Субъекты международного частного права.
МЧП регулирует невластные отношения, значит, в них вступают невластные субъекты, т.е. физические и юридические лица, не обладающие властными полномочиями. Эти невластные субъекты являются основными в международном частном праве. Когда между ними заключаются какие-то соглашения, то они заключаются между однопорядковыми субъектами.
В то же время в невластные отношения могут вступать и государства. Становится ли государство субъектом МЧП? Отношения между разного рода субъектами называются диагональными. Когда государства ступают в такие отношения, то они тоже регулируются нормами МЧП. Властных субъектов в МЧП называют неосновными субъектами, потому что отношения с их участием в основном регулируются нормами публичного права. Неосновные – не значит второстепенные, но они не всегда вступают в частноправовые отношения.
Основные субъекты МЧП.
Практически в данном случае речь идёт об иностранцах. Одна сторона для другой всегда будет являться иностранным субъектом. Под иностранцами мы понимаем граждан какого-то государства; лиц без гражданства.
|
|
Обычно говорят о том, что физические лица пользуются определённым правовым режимом. Правовой режим для иностранцев всегда определяется внутренним правом. Т.е. государство устанавливает определённые права и обязанности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Означает ли это, что государство может осуществлять регулирование исключительно по своему усмотрению.
Резолюция Генассамблеи ООН 1987 года: иностранцы должны обладать определённым объёмом прав. Т.е. для них предусматривается минимальный международный стандарт в каждом государстве. Установление этого стандарта связано с обеспечением защиты прав человека, в частности, право на жизнь, право на охрану здоровья, право на начальное образование; на обращение в государственные органы и в суд.
Виды правовых режимов иностранцев.
Режим наибольшего благоприятствования. Этот режим имеет договорный характер, а это, в свою очередь означает, что в каком-то договоре имеется статья, что гражданам договаривающихся государств предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Наибольшее благоприятствование означает, что всех иностранцев приравнивают к гражданам какого-то государства, которым предоставлен наиболее льготный режим. Например, в договорах о воздушном сообщении, о морском судоходстве.
В чём заключается благоприятность режима? Пока что ответа на этот вопрос в литературе не дано. Да, приравнивание есть. Но к кому, как и в каком отношении, абсолютно неизвестно. Какой же тогда это режим, объём которого неизвестен.
|
|
Режим наибольшего благоприятствования тоже не является правовым режимом.
Национальный режим. Всегда подчёркивается, что иностранцы при национальном режиме, пользуются равными правами с гражданами определённого государства. Введение такого режима практически невозможно, т.к. абсолютно идентичного набора прав и обязанностей у иностранцев и граждан быть не может.
Всё равно иностранцы весьма ограничены в правах, и, как правило, не имеют тех обязанностей, которые имеют граждане государства (например, обязанность уплачивать налоги; охранять культурные ценности и т.д.).
Налогообложение иностранцев обычно регулируется договорами об избежании двойного налогообложения: предусматривается, что налог платится один раз, у источника – там, где плательщик получает доход, с которого платится налог.
На самом деле во всех государствах имеются ограничения в отношении прав иностранцев. Обычно это касается инвестиций, например, во Франции иностранцам запрещены инвестиции в туризм, радио и телевидение; сельское хозяйство. В некоторых государствах могут быть инвестиции, только не стопроцентные: предполагается, что не менее 51 % инвестиций в какой-то отрасли должно быть у местных предпринимателей. Такого рода правила имеют место во всех арабских странах. Швейцария запрещает иностранцам работать в часовом бизнесе, в сыроварении.
Практически все государства устанавливают ограничения в политических правах: максимум, что разрешается, участие в муниципальных выборах. Как правило, запрещается служба в армии, исключение составляет Израиль. Но это наёмники, которые даже не включаются в состав армии государства.
Т.е. можно прийти к выводу, что национального режима нет, мы можем говорить о нём лишь условно. Государства таким образом хотят подчеркнуть, какие они демократичные по отношению к иностранцам, хотя на практике такого нет.
Специальный режим. Именно специальный режим является основным в практике государств. Он устанавливается законодательством каждого государства, и мы его всегда можем выяснить. Совокупность всех нормативных и ненормативных актов, которая имеется в данном государстве, будет формировать и специальный режим. Галенская: в РФ для иностранных граждан установлен не национальный, а специальный режим.