует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.
Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной.
При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.