Права и обязанности налогоплательщиков

Принципы построения системы налогообложения, ее структура

Понятие налоговой системы

Налоговый кодекс, регламентирующий направления налоговых отношений в Республике Беларусь

Налоговый кодекс - это основной документ, регламентиру­ющий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и от­ношения, возникающие в процессе исполнения налогового обя­зательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обя­занности плательщиков, налоговых органов и других участни­ков отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.

Субъекты налоговых отношений – один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь обознача­ет под этим термином, во-первых, непосредственных платель­щиков налогов, сборов (пошлин), а во-вторых, иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложе­ния: налоговых агентов, законных и уполномоченных предста­вителей налогоплательщика.

Налоговый кодекс Республики Беларусь указывает, что каждый налогоплательщик имеет право:

- получать в налоговых органах по месту учета и в таможенных органах бесплатную информацию о порядке и условиях уплаты налогов и обязательных платежей, а также о своих правах и обязанностях;

- пользоваться налоговыми льготами на основании законов;

- представлять свои интересы в налоговых или таможенных органах самостоятельно или через представителя;

- передавать налоговым или таможенным органам документы, подтверждающие право на налоговые льготы, а также пояснения по исчислению и уплате налогов и внесении платежей по актам налоговых проверок;

- получать отсрочку и рассрочку по уплате налогов и штрафов при соблюдении условий налогового законодательства;

- обжаловать решения, действия или бездействия налоговых и финансовых органов и их должностных лиц;

- присутствовать при налоговых и таможенных проверках;

- требовать в установленном порядке возмещения ущерба.

Имеются и иные права, установленные законодательными актами и актами для налогоплательщиков.

Налогоплательщики обязаны:

- зарегистрироваться в налоговых органах;

- исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

- своевременно и полностью уплачивать налоги;

- представлять налоговым и таможенным органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы;

- своевременно вносить исправления в расчеты по налогам в бухгалтерский учет и отчетность при выявленных недостат­ках и нарушениях, выполнять другие обязанности, установлен­ные налоговым законодательством.

Налогоплательщик, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан:

- стать на учет в налоговом органе;

- сдать платежное поручение на перечисление налогов до наступления срока платежа по налогу;

- сообщать в налоговые органы по месту налогового учета об изменениях учетных реквизитов (наименование, местона­хождение и др.), ликвидации или реорганизации, о создании обособленных подразделений и др.,

- вести необходимый учет доходов (расходов) для составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и представлять декларацию налоговым органам.

Экономическое содержание и функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, стимулирующая, контрольная

Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт.

Налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда.

Во – первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи.

Во – вторых, они влияют на уровень и структуру совокуп­ного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его.

В – третьих, налоги определяют соотношение между из­держками производства и ценой товаров и услуг.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изыма­емые государством в ходе перераспределения части обществен­ного питания.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Функции налогов:

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебой­ном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необхо­димыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах ИХ развития. Последние десятилетия в мировой практике ха­рактеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объемов производства, развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физи­ческому лицу собственности в форме капитала или заработка и Может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: макси­мальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы госу­дарственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Стимулирующая функция - реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятель­ности налогоплательщика, приоритетных для государства на­правлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и префе­ренции. Никакая другая функция налогов непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.

Распределительная (перераспределительная) функция - обеспечивает про­цесс перераспределения совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода части. При этом одна его часть направляется па расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов) т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развити­ем государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

Регулирующая функция – налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное активно влияние на вос­производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулиро­вания экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функ­ции государства усложняются и получают развитие в рыноч­ных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов про­исходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определен­ную сторону налоговых отношений.

Контрольная функция – проявляется в оценке эффективного налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей.

Структура и состав налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, их классификация (по объему обложения, субъекту уплаты, принадлежности к уровню власти, способу изъятия)

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: