Качеством каждого отдельно взятого изделия

Вторая «Звезда качества»

Система Тейлора дала великолепный меха­низм управления качеством каждого конкретного изделия (детали, сборочной единицы), однако производство - это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л.Джонса, заложившая основы статистического управления качеством.

Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г.Доджем и Г.Ро-мингом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые, впоследствии, благодаря Э.Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма су­щественное влияние на экономическую революцию в стране.

Системы качества усложнились, так как в них были включе­ны службы, использующие статистические методы (Рисунок 8).

Усложни­лись задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими ме­тодами можно достигнуть их уменьшения.

Появилась специаль­ность - инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты.

В целом, акцент с инспекции и

Рисунок 8 – Вторая звезда качества выявления дефектов был перене­сен на их

предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учиты­валось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.

К профессиональному обучению добавилось обучение стати­стическим методам анализа, регулирования и контроля.

Стали более сложными и отношения поставщик - потреби­тель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

Третья «Звезда качества»

В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Её авто­ром был американский ученый А.Фейгенбаум.

Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества.

Сами японцы долгое время подчеркивали, что они ис­пользуют

Рисунок 9 – Третья звезда качества подход TQSC, где буква S означала

Statistical (статистический).

На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответст­венность, полномочия и взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества (Рисунок 9).

Системы мотивации стали смещаться в сторону человече­ского фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное - увеличивалось.

Главными мотивами качественного труда стали работа в кол­лективе, признание достижений коллегами и руководством, за­бота фирмы о будущем работника, его страхование.

Все большее внимание уделяется учёбе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до ме­сяца, используя и самообучение.

Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были ро­ждены в США и в странах Европы. В результате, американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. Однако это обучение сопровождалось и нововведениями.

В странах Европы стали уделять большое внимание докумен­тированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей стороной.

Особенно сле­дует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.

Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной.

При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: